Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Спор о возмещении морального вреда, причиненного непредоставлением инвалиду путевки на санаторно-курортное лечение
Документ от 18.01.2011, опубликован на сайте 09.02.2011 под номером 22892, 2-я гражданская, Возмещение материального и морального вреда, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Лапина Н.П.                                                                            Дело № 33-97\-2011

 

К А С С А Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      18 января 2011 года                       

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Шлотгауэр Л.Л.,

судей Костенко А.П.и Аладина П.К.,

при секретаре Бутузовой Я.А.

 

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Беркутовой И*** В*** на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 25 ноября 2010 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Беркутовой И*** В***, Беркутовой  А*** С*** к Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерству труда и социального развития Ульяновской области о возмещении материального и морального вреда отказать.

 

Заслушав доклад судьи Костенко А.П., объяснения Беркутовой И.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя Государственного учреждения – Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации – Кольник И.И., заключение прокурора Сальникова А.А.., считающего решение законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Беркутова И.В. и Беркутова А.С. обратились в суд с иском Государственному учреждению – Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту ГУ - УРО ФСС)  о возмещении материального и морального вреда. В обоснование иска указали, что истица Беркутова А.С. является инвалидом 3 степени нетрудоспособности по общему заболеванию. В соответствии с законодательством Беркутовой А.С. и сопровождающему лицу, при наличии медицинских показаний, должны предоставляться путевки на санаторно-курортное лечение. В апреле 2007 года истцы обратились в ГУ – УРО ФСС с заявлением на получение путевок на санаторно-курортное лечение, но их они не  получили. Из сообщения  ГУ – УРО ФСС узнали, что  порядковый номер на получение путевки на имя истицы Беркутовой А.С. составляет 1807. Не дождавшись путевок в 2007г., истцы ездили на юг и лечились за свой счет. При прохождении истцами лечения в санатории в 2009 году в  г. А***, они узнали, что другие льготники получают путевки на санаторно-курортное лечение ежегодно.

Просят взыскать в их пользу с ответчика среднюю стоимость двух путевок на санаторно-курортное лечение на 21 день в сумме 45 000 рублей (за 2007г.), стоимость проезда к лечению и обратно в сумме 2532 руб., компенсацию морального вреда  в сумме 500 000 рублей.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Беркутова И.В. просит решение суда отменить как незаконное. Указывает, что заявленные ими требования  к ГУ – УРО ФСС являются обоснованными. Считает, что должностные лица данного учреждения  длительное время нарушали права истицы Беркутовой А.С. на своевременное получение путевки на санаторно-курортное лечение, тогда как данные лица должны соблюдать и защищать права граждан. Имея основания на получение путевок и оплаты проезда к месту лечения и обратно, Беркутовы А.С. и И.В. вынуждены были ездить на лечение за свой счет. Считает, что данные обстоятельства судом во внимание приняты не были и вынесено незаконное решение.

На решение суда прокурором Засвияжского района г. Ульяновска было подано кассационное представление, которое до начала судебного заседания  им было отозвано.

Судом в качестве соответчика привлечено Министерство труда и социального развития Ульяновской области, в качестве третьих лиц Управление Федерального казначейства по Ульяновской области, Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Ульяновской области.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Федеральным законом  от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.

Пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии  с законодательством об обязательном социальном страховании.

На момент обращения (на 2007г.) Беркутовой А.С. порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан регулировался Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004г. №328, согласно которому обязанность по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение была возложена на Фонд социального страхования.

В соответствии с Соглашением между Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Ульяновской области о передаче Правительству Ульяновской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний  путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно от 24.12.2009г., полномочия по предоставлению услуг отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению и бесплатному проезду к месту лечения и обратно с 01.01.2010г. переданы Правительству Ульяновской области. 

Порядок предоставления путевок отдельным категориям граждан  установлен постановлением Правительства Ульяновской области от 25.02.2010 г. № 61 – П «О порядке осуществления переданных федеральных полномочий по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение».

Указанным порядком установлено, что прием заявлений на предоставление санаторно-курортных путевок осуществляется при обращении гражданина, нуждающегося в санаторно-курортном лечении, в государственное учреждение социальной защиты населения Ульяновской области по месту жительства до 01 декабря текущего года.

Как видно из материалов дела, Беркутова А.С. является  инвалидом 1 группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ – 005 № *** (л.д. 16).

В соответствии со справкой, выданной ей  29.03.2007г. Центральной клинической МСЧ  поликлиникой №2, Беркутова А.С.нуждается в санаторно-курортном лечении.

04 апреля 2007 года истица по медицинским показаниям обращалась с заявлением в ГУ - УРО ФСС о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, но обеспечена путевкой не была в связи с  недостаточным финансированием.

Обращаясь в суд с названным иском, истцы указывают, что  неполучение ими путевок в 2007 году может быть  компенсировано денежной компенсацией, эквивалентной средней стоимости двух путевок на санаторно-курортное лечение продолжительностью в 21 день в размере 45 000 рублей.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции верно пришел к выводу, что правовых оснований для этого не имеется.

Согласно положениям Федерального закона от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», Федерального закона от 24 ноября  1995 года № 181–ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение.

В соответствии с п. 2 ст. 6.3  Федерального закона «О государственной социальной помощи» периодом предоставления гражданам социальных услуг, в том числе и санаторно-курортного лечения, является календарный год.

Пунктом 3 названной статьи гражданину, имеющему право на получение социальных услуг, предоставлено право отказаться от их получения, обратившись с заявлением в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, осуществляющий ему ежемесячную денежную выплату. Отказ от получения социальных услуг действует также в течение года.

Таким образом, из смысла приведенных выше норм закона, нуждаемость гражданина в наборе социальных услуг устанавливается ежегодно и не использованная им услуга в текущем году не может быть автоматически перенесена на последующие годы.

Принимая во внимание, что действующим законодательством не предусмотрена выплата денежной компенсации взамен предоставления санаторно-курортных путевок, суд первой инстанции правомерно в удовлетворении исковых требований отказал в полном объеме.

Доводы кассационной жалобы Беркутовой И.В. были предметом рассмотрения судом первой инстанции, и им дана надлежащая юридическая оценка, с которой следует согласиться.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

 

Руководствуясь статьёй 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 25 ноября 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Беркутовой И*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи