Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении досрочной трудовой пенсии
Документ от 08.06.2010, опубликован на сайте 30.06.2010 под номером 17628, 2-я гражданская, О назначении досрочной трудовой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело №33-***/2010

                                            Судья Романова Г.Г.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

08 июня 2010 года

                                    г. Ульяновск

 

Судебная  коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мирясовой Н.Г.,

судей Лисовой Л.С., Костюниной Н.В.,

при секретаре Высоцкой А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском  районе города Ульяновска на решение Заволжского  районного суда г.Ульяновска от 05 мая 2010 года, которым суд решил:

Исковые требования М*** Л*** И***  удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска включить М*** Л*** И*** периоды работы с 06.02.1990 года по 30.11.1993 года; с 21.05.1997 года по 17.06.1997 года; с 19.11.2001 года по 17.12.2001 года; с 15.02.2006 года по 17.03.2006 года в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации  (Государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска назначить М*** Л*** И*** досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной деятельностью и иной работой по охране здоровья с 08.01.2010 года.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А  :

 

М*** Л.И. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование иска указала, что, обратившись к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, получила отказ со ссылкой на отсутствие необходимого специального стажа. Управление Пенсионного фонда не засчитало в специальный стаж периоды  нахождения ее на курсах повышения квалификации: с 21.05.1997г. по 17.06.1997г.; с 19.11.2001г. по 17.12.2001г.; с 15.02.2006г. по 17.03.2006г., когда она работала в должности медицинской сестры в педиатрическом отделении МУЗ «Городская детская поликлиника №***» г.Ульяновска. Кроме этого, в специальный стаж не был засчитан период работы с 06.02.1990г. по 30.11.1993г. в должности медицинской сестры У*** Дома детства. Считает решение Управления Пенсионного фонда незаконным и необоснованным, в связи с чем просила суд обязать ответчика зачесть в специальный стаж указанные периоды и назначить ей пенсию с даты обращения к ответчику с заявлением о назначении льготной пенсии – 08.01.2010г. 

Рассмотрев  спор по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска не  соглашается с решением суда, просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального права, в иске М*** Л.И. отказать. Жалоба мотивирована тем, что суд без законных оснований обязал Управление Пенсионного фонда включить в специальный стаж истицы период её работы в должности медсестры Ульяновского областного дома детства. Ссылаясь в обоснование на п.6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, и утвержденный этим же Постановлением Список должностей и учреждений, автор жалобы указывает, что наименование учреждения, в котором работала истица, не соответствует наименованиям учреждений, предусмотренных этим Списком. Учреждение У*** Дом детства является образовательным учреждением, в  то  время  как законодатель  предусмотрел, что выполнение лечебной и иной деятельности по охране здоровья должно осуществляться в учреждениях здравоохранения. Суд, указывая в решении, что в структуре У*** Дома детства имеются подразделения медицинской направленности, не учел, что данные  структурные подразделения не поименованы в Списке и Правилах, в штатном расписании данные структурные  подразделения не выделены, к тому же не установлено, в каком структурном подразделении работала истица. Суд фактически установил тождество учреждений.  

Не соглашается автор жалобы и с включением в специальный стаж истицы периодов нахождения на курсах повышения квалификации. Указывает в этой связи, что в такие периоды М*** Л.И. не занималась лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения в течение полного рабочего дня.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, представившего в судебную коллегию заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения М*** Л.И., просившей отказать в удовлетворении кассационной жалобы УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска, обсудив доводы  жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Согласно ст.ст.12, 55, 56, ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

В соответствии с собранными по делу доказательствами, анализ и оценка которым даны в решении, суд пришел к объективному выводу об  обоснованности   заявленных  истицей  требований.

Из материалов дела следует, что решением комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ (ГУ) в Заволжском  районе г.Ульяновска от 26.03.2010 года М*** Л.И. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения из-за отсутствия необходимого специального стажа.

При этом  в специальный стаж истицы было засчитано 25 лет 11 месяцев 06 дней. Не были включены в специальный стаж периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 21.05.1997г. по 17.06.1997г.; с 19.11.2001г. по 17.12.2001г.; с 15.02.2006г. по 17.03.2006г., когда она работала в должности медицинской сестры в педиатрическом отделении МУЗ «Городская детская поликлиника №***» г.Ульяновска. Ответчик исходил из того, что согласно Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516, курсы не засчитываются в специальный стаж. Также решением комиссии было отказано М*** Л.И. в зачете в специальный стаж периода работы с 06.02.1990г. по 30.11.1993г. в должности медицинской сестры У*** Дома детства, так как данное учреждение не поименовано в Списках и Правилах, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №464.

Однако с позицией УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска нельзя согласиться по следующим основаниям.

В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ, досрочная трудовая пенсия по старости устанавливается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья  населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности  и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Пунктом 2 этой же нормы закона предусмотрено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,  лицам, осуществлявшим   лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального  закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который в разделе «Наименование  должностей»  содержит должность медицинской сестры. В разделе «Наименование учреждений» указаны: Дом ребенка (п.17), Дом ребенка специализированный (п.18); кроме того, в п.31 вышеуказанного Списка перечислены учреждения социального обслуживания, в том  числе социальный  приют для детей и  подростков, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, дом-интернат для детей с физическими недостатками.

Кроме  того, в соответствии с п.6 Правил исчисления  периодов  работы, дающей  право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,  лицам, осуществлявшим   лечебную  и  иную деятельность  по охране  здоровья  населения в соответствии с  подп.20 п.1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 (в  редакции, действовавшей до 26.05.2009г.) в стаж работы  для  досрочного назначения пенсии по указанному основанию засчитывается работа в медицинских группах, медицинских пунктах, врачебных здравпунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и  муниципальных организаций.

Как следует из материалов дела, У*** дом ребенка на основании решения Ульяновского областного Совета народных депутатов №465 от 04.10.1988г. из отдела здравоохранения был передан отделу образования и на базе Дома ребенка был организован детский дом нового типа – Дом детства для воспитания детей с 0 до 18 лет. Передача произведена с имеющимся  контингентом детей и сотрудников, с расходами на содержание, с сохранением действующего порядка оплаты труда.

Согласно Положению об областном Доме ребенка - Доме детства, утвержденному начальником управления народного образования от 30.01.1989г., Дом детства был создан для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от рождения до 18 лет, и  состоял из нескольких  подразделений, в том числе  приемно-диагностического, который имел кабинет функциональной диагностики, кабинет восстановительного лечения, физиотерапевтический кабинет, лабораторию, санаторные группы для оздоровления детей, изолятор-стационар, поликлинику.

В Положении об областном специализированном Доме детства от 04.12.1991г. закреплено, что в функциональном отношении областной Дом детства является  межведомственной организацией, осуществляющей как педагогическую, так и  медицинскую деятельность.

На основании приказа Министерства образования Ульяновской области от 17.07.2008 года №508 Областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Специальный (коррекционный) детский дом *** «Дом детства» переименован в Областное государственное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей  - специальный (коррекционный) детский дом *** «Дом детства» с 20.02.2008 года.

Имеющиеся в материалах дела лицензии, выданные Департаментом здравоохранения и фармации Ульяновской области и Федеральной службой по надзору  в сфере здравоохранения и  социального  развития, свидетельствуют о том, что Дому детства разрешено осуществление медицинской деятельности: при осуществлении  доврачебной  медицинской помощи по лечебной физкультуре и спортивной медицине, медицинскому массажу, сестринскому делу, сестринскому  делу в педиатрии, физиотерапии. При осуществлении амбулаторно-поликлинической  медицинской помощи, в том числе при осуществлении первичной медико-санитарной  помощи по неврологии, педиатрии, физиотерапии, стоматологии  детской.

Из выписок из штатного расписания Дома детства за 1990 – 1993 годы следует, что в штате данного учреждения имелись как врачи, так и средний медицинский персонал.

Допрошенная в судебном заседании свидетель И*** В.Г. пояснила, что М*** Л.И.  работала медсестрой изолятора в У***  Детском доме с 1990 по 1993 годы.

Как усматривается из Положения  об областном специализированном Доме детства от 04.12.1991г. №452, и работники народного образования, и работники здравоохранения, получали надбавку за работу в специализированном учреждении (л.д.45).

Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О  дополнительных гарантиях  по социальной поддержке детей  сирот и детей, оставшихся  без  попечения  родителей» и Дома ребенка (учреждения системы здравоохранения), и образовательные  учреждения  в  виде  Детских домов, в  которых  содержатся дети-сироты и  дети, оставшиеся  без  попечения  родителей,  относятся к  учреждениям  для детей сирот и детей, оставшихся  без  попечения  родителей.

Целью создания указанных учреждений является создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Проанализировав положения вышеназванных нормативных актов, регулирующих  вопросы назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с  подп.20 п.1 ст 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», правильно оценив собранные по делу доказательства, суд обоснованно пришел к выводу о необходимости включения в льготный трудовой стаж истицы для досрочного назначения пенсии вышеуказанного периода ее работы в Доме Детства (Специальном (коррекционном) детском доме для детей с отклонениями в развитии), поскольку  указанное  учреждение,  хотя  и  является  образовательным  учреждением, вместе  с  тем, в  силу  возложенных  должностных  обязанностей М*** Л.И., работая  в нем медицинской сестрой, выполняла лечебную и иную деятельность, связанную с  охраной здоровья детей, находящихся в указанном Детском доме. При  этом суд  обоснованно учитывал и то обстоятельство, что данный Детский дом создан для  детей с отклонениями в развитии, и что в задачи Детского дома входит обеспечение  медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников,  что в  Детском доме имеются санаторные группы,  а  также то, что  медицинское  обслуживание  воспитанников  обеспечивается штатным медицинским  персоналом.  

В  связи  с  изложенным, суд  правильно  пришел  к  выводу, что оснований для  отказа во включении в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения,   периода работы М*** Л.И. в вышеуказанном Специализированном Детском  доме в должности медицинской  сестры  не  имелось.

Следует признать правильным решение суда и в части зачета в льготный стаж истицы периодов нахождения на курсах повышения квалификации.

Довод жалобы о том, что действующее законодательство не предусматривает включение таких периодов в льготный стаж работы, судебной коллегией отклоняется как основанный на неправильном толковании норм материального права.

Как ранее действующее трудовое законодательство – ст.112 Кодекса законов о труде РФ, так и ныне действующее – ст.187 Трудового кодекса РФ гарантировали работнику, направленному работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы, сохранение за ним места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы.

По сути, период нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом его работы по основному месту работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Так, судом установлено, что в периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 21.05.1997г. по 17.06.1997г.; с 19.11.2001г. по 17.12.2001г.; с 15.02.2006г. по 17.03.2006г. М*** Л.И. работала медсестрой МУЗ «Городская детская поликлиника №***», находилась на курсах повышения квалификации по направлению работодателя, соответственно, обучение для нее являлось обязательным. В периоды прохождения истицей обучения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось и место работы, и заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд.

Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных основаниях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности.

С  учетом включенных судом периодов работы истицы в специальный стаж, к моменту ее обращения в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении  пенсии у нее имелся необходимый стаж работы для назначения досрочной пенсии по старости. Таким образом, суд первой инстанции обоснованно возложил на ответчика обязанность по назначению М*** Л.И. пенсии по старости по  вышеуказанным  основаниям.

При таких обстоятельствах решение следует признать законным и обоснованным, оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы судебная  коллегия  не  усматривает. 

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 05 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационную  жалобу  Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском  районе города Ульяновска – без удовлетворения.   

Председательствующий   

Судьи