Судебный акт
В стаж, дающий право на пенсию, среднему медицинскому персоналу включается работа в лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Документ от 08.06.2010, опубликован на сайте 29.06.2010 под номером 17621, 2-я гражданская, О назначении досрочной трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело №33-***/2010

                                             Судья Асанидзе Э.Г.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

08 июня  2010 года

                                   г. Ульяновск

 

Судебная  коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мирясовой Н.Г.,

судей Костюниной Н.В., Лисовой Л.С.,

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области на решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 05 мая 2010 года, которым постановлено:

Иск Ф*** А*** М*** удовлетворить.

Отменить решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области от 24.02.2010 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Карсунском районе Ульяновской области засчитать Ф*** А*** М*** в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период нахождения на курсах повышения квалификации с 24.03.1997 года по 24.04.1997 год в льготном исчислении, с 23.05.2006 года по 30.06.2006 год в календарном исчислении.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Карсунском районе Ульяновской области засчитать Ф*** А*** М*** в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период работы в должности медсестры профилактория колхоза им.Ч*** с 29.09.1987 года по 24.02.1994 год в льготном исчислении и назначить ей досрочно трудовую пенсию по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, с 19.02.2010 года.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ф*** А.М. обратилась в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. В обоснование требований указала, что решением комиссии УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе от 24.02.2010 года в назначении досрочной пенсии ей отказано в связи с отсутствием у нее необходимого специального трудового стажа, в который не включен период ее работы в профилактории колхоза им.Ч*** в должности медицинской сестры с 29.09.2987г. по 24.02.1994г. и периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 24.03.1997г. по 24.04.1997г. и с 23.05.2006г. по 30.06.2006г. Не соглашаясь с данным решением ответчика, Ф*** А.М. просила суд отменить решение УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе об отказе в назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика засчитать в специальный трудовой стаж в льготном исчислении период работы с 29.09.1987г. по 24.02.1994г. и с 24.03.1997г. по 24.04.1997г. как 1 год 3 месяца за 1 год работы, с 23.05.2006г. по 30.06.2006г. и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 19.02.2010г., т.е. со дня обращения к ответчику.

Рассмотрев спор  по существу, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе УПФ РФ (ГУ) в Карсунском  районе Ульяновской области не соглашается с решением суда и просит его отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. Указывает, что наименование учреждения – «профилакторий колхоза» - не предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781. Ранее действующими Списками №464 от 06.09.1991 и Списками №1067 от 22.09.1999 профилакторий как лечебно-профилактическое учреждение также не было предусмотрено. Кроме того, полагает, что период нахождения истицы на курсах повышения квалификации зачету в льготный период для назначения пенсии также не подлежит, поскольку в указанный период истица не занималась лечебной или иной деятельностью по охране здоровья населения в течение полного рабочего дня.

Ф*** А.М. в возражение на кассационную жалобу УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области просит отказать ответчику в удовлетворении жалобы, решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения Ф*** А.М., просившей оставить решение суда без изменения, а в удовлетворении кассационной жалобы ответчику отказать, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, 19.02.2010 года Ф*** А.М. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.

Решением комиссии при УПФ РФ (ГУ) в Карсунском  районе Ульяновской области от 24.02.2010 года ей было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа. В специальный стаж истице засчитаны 17 лет 1 мес. 14 дней, не засчитаны периоды ее работы: с 29.09.1987г. по 24.02.1994г. – в должности медицинской сестры в профилактории колхоза им.Ч***; с 24.03.1997г. по 24.04.1997г. –  отпуск по уходу за ребенком; с 23.05.2006г. по 30.06.2006г. – период нахождения на курсах повышения квалификации.

Принимая решение о включении в специальный стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской и иной деятельности по охране здоровья населения, периода работы в качестве медицинской сестры профилактория колхоза и периода нахождения на курсах повышения квалификации, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворения требований о досрочном назначении трудовой пенсии по старости, не установлено.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В пункте 11 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных  с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона №173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

По состоянию на 31 декабря 2001 года пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения».

В соответствии с пунктом 3 Постановления №1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464.

Пунктом 1 указанного постановления предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Ф*** А.М., имея среднее медицинское образование и квалификацию медицинская сестра, в период с 29.09.1987 года по 24.02.1994 года работала в должности медицинской сестры профилактория колхоза им.Ч***.

В соответствии с действующими в тот период времени нормативно-правовыми актами медицинские профилактории в колхозах создавались в целях оказания медицинской помощи работникам сельского хозяйства. На должности среднего медицинского персонала таких профилакториев назначались лица, имеющие среднее медицинское образование (фельдшер, акушерка, медицинская сестра). В должностные обязанности среднего медицинского персонала  профилакториев колхозов и совхозов входила доврачебная медицинская помощь, санитарно-просветительная работа, забор материалов для лабораторных исследований и т.п.

Судом установлено, что в спорный период истица выполняла все функции (обязанности) медицинской  сестры, выражающиеся в оказании доврачебной медицинской помощи, санитарно-просветительской работы, проведении предрейсовых осмотров водителей. Следовательно, должность истицы в период работы в профилактории колхоза относилась к среднему медицинскому персоналу, а сам профилакторий – к лечебно-профилактическому учреждению, предусмотренному Списком № 464.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о включении вышеуказанного периода работы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности.

Следует признать правильным решение суда и в части зачета в льготный стаж истицы периода нахождения на курсах повышения квалификации с 24.03.1997 года по 24.04.1997 год.

Довод жалобы о том, что действующее законодательство не предусматривает включение периода нахождения на курсах повышения квалификации в льготный стаж работы, судебной коллегией отклоняется как основанный на неправильном толковании норм материального права.

Как ранее действующее трудовое законодательство – ст.112 Кодекса законов о труде РФ, так и ныне действующее – ст.187 Трудового кодекса РФ гарантировали работнику, направленному работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы, сохранение за ним места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы.

По сути, период нахождения работника на курсах повышения квалификации является периодом его работы по основному месту работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Так, судом установлено, что в период с 24.03.1997г. по 24.04.1997г. Ф*** А.М. находилась на курсах повышения квалификации по направлению костно-туберкулезного санатория «С***», где она работала палатной медсестрой, а в период с 23.05.2006г. по 30.06.2006г. – по направлению МУЗ «К*** ЦРБ». Таким образом, на курсы повышения квалификации истица направлялась работодателем, соответственно, обучение для нее являлось обязательным. В периоды прохождения истицей обучения на курсах повышения квалификации за ней сохранялось и место работы, и заработная плата, с которой производились отчисления в Пенсионный фонд.

Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных основаниях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им как работником на основании должностной инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности.

Принимая во внимание, что с учетом включения вышеуказанных периодов работы истицы в специальный стаж на момент обращения в Управление Пенсионного фонда с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии Ф*** А.М. имела необходимый стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с осуществлением медицинской и иной деятельности по охране здоровья населения, суд первой инстанции, согласно ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», правомерно возложил обязанность на УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области назначить ей пенсию с даты обращения  к ответчику с заявлением о назначении пенсии.

С учетом изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не усматривает.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 05 мая 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской областибез удовлетворения.

Председательствующий

Судьи