УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Мещанинова
И.П.
Дело № 33-1297/2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
19 апреля
2011 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
- Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В. и Трифоновой Т.П.,
при секретаре
Трофимовой А.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного
фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе
Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области
от 16 марта 2011 года, по которому постановлено:
Исковые требования
Низаметдинова М*** Х*** удовлетворить полностью.
Решение Управления
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в
Карсунском районе Ульяновской области №28 от 9.02.2011 года об отказе в
назначении досрочной трудовой пенсии Низаметдинову М*** Х*** отменить.
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в
Карсунском районе Ульяновской области включить в специальный стаж периоды
службы Низаметдинова М*** Х*** в составе Вооруженных Сил СССР с 12.11.1985 по
15.12.1987 года (2 года 1 месяц 3 дня), период нахождения на курсах повышения
квалификации с отрывом от производства общей продолжительностью с 25.11.2005
года по 25.01.2006 года (2 месяца 1 день) в календарном исчислении; период
работы в колхозе «П***» с 10.07.1985 года по 9.11.1985 года (5 месяцев) в
должности медработника по предрейсовой проверке механизаторов, с 6.08.1988 года
по 11.01.1989 года (6 месяцев 15 дней) в должности медработника по предрейсовой
проверке механизаторов и шоферов колхоза «П***», с 15.02.1988 года по
29.07.1988 года (6 месяцев 26 дней) в должности заведующего профилакторием в
колхозе им.К*** в льготном исчислении и
назначить ему льготную пенсию по старости с 9 февраля 2011 года.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Низаметдинов М.Х.
обратился в суд иском к УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области о
назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указал,
что решением пенсионного органа от 09.02.2011 ему отказано в назначении
досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной
деятельности по охране здоровья населения из-за отсутствия необходимого
специального стажа, в который не были включены следующие периоды: с 12.11.1985
по 15.12.1987 – срочной службы в
Вооруженных Силах СССР; с 25.11.2005 по 25.01.2006 – нахождения на курсах повышения квалификации с
отрывом от производства из расчета 1:1;
с 10.07.1985 по 9.11.1985 – работы в колхозе «П***» в должности
медработника по предрейсовой проверке механизаторов в льготном исчислении из
расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца;
с 6.08.1988 по 11.01.1989 – работы в колхозе «П***» в должности
медработника по предрейсовой проверке механизаторов и шоферов; с 15.02.1988 по 29.07.1988 – работы в колхозе им.К*** в должности
заведующего профилакторием. Полагал решение пенсионного органа незаконным,
просил его отменить и обязать ответчика включить период службы в Вооруженных
Силах СССР и период нахождения на курсах повышения квалификации в специальный
стаж в календарном исчислении, периоды нахождения в колхозе «П***» и им.К*** –
в льготном исчислении, назначить ему досрочную трудовую пенсию с 02.02.2011.
Рассмотрев данный
спор, суд постановил вышеприведенное
решение.
В кассационной
жалобе УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области не соглашается
с решением суда, просит его отменить.
Указывает, что суд применил Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959
№1397, утратившее силу на момент обращения истца за пенсией. Действующие в
настоящее время Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов
работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, не
предусматривают включение в медицинский стаж для назначения пенсии периодов службы в рядах Вооруженных Сил СССР,
работу в качестве медработников в колхозах,
профилакториях колхозов, а также курсов повышения квалификации.
Дело
рассмотрено в отсутствие сторон,
извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований
к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Из материалов дела
следует, что решением комиссии УПФ РФ в
Карсунском районе Ульяновской области от
09.02.2011 года Низаметдинову М.Х.
отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с
осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения из-за
отсутствия необходимого специального стажа, в который не включены периоды: с
12.11.1985 по 15.12.1987 – срочной
службы истца в Вооруженных Силах СССР (в календарном исчислении); с 25.11.2005
по 25.01.2006 – нахождения на курсах
повышения квалификации с отрывом от производства (в календарном
исчислении); с 10.07.1985 по 9.11.1985,
с 6.08.1988 по 11.01.1989 – работы в
колхозе «П***» в должности медработника по предрейсовой проверке механизаторов
(в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца); с 15.02.1988 по 29.07.1988 – работы в колхозе
им.К*** в должности заведующего профилакторием.
Ответчиком зачтено в
специальный стаж Низаметдинова М.Х. 23 года 6
месяцев 28 дней вместо требуемых
- не мене 25 лет работы в сельской местности.
Принимая решение о
включении в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской и иной
деятельности по охране здоровья населения, периода службы в Вооруженных Силах и нахождения на курсах повышения
квалификации (1:1), периода работы в колхозе в качестве медработника и
заведующего профилакторием (1:1,3), суд правильно определил юридически значимые
обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных
законом для отказа в удовлетворения требований о досрочном назначении трудовой
пенсии по старости, не установлено.
Этот вывод
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и оснований для
признания его неправильным не имеется.
В соответствии с
пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по
старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего
закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и
поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и
поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки соответствующих
работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций),
правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при
необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 11
Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых
вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые
пенсии» разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица,
претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам
Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть
исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31
декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось,
в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября
1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых
засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления
сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной
работой по охране здоровья населения».
В соответствии с
пунктом 3 Постановления №1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет
в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы
до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и
должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических
учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает
право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров
РСФСР от 6 сентября 1991 года №464.
Пунктом 1 указанного
постановления предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на
пенсию за выслугу лет, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от
наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических
учреждений всех форм собственности.
В предшествующий период
действовал Перечень, утвержденный постановлением Совмина СССР № 1397 от
17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения,
здравоохранения и сельского хозяйства».
Названными Списками
предусмотрены должности врачей-специалистов, медицинских работников всех
наименований, а Правилами исчисления трудового стажа – возможность включения в
специальный стаж работы в больничных,
амбулаторно-поликлинических учреждений всех типов и наименований, медицинских
кабинетах, амбулаториях, пунктах, служба в ВС СССР.
В соответствии с
действующими в тот период времени нормативно-правовыми актами¸ в том
числе Положением о медицинском профилактории, утвержденном Приказом
Министерства здравоохранения СССР № 621 от 01.06.1984 года, медицинские профилактории в колхозах
создавались в целях оказания медицинской помощи работникам сельского хозяйства.
Ответственность за деятельность медицинских профилакториев возлагалась на главных врачей учреждений (заведующих), в
составе которых они образовывались. На
должности среднего медицинского персонала таких профилакториев назначались
лица, имеющие среднее медицинское образование (фельдшер, акушерка, медицинская
сестра). В должностные обязанности среднего медицинского персонала профилакториев колхозов и совхозов входила
доврачебная медицинская помощь, санитарно-просветительная работа, забор
материалов для лабораторных исследований и т.п.
С учетом указанных
нормативно-правовых актов суд первой инстанции обоснованно включил период
службы в вооруженных силах (в календарном исчислении), работы в качестве
медработника колхоза (в льготном исчислении - 1:1,3) и заведующего
профилакторием колхоза (в льготном исчислении - 1:1,3) в специальный стаж истца.
Следует признать
правильным решение суда и в части зачета в льготный стаж истца периода
нахождения на курсах повышения квалификации с 25.11.2005 года по 25.01.2006
года в календарном исчислении
Довод жалобы о том,
что действующее законодательство не предусматривает включение периода
нахождения на курсах повышения квалификации в льготный стаж работы,
правильность выводов суда не опровергают.
Как ранее
действующее трудовое законодательство (ст.112 Кодекса законов о труде РФ), так
и ныне действующее – ст.187 Трудового кодекса РФ гарантировали работнику,
направленному работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы,
сохранение за ним места работы (должности) и средней заработной платы по
основному месту работы. Следовательно, нахождение на курсах повышения
квалификации относились к периодам, за которые работодатель производит
отчисление страховых взносов, в силу чего они подлежат включению в специальный
стаж работника.
Ссылка на
неправильное применение судом норм материального права является
несостоятельной.
Как правильно
отметил суд первой инстанции, в соответствии с Постановлением Конституционного
суда РФ № 2П от 29.01.2004 года за гражданами, приобретшими пенсионные права до
введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права
на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ,
действовавшего на момент приобретения права.
Таким образом,
обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем
представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и
процессуальный закон применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 16 марта 2011 года оставить без
изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской
Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области
– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: