У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело №33-***/2010
|
Судья Асанидзе Э.Г.
|
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
08 июня 2010 года
|
г. Ульяновск
|
Судебная коллегия
по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Мирясовой Н.Г.,
судей Костюниной Н.В.,
Лисовой Л.С.,
при секретаре
Сиразетдиновой Э.Я.
рассмотрела в открытом
судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управления
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в
Карсунском районе Ульяновской области на решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 05 мая 2010 года, которым постановлено:
Иск Ф*** А*** М***
удовлетворить.
Отменить решение
Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (ГУ) в Карсунском районе
Ульяновской области от 24.02.2010 года об отказе в назначении досрочной
трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью.
Обязать Государственное
учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Карсунском районе Ульяновской
области засчитать Ф*** А*** М*** в стаж, дающий право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность
по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период нахождения
на курсах повышения квалификации с 24.03.1997 года по 24.04.1997 год в льготном
исчислении, с 23.05.2006 года по 30.06.2006 год в календарном исчислении.
Обязать Государственное
учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Карсунском районе Ульяновской
области засчитать Ф*** А*** М*** в стаж, дающий право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность
по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период работы в
должности медсестры профилактория колхоза им.Ч*** с 29.09.1987 года по
24.02.1994 год в льготном исчислении и назначить ей досрочно трудовую пенсию по
старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения, с 19.02.2010 года.
Заслушав доклад
председательствующего судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О
В И Л А :
Ф*** А.М. обратилась
в суд с иском к УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе о назначении досрочной трудовой
пенсии по старости. В обоснование требований указала, что решением комиссии УПФ
РФ (ГУ) в Карсунском районе от 24.02.2010 года в назначении досрочной пенсии ей
отказано в связи с отсутствием у нее необходимого специального трудового стажа,
в который не включен период ее работы в профилактории колхоза им.Ч*** в
должности медицинской сестры с 29.09.2987г. по 24.02.1994г. и периоды
нахождения на курсах повышения квалификации с 24.03.1997г. по 24.04.1997г. и с
23.05.2006г. по 30.06.2006г. Не соглашаясь с данным решением ответчика, Ф***
А.М. просила суд отменить решение УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе об отказе в
назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости, обязать ответчика
засчитать в специальный трудовой стаж в льготном исчислении период работы с
29.09.1987г. по 24.02.1994г. и с 24.03.1997г. по 24.04.1997г. как 1 год 3
месяца за 1 год работы, с 23.05.2006г. по 30.06.2006г. и назначить досрочную
трудовую пенсию по старости с 19.02.2010г., т.е. со дня обращения к ответчику.
Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное
решение.
В кассационной жалобе УПФ
РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской
области не соглашается с решением суда и просит его отменить как
постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Указывает, что наименование учреждения – «профилакторий колхоза» - не
предусмотрено Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается
в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения
в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002 №781. Ранее действующими Списками №464 от
06.09.1991 и Списками №1067 от 22.09.1999 профилакторий как
лечебно-профилактическое учреждение также не было предусмотрено. Кроме того,
полагает, что период нахождения истицы на курсах повышения квалификации зачету
в льготный период для назначения пенсии также не подлежит, поскольку в
указанный период истица не занималась лечебной или иной деятельностью по охране
здоровья населения в течение полного рабочего дня.
Ф*** А.М. в возражение на кассационную жалобу
УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области просит отказать ответчику в
удовлетворении жалобы, решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы
дела, выслушав пояснения Ф*** А.М., просившей оставить решение суда без
изменения, а в удовлетворении кассационной жалобы ответчику отказать, обсудив
доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене
решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Из материалов дела
следует, 19.02.2010 года Ф*** А.М. обратилась в УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе
Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи
с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в
государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Решением комиссии
при УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе
Ульяновской области от 24.02.2010 года ей было отказано в назначении досрочной
трудовой пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа. В специальный стаж
истице засчитаны 17 лет 1 мес. 14 дней, не засчитаны периоды ее работы: с
29.09.1987г. по 24.02.1994г. – в должности медицинской сестры в профилактории
колхоза им.Ч***; с 24.03.1997г. по 24.04.1997г. – отпуск по уходу за ребенком; с 23.05.2006г.
по 30.06.2006г. – период нахождения на курсах повышения квалификации.
Принимая решение о включении в специальный
стаж истицы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в
связи с осуществлением медицинской и иной деятельности по охране здоровья
населения, периода работы в качестве медицинской сестры профилактория колхоза и
периода нахождения на курсах повышения квалификации, суд правильно определил
юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворения требований о
досрочном назначении трудовой пенсии по старости, не установлено.
Этот вывод
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и оснований для
признания его неправильным не имеется.
В соответствии с
пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по
старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего
закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья
населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и
поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и
поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Списки
соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений
(организаций), правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии
при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В пункте 11 Постановления Пленума Верховного
суда РФ от 20.12.2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при
рассмотрении дел, связанных с
реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что по
волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на
установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального
закона №173-ФЗ, периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на
основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
По состоянию на 31 декабря 2001 года
пенсионное обеспечение медицинских работников регулировалось, в частности,
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года
№1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в
выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной
работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для
назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране
здоровья населения».
В соответствии с пунктом 3 Постановления №1066
в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной
работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года
засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения
и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по
охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным
Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №464.
Пунктом 1 указанного постановления
предусматривалась возможность включения в стаж, дающий право на пенсию за
выслугу лет, врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от
наименования должности лечебно - профилактических и санитарно-эпидемиологических
учреждений всех форм собственности.
Ф*** А.М., имея
среднее медицинское образование и квалификацию медицинская сестра, в период с
29.09.1987 года по 24.02.1994 года работала в должности медицинской сестры
профилактория колхоза им.Ч***.
В соответствии с
действующими в тот период времени нормативно-правовыми актами медицинские
профилактории в колхозах создавались в целях оказания медицинской помощи
работникам сельского хозяйства. На должности среднего медицинского персонала
таких профилакториев назначались лица, имеющие среднее медицинское образование
(фельдшер, акушерка, медицинская сестра). В должностные обязанности среднего
медицинского персонала профилакториев
колхозов и совхозов входила доврачебная медицинская помощь, санитарно-просветительная
работа, забор материалов для лабораторных исследований и т.п.
Судом установлено,
что в спорный период истица выполняла все функции (обязанности)
медицинской сестры, выражающиеся в
оказании доврачебной медицинской помощи, санитарно-просветительской работы,
проведении предрейсовых осмотров водителей. Следовательно, должность истицы в
период работы в профилактории колхоза относилась к среднему медицинскому персоналу,
а сам профилакторий – к лечебно-профилактическому учреждению, предусмотренному
Списком № 464.
При таких обстоятельствах
суд пришел к правильному выводу о включении вышеуказанного периода работы в
стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в
связи с осуществлением лечебной деятельности.
Следует признать
правильным решение суда и в части зачета в льготный стаж истицы периода
нахождения на курсах повышения квалификации с 24.03.1997 года по 24.04.1997
год.
Довод жалобы о том,
что действующее законодательство не предусматривает включение периода
нахождения на курсах повышения квалификации в льготный стаж работы, судебной
коллегией отклоняется как основанный на неправильном толковании норм
материального права.
Как ранее действующее трудовое
законодательство – ст.112 Кодекса законов о труде РФ, так и ныне действующее –
ст.187 Трудового кодекса РФ гарантировали работнику, направленному
работодателем для повышения квалификации с отрывом от работы, сохранение за ним
места работы (должности) и средней заработной платы по основному месту работы.
По сути, период нахождения работника на
курсах повышения квалификации является периодом его работы по основному месту
работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель
производит отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Так, судом установлено, что в период с
24.03.1997г. по 24.04.1997г. Ф*** А.М. находилась на курсах повышения
квалификации по направлению костно-туберкулезного санатория «С***», где она
работала палатной медсестрой, а в период с 23.05.2006г. по 30.06.2006г. – по
направлению МУЗ «К*** ЦРБ». Таким образом, на курсы повышения квалификации
истица направлялась работодателем, соответственно, обучение для нее являлось
обязательным. В периоды прохождения истицей обучения на курсах повышения
квалификации за ней сохранялось и место работы, и заработная плата, с которой
производились отчисления в Пенсионный фонд.
Право лица на назначение досрочной трудовой
пенсии на льготных основаниях не может быть поставлено в зависимость от
периодического прохождения им как работником на основании должностной
инструкции обучения на курсах повышения квалификации, которое является для него
обязательным условием дальнейшей медицинской деятельности.
Принимая во
внимание, что с учетом включения вышеуказанных периодов работы истицы в
специальный стаж на момент обращения в Управление Пенсионного фонда с
заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии Ф*** А.М. имела необходимый
стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с осуществлением медицинской и
иной деятельности по охране здоровья населения, суд первой инстанции, согласно
ст.19 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», правомерно возложил
обязанность на УПФ РФ (ГУ) в Карсунском районе Ульяновской области назначить ей
пенсию с даты обращения к ответчику с
заявлением о назначении пенсии.
С учетом
изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, оснований
для отмены решения суда по доводам жалобы не усматривает.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Карсунского
районного суда Ульяновской области от 05 мая 2010 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу Управления Пенсионного
фонда (государственное учреждение) в Карсунском районе Ульяновской области
– без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи