Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Досрочная медицинская пенсия
Документ от 19.04.2011, опубликован на сайте 27.04.2011 под номером 24532, 2-я гражданская, о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Мещанинова И.П.                                                              Дело № 33-1297/2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                        19 апреля 2011 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего - Мирясовой Н.Г.,

судей  Казаковой М.В. и Трифоновой Т.П.,

при секретаре Трофимовой А.А.                 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 16 марта 2011 года, по которому постановлено:

Исковые требования Низаметдинова М*** Х*** удовлетворить полностью.

Решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области №28 от 9.02.2011 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии Низаметдинову М*** Х*** отменить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области включить в специальный стаж периоды службы Низаметдинова М*** Х*** в составе Вооруженных Сил СССР с 12.11.1985 по 15.12.1987 года (2 года 1 месяц 3 дня), период нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства общей продолжительностью с 25.11.2005 года по 25.01.2006 года (2 месяца 1 день) в календарном исчислении; период работы в колхозе «П***» с 10.07.1985 года по 9.11.1985 года (5 месяцев) в должности медработника по предрейсовой проверке механизаторов, с 6.08.1988 года по 11.01.1989 года (6 месяцев 15 дней) в должности медработника по предрейсовой проверке механизаторов и шоферов колхоза «П***», с 15.02.1988 года по 29.07.1988 года (6 месяцев 26 дней) в должности заведующего профилакторием в колхозе им.К*** в льготном исчислении  и назначить ему льготную пенсию по старости с 9 февраля 2011 года.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Низаметдинов М.Х. обратился в суд иском к УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование иска указал, что решением пенсионного органа от 09.02.2011 ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения из-за отсутствия необходимого специального стажа, в который не были включены следующие периоды: с 12.11.1985 по 15.12.1987 –  срочной службы в Вооруженных Силах СССР; с 25.11.2005 по 25.01.2006 –  нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства из расчета 1:1;  с 10.07.1985 по 9.11.1985 – работы в колхозе «П***» в должности медработника по предрейсовой проверке механизаторов в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца;  с 6.08.1988 по 11.01.1989 – работы в колхозе «П***» в должности медработника по предрейсовой проверке механизаторов и шоферов;  с 15.02.1988 по 29.07.1988 –  работы в колхозе им.К*** в должности заведующего профилакторием. Полагал решение пенсионного органа незаконным, просил его отменить и обязать ответчика включить период службы в Вооруженных Силах СССР и период нахождения на курсах повышения квалификации в специальный стаж в календарном исчислении, периоды нахождения в колхозе «П***» и им.К*** – в льготном исчислении, назначить ему досрочную трудовую пенсию с 02.02.2011.         

Рассмотрев данный спор, суд  постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области не соглашается с  решением суда, просит его отменить. Указывает, что суд применил Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 №1397, утратившее силу на момент обращения истца за пенсией. Действующие в настоящее время Список должностей и учреждений и Правила исчисления периодов работы, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, не предусматривают включение в медицинский стаж для назначения пенсии  периодов службы в рядах Вооруженных Сил СССР, работу в качестве медработников в колхозах,  профилакториях колхозов, а также курсов повышения квалификации.

Дело рассмотрено  в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, что решением комиссии  УПФ РФ в Карсунском районе Ульяновской области  от 09.02.2011 года  Низаметдинову М.Х. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения из-за отсутствия необходимого специального стажа, в который не включены периоды: с 12.11.1985 по 15.12.1987 –  срочной службы истца в Вооруженных Силах СССР (в календарном исчислении); с 25.11.2005 по 25.01.2006 –  нахождения на курсах повышения квалификации с отрывом от производства (в календарном исчислении);  с 10.07.1985 по 9.11.1985, с 6.08.1988 по 11.01.1989  – работы в колхозе «П***» в должности медработника по предрейсовой проверке механизаторов (в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год 3 месяца);  с 15.02.1988 по 29.07.1988 – работы в колхозе им.К*** в должности заведующего профилакторием.

Ответчиком зачтено в специальный стаж Низаметдинова М.Х. 23 года 6  месяцев 28 дней вместо требуемых  - не мене 25 лет работы в сельской местности.

Принимая решение о включении в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской и иной деятельности по охране здоровья населения, периода службы в  Вооруженных Силах и нахождения на курсах повышения квалификации (1:1), периода работы в колхозе в качестве медработника и заведующего профилакторием (1:1,3), суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворения требований о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, не установлено.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных  с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

В соответствии с пунктом 3 Постановления №1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464.

Пунктом 1 указанного постановления предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

В предшествующий период действовал Перечень, утвержденный постановлением Совмина СССР № 1397 от 17.12.1959 года «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского  хозяйства».

Названными Списками предусмотрены должности врачей-специалистов, медицинских работников всех наименований, а Правилами исчисления трудового стажа – возможность включения в специальный стаж  работы в больничных, амбулаторно-поликлинических учреждений всех типов и наименований, медицинских кабинетах, амбулаториях, пунктах, служба в ВС СССР.

В соответствии с действующими в тот период времени нормативно-правовыми актами¸ в том числе Положением о медицинском профилактории, утвержденном Приказом Министерства здравоохранения СССР № 621 от 01.06.1984 года,  медицинские профилактории в колхозах создавались в целях оказания медицинской помощи работникам сельского хозяйства. Ответственность за деятельность медицинских профилакториев возлагалась на  главных врачей учреждений (заведующих), в составе которых они образовывались.  На должности среднего медицинского персонала таких профилакториев назначались лица, имеющие среднее медицинское образование (фельдшер, акушерка, медицинская сестра). В должностные обязанности среднего медицинского персонала  профилакториев колхозов и совхозов входила доврачебная медицинская помощь, санитарно-просветительная работа, забор материалов для лабораторных исследований и т.п.

С учетом указанных нормативно-правовых актов суд первой инстанции обоснованно включил период службы в вооруженных силах (в календарном исчислении), работы в качестве медработника колхоза (в льготном исчислении - 1:1,3) и заведующего профилакторием колхоза (в льготном исчислении - 1:1,3)  в специальный стаж истца.

Следует признать правильным решение суда и в части зачета в льготный стаж истца периода нахождения на курсах повышения квалификации с 25.11.2005 года по 25.01.2006 года  в календарном исчислении

Довод жалобы о том, что действующее законодательство не предусматривает включение периода нахождения на курсах повышения квалификации в льготный стаж работы, правильность выводов суда не опровергают.

Как ранее действующее трудовое законодательство (ст.112 Кодекса законов о труде РФ), так и ныне действующее – ст.187 Трудового кодекса РФ гарантировали работнику, направленному работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы, сохранение за ним места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы. Следовательно, нахождение на курсах повышения квалификации относились к периодам, за которые работодатель производит отчисление страховых взносов, в силу чего они подлежат включению в специальный стаж работника.

Ссылка на неправильное применение судом норм материального права является несостоятельной.

Как правильно отметил суд первой инстанции, в соответствии с Постановлением Конституционного суда РФ № 2П от 29.01.2004 года за гражданами, приобретшими пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 16 марта 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: