УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Лапина
Н.П.
Дело №
33-97\-2011
К А С С А Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
18 января 2011 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,
судей Костенко А.П.и
Аладина П.К.,
при секретаре
Бутузовой Я.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Беркутовой И*** В*** на
решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 25 ноября 2010 года, по
которому постановлено:
В удовлетворении
исковых требований Беркутовой И*** В***, Беркутовой А*** С*** к Государственному учреждению –
Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской
Федерации, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о
возмещении материального и морального вреда отказать.
Заслушав доклад
судьи Костенко А.П., объяснения Беркутовой И.В., поддержавшей доводы
кассационной жалобы, представителя Государственного учреждения – Ульяновского
регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации –
Кольник И.И., заключение прокурора Сальникова А.А.., считающего решение
законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Беркутова И.В. и
Беркутова А.С. обратились в суд с иском Государственному учреждению –
Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской
Федерации (далее по тексту ГУ - УРО ФСС)
о возмещении материального и морального вреда. В обоснование иска
указали, что истица Беркутова А.С. является инвалидом 3 степени
нетрудоспособности по общему заболеванию. В соответствии с законодательством
Беркутовой А.С. и сопровождающему лицу, при наличии медицинских показаний,
должны предоставляться путевки на санаторно-курортное лечение. В апреле 2007
года истцы обратились в ГУ – УРО ФСС с заявлением на получение путевок на
санаторно-курортное лечение, но их они не
получили. Из сообщения ГУ – УРО
ФСС узнали, что порядковый номер на
получение путевки на имя истицы Беркутовой А.С. составляет 1807. Не дождавшись
путевок в 2007г., истцы ездили на юг и лечились за свой счет. При прохождении
истцами лечения в санатории в 2009 году в
г. А***, они узнали, что другие льготники получают путевки на
санаторно-курортное лечение ежегодно.
Просят взыскать в их
пользу с ответчика среднюю стоимость двух путевок на санаторно-курортное
лечение на 21 день в сумме 45 000 рублей (за 2007г.), стоимость проезда к
лечению и обратно в сумме 2532 руб., компенсацию морального вреда в сумме 500 000 рублей.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе Беркутова И.В. просит решение суда отменить как незаконное. Указывает,
что заявленные ими требования к ГУ – УРО
ФСС являются обоснованными. Считает, что должностные лица данного учреждения длительное время нарушали права истицы
Беркутовой А.С. на своевременное получение путевки на санаторно-курортное
лечение, тогда как данные лица должны соблюдать и защищать права граждан. Имея
основания на получение путевок и оплаты проезда к месту лечения и обратно,
Беркутовы А.С. и И.В. вынуждены были ездить на лечение за свой счет. Считает,
что данные обстоятельства судом во внимание приняты не были и вынесено
незаконное решение.
На решение суда
прокурором Засвияжского района г. Ульяновска было подано кассационное
представление, которое до начала судебного заседания им было отозвано.
Судом в качестве
соответчика привлечено Министерство труда и социального развития Ульяновской
области, в качестве третьих лиц Управление Федерального казначейства по
Ульяновской области, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального
казначейства по Ульяновской области.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
Федеральным
законом от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О
государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих
право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных
услуг, в том числе инвалиды.
Пунктом 1 части 1
статьи 6.2 названного закона в состав предоставляемого гражданам набора
социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний
путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном
социальном страховании.
На момент обращения
(на 2007г.) Беркутовой А.С. порядок предоставления набора социальных услуг
отдельным категориям граждан регулировался Приказом Министерства
здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004г.
№328, согласно которому обязанность по предоставлению путевок на
санаторно-курортное лечение была возложена на Фонд социального страхования.
В соответствии с
Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и
Правительством Ульяновской области о передаче Правительству Ульяновской области
осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер
социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов,
а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг
по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и
бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно от
24.12.2009г., полномочия по предоставлению услуг отдельным категориям граждан
по санаторно-курортному лечению и бесплатному проезду к месту лечения и обратно
с 01.01.2010г. переданы Правительству Ульяновской области.
Порядок
предоставления путевок отдельным категориям граждан установлен постановлением Правительства
Ульяновской области от 25.02.2010 г. № 61 – П «О порядке осуществления
переданных федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты
инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по
оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по
предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное
лечение».
Указанным порядком
установлено, что прием заявлений на предоставление санаторно-курортных путевок
осуществляется при обращении гражданина, нуждающегося в санаторно-курортном
лечении, в государственное учреждение социальной защиты населения Ульяновской
области по месту жительства до 01 декабря текущего года.
Как видно из
материалов дела, Беркутова А.С. является
инвалидом 1 группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой
МСЭ – 005 № *** (л.д. 16).
В соответствии со
справкой, выданной ей 29.03.2007г.
Центральной клинической МСЧ поликлиникой
№2, Беркутова А.С.нуждается в санаторно-курортном лечении.
04 апреля 2007 года
истица по медицинским показаниям обращалась с заявлением в ГУ - УРО ФСС о
предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, но обеспечена путевкой
не была в связи с недостаточным
финансированием.
Обращаясь в суд с
названным иском, истцы указывают, что
неполучение ими путевок в 2007 году может быть компенсировано денежной компенсацией,
эквивалентной средней стоимости двух путевок на санаторно-курортное лечение
продолжительностью в 21 день в размере 45 000 рублей.
Отказывая в
удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции верно пришел к выводу,
что правовых оснований для этого не имеется.
Согласно положениям
Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной
помощи», Федерального закона от 24 ноября
1995 года № 181–ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской
Федерации» не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен
входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение.
В соответствии с п.
2 ст. 6.3 Федерального закона «О
государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных
услуг, в том числе и санаторно-курортного лечения, является календарный год.
Пунктом 3 названной
статьи гражданину, имеющему право на получение социальных услуг, предоставлено
право отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный
орган Пенсионного фонда РФ, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату.
Отказ от получения социальных услуг действует также в течение года.
Таким образом, из
смысла приведенных выше норм закона, нуждаемость гражданина в наборе социальных
услуг устанавливается ежегодно и не использованная им услуга в текущем году не
может быть автоматически перенесена на последующие годы.
Принимая во внимание,
что действующим законодательством не предусмотрена выплата денежной компенсации
взамен предоставления санаторно-курортных путевок, суд первой инстанции
правомерно в удовлетворении исковых требований отказал в полном объеме.
Доводы кассационной
жалобы Беркутовой И.В. были предметом рассмотрения судом первой инстанции, и им
дана надлежащая юридическая оценка, с которой следует согласиться.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применены судом правильно.
В силу изложенного,
решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Засвияжского
районного суда г. Ульяновска от 25 ноября 2010 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу Беркутовой И*** В*** – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи