У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело №33-***/2010
|
Судья Романова Г.Г.
|
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
08 июня 2010 года
|
г. Ульяновск
|
Судебная коллегия
по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Мирясовой Н.Г.,
судей Лисовой Л.С.,
Костюниной Н.В.,
при секретаре Высоцкой
А.В.
рассмотрела
в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в
Заволжском районе города Ульяновска на
решение Заволжского районного суда
г.Ульяновска от 05 мая 2010 года, которым суд решил:
Исковые требования М***
Л*** И*** удовлетворить.
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в
Заволжском районе города Ульяновска включить М*** Л*** И*** периоды работы с
06.02.1990 года по 30.11.1993 года; с 21.05.1997 года по 17.06.1997 года; с
19.11.2001 года по 17.12.2001 года; с 15.02.2006 года по 17.03.2006 года в
стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации
(Государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска
назначить М*** Л*** И*** досрочную трудовую пенсию по старости в связи с
лечебной деятельностью и иной работой по охране здоровья с 08.01.2010 года.
Заслушав доклад
председательствующего судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А
:
М*** Л.И. обратилась
в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска о включении
периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии. В
обоснование иска указала, что, обратившись к ответчику с заявлением о
назначении досрочной трудовой пенсии по старости, получила отказ со
ссылкой на отсутствие необходимого специального стажа. Управление Пенсионного
фонда не засчитало в специальный стаж периоды нахождения ее на курсах повышения
квалификации: с 21.05.1997г. по 17.06.1997г.; с 19.11.2001г. по 17.12.2001г.; с
15.02.2006г. по 17.03.2006г., когда она работала в должности медицинской сестры
в педиатрическом отделении МУЗ «Городская детская поликлиника №***» г.Ульяновска.
Кроме этого, в специальный стаж не был засчитан период работы с 06.02.1990г. по
30.11.1993г. в должности медицинской сестры У*** Дома детства.
Считает решение Управления Пенсионного фонда незаконным и необоснованным, в
связи с чем просила суд обязать ответчика зачесть в специальный стаж указанные
периоды и назначить ей пенсию с даты обращения к ответчику с заявлением о
назначении льготной пенсии – 08.01.2010г.
Рассмотрев спор по существу, суд постановил
вышеприведенное решение.
В кассационной жалобе
УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска не
соглашается с решением суда, просит его отменить как постановленное с
нарушением норм материального права, в иске М*** Л.И. отказать. Жалоба
мотивирована тем, что суд без законных оснований обязал Управление Пенсионного
фонда включить в специальный стаж истицы период её работы в должности медсестры
Ульяновского областного дома детства. Ссылаясь в обоснование на п.6 Правил
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по
охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20
п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, и утвержденный этим же
Постановлением Список должностей и учреждений, автор жалобы указывает, что
наименование учреждения, в котором работала истица, не соответствует
наименованиям учреждений, предусмотренных этим Списком. Учреждение У*** Дом
детства является образовательным учреждением, в
то время как законодатель предусмотрел, что выполнение лечебной и иной
деятельности по охране здоровья должно осуществляться в учреждениях
здравоохранения. Суд, указывая в решении, что в структуре У*** Дома детства
имеются подразделения медицинской направленности, не учел, что данные структурные подразделения не поименованы в
Списке и Правилах, в штатном расписании данные структурные подразделения не выделены, к тому же не
установлено, в каком структурном подразделении работала истица. Суд фактически
установил тождество учреждений.
Не соглашается автор
жалобы и с включением в специальный стаж истицы периодов нахождения на курсах
повышения квалификации. Указывает в этой связи, что в такие периоды М*** Л.И.
не занималась лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения в
течение полного рабочего дня.
Дело рассмотрено в
отсутствие представителя ответчика, представившего в судебную коллегию
заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Проверив материалы
дела, выслушав пояснения М*** Л.И., просившей отказать в удовлетворении
кассационной жалобы УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска, обсудив
доводы жалобы, судебная коллегия не
находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Согласно ст.ст.12,
55, 56, ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по
делу, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил
доводы сторон.
В соответствии с
собранными по делу доказательствами, анализ и оценка которым даны в решении,
суд пришел к объективному выводу об обоснованности заявленных
истицей требований.
Из материалов дела следует, что решением
комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в
Заволжском районе г.Ульяновска от
26.03.2010 года М*** Л.И. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по
старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения
из-за отсутствия необходимого специального стажа.
При этом в
специальный стаж истицы было засчитано 25 лет 11 месяцев 06 дней. Не были
включены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 21.05.1997г. по 17.06.1997г.; с
19.11.2001г. по 17.12.2001г.; с 15.02.2006г. по 17.03.2006г., когда она
работала в должности медицинской сестры в педиатрическом отделении МУЗ
«Городская детская поликлиника №***» г.Ульяновска. Ответчик исходил из того,
что согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от
11.07.2002г. №516, курсы не засчитываются в специальный стаж. Также решением
комиссии было отказано М*** Л.И. в зачете в специальный стаж периода работы с
06.02.1990г. по 30.11.1993г. в должности медицинской сестры У*** Дома детства,
так как данное учреждение не поименовано в Списках и Правилах, утвержденных
Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464.
Однако с позицией
УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска нельзя согласиться по следующим
основаниям.
В соответствии с
пп.20 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от
17.12.2001г. №173-ФЗ, досрочная трудовая пенсия по старости устанавливается
лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не
менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет
в городах, сельской местности и поселках
городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом
2 этой же нормы закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств,
профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом
которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1
настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и
назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством
Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г.
№781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в
стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом
20 пункта 1 статьи 27 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который в разделе
«Наименование должностей» содержит должность медицинской сестры. В
разделе «Наименование учреждений» указаны: Дом ребенка (п.17), Дом ребенка
специализированный (п.18); кроме того, в п.31 вышеуказанного Списка перечислены
учреждения социального обслуживания, в том
числе социальный приют для детей
и подростков, социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних, дом-интернат для детей с физическими
недостатками.
Кроме
того, в соответствии с п.6 Правил исчисления периодов
работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости,
лицам, осуществлявшим
лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в соответствии
с подп.20 п.1 статьи 27 ФЗ «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ
от 29.10.2002г. №781 (в редакции,
действовавшей до 26.05.2009г.) в стаж работы
для досрочного назначения пенсии
по указанному основанию засчитывается работа в медицинских группах, медицинских
пунктах, врачебных здравпунктах, являющихся структурными подразделениями
государственных и муниципальных
организаций.
Как следует из
материалов дела, У*** дом ребенка на основании решения Ульяновского областного
Совета народных депутатов №465 от 04.10.1988г. из отдела здравоохранения был
передан отделу образования и на базе Дома ребенка был организован детский дом
нового типа – Дом детства для воспитания детей с 0 до 18 лет. Передача
произведена с имеющимся контингентом
детей и сотрудников, с расходами на содержание, с сохранением действующего
порядка оплаты труда.
Согласно Положению
об областном Доме ребенка - Доме детства, утвержденному начальником управления
народного образования от 30.01.1989г., Дом детства был создан для детей – сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от рождения до 18 лет,
и состоял из нескольких подразделений, в том числе приемно-диагностического, который имел
кабинет функциональной диагностики, кабинет восстановительного лечения,
физиотерапевтический кабинет, лабораторию, санаторные группы для оздоровления
детей, изолятор-стационар, поликлинику.
В Положении об
областном специализированном Доме детства от 04.12.1991г. закреплено, что в
функциональном отношении областной Дом детства является межведомственной организацией, осуществляющей
как педагогическую, так и медицинскую
деятельность.
На основании приказа Министерства образования
Ульяновской области от 17.07.2008 года №508 Областное государственное
образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей «Специальный (коррекционный) детский дом *** «Дом детства» переименован
в Областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей -
специальный (коррекционный) детский дом *** «Дом детства» с 20.02.2008 года.
Имеющиеся в материалах дела лицензии,
выданные Департаментом здравоохранения и фармации Ульяновской области и
Федеральной службой по надзору в сфере
здравоохранения и социального развития, свидетельствуют о том, что Дому
детства разрешено осуществление медицинской деятельности: при
осуществлении доврачебной медицинской помощи по лечебной физкультуре и
спортивной медицине, медицинскому массажу, сестринскому делу, сестринскому делу в педиатрии, физиотерапии. При
осуществлении амбулаторно-поликлинической
медицинской помощи, в том числе при осуществлении первичной
медико-санитарной помощи по неврологии,
педиатрии, физиотерапии, стоматологии
детской.
Из выписок из штатного расписания Дома
детства за 1990 – 1993 годы следует, что в штате данного учреждения имелись как
врачи, так и средний медицинский персонал.
Допрошенная в судебном заседании свидетель И***
В.Г. пояснила, что М*** Л.И. работала
медсестрой изолятора в У*** Детском доме
с 1990 по 1993 годы.
Как усматривается из Положения об областном специализированном Доме детства
от 04.12.1991г. №452, и работники народного образования, и работники
здравоохранения, получали надбавку за работу в специализированном учреждении
(л.д.45).
Согласно Федеральному закону от 21.12.1996
года №159-ФЗ «О дополнительных
гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей» и Дома
ребенка (учреждения системы здравоохранения), и образовательные учреждения
в виде Детских домов, в которых
содержатся дети-сироты и дети,
оставшиеся без попечения
родителей, относятся к учреждениям
для детей сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей.
Целью создания указанных учреждений является
создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и
подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей.
Проанализировав положения вышеназванных
нормативных актов, регулирующих вопросы
назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подп.20 п.1 ст 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации», правильно оценив собранные по делу доказательства, суд
обоснованно пришел к выводу о необходимости включения в льготный трудовой стаж
истицы для досрочного назначения пенсии вышеуказанного периода ее работы в Доме
Детства (Специальном (коррекционном) детском доме для детей с отклонениями в
развитии), поскольку указанное учреждение,
хотя и является
образовательным учреждением,
вместе с
тем, в силу возложенных
должностных обязанностей М***
Л.И., работая в нем медицинской сестрой,
выполняла лечебную и иную деятельность, связанную с охраной здоровья детей, находящихся в
указанном Детском доме. При этом
суд обоснованно учитывал и то
обстоятельство, что данный Детский дом создан для детей с отклонениями в развитии, и что в
задачи Детского дома входит обеспечение
медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации
воспитанников, что в Детском доме имеются санаторные группы, а
также то, что медицинское обслуживание
воспитанников обеспечивается
штатным медицинским персоналом.
В
связи с изложенным, суд правильно
пришел к выводу, что оснований для отказа во включении в стаж, дающий право на
досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью
по охране здоровья населения, периода работы
М*** Л.И. в вышеуказанном Специализированном Детском доме в должности медицинской сестры
не имелось.
Следует признать
правильным решение суда и в части зачета в льготный стаж истицы периодов
нахождения на курсах повышения квалификации.
Довод жалобы о том,
что действующее законодательство не предусматривает включение таких периодов в
льготный стаж работы, судебной коллегией отклоняется как основанный на
неправильном толковании норм материального права.
Как ранее действующее трудовое законодательство
– ст.112 Кодекса законов о труде РФ, так и ныне действующее – ст.187 Трудового
кодекса РФ гарантировали работнику, направленному работодателем для повышения
квалификации с отрывом от работы, сохранение за ним места работы (должности) и
средней заработной платы по основному месту работы.
По сути, период нахождения работника на
курсах повышения квалификации является периодом его работы по основному месту
работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель
производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Так, судом установлено, что в периоды
нахождения на курсах повышения квалификации с 21.05.1997г. по 17.06.1997г.; с
19.11.2001г. по 17.12.2001г.; с 15.02.2006г. по 17.03.2006г. М*** Л.И. работала
медсестрой МУЗ «Городская детская поликлиника №***», находилась на курсах
повышения квалификации по направлению работодателя, соответственно, обучение
для нее являлось обязательным. В периоды прохождения истицей обучения на курсах
повышения квалификации за ней сохранялось и место работы, и заработная плата, с
которой производились отчисления в Пенсионный фонд.
Право лица на назначение досрочной трудовой
пенсии на льготных основаниях не может быть поставлено в зависимость от
периодического прохождения им как работником на основании должностной
инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него
обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности.
С
учетом включенных судом периодов работы истицы в специальный стаж, к
моменту ее обращения в Управление Пенсионного фонда с заявлением о
назначении пенсии у нее имелся
необходимый стаж работы для назначения досрочной пенсии по старости. Таким
образом, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность по
назначению М*** Л.И. пенсии по старости по
вышеуказанным основаниям.
При таких обстоятельствах решение следует
признать законным и обоснованным, оснований к отмене решения суда по доводам
кассационной жалобы судебная
коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Заволжского
районного суда г.Ульяновска от 05 мая 2010 года оставить без изменения, а
кассационную
жалобу Управления Пенсионного
фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи