УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСНОЙ СУД
Дело №33-***/2010 Судья Хуснетдинов А.Р.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25
мая 2010 год город Ульяновск
Судебная
коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Гурьяновой
О.В., Казаковой М.В.,
при секретаре Высоцкой А.В.
рассмотрела дело
по кассационной жалобе
Управления Пенсионного фонда РФ в Радищевском районе Ульяновской области
на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 19 апреля 2010
года, по которому постановлено:
Исковые
требования К*** С*** Е*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению)
в Радищевском районе Ульяновской
области удовлетворить частично.
Признать
незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области от 01 февраля 2010 г. об отказе в выплате К***
С.Е. трудовой пенсии, назначенной ей с 21
сентября 2009 г., в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области возобновить выплату К*** С*** Е*** трудовой пенсии, назначенной ранее
достижения возраста 55 лет, в связи с
осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в
соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ,
начиная с 01 февраля 2010 г.
В
остальной части в удовлетворении исковых требований К*** С.Е. отказать.
Взыскать
с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Радищевском
районе Ульяновской области в пользу К*** С***
Е*** расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.
Заслушав доклад
судьи Гурьяновой О.В., судебная коллегия
установила:
К***
С.Е. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к ГУ - Управлению
Пенсионного фонда РФ в Радищевском районе Ульяновской области о признании незаконным решения комиссии Управления от 01.02.2010 г. об отказе в выплате пенсии и возложении обязанности возобновить выплату досрочной трудовой
пенсии с
01.02.2010 г.
Иск
мотивировала тем, что 21.09.2009 г.
ей была назначена
досрочная трудовая пенсии
по п.п.20 п.1 ст. 27 ФЗ «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации» как
лицу, более 25 лет осуществлявшему лечебную
и иную деятельность по
охране здоровья населения
в учреждениях здравоохранения. Решением комиссии по
рассмотрению вопросов реализации
пенсионных прав граждан УПФ РФ в Радищевском районе от 01.02.2010
ей
было отказано в
выплате ранее назначенной
пенсии в связи с отсутствием необходимого
специального стажа. Её
специальный стаж составляет 26 лет 8 мес.12 дней, в связи с чем досрочная трудовая пенсия ей была назначена
правильно, в соответствии с действующим на момент назначения пенсии пенсионным
законодательством.
Судом постановлено
вышеприведенное решение.
В кассационной
жалобе ГУ - УПФ РФ в Радищевском районе Ульяновской области не соглашается
с решением суда и
просит его отменить. При этом
указывает, что периоды работы истицы с 01.08.1988 г. по 29.11.1991
г., с 23.11.1992 г. по 14.11.1998 г.,
30.11.1991г. по 22.11.1992г. уже зачтены пенсионным фондом в специальный стаж в
соответствии с пенсионным законодательством в льготном порядке, а периоды
работы с апреля 2001 г. по сентябрь 2009
г. - в календарном порядке. Полагает,
что судом неправильно произведен подсчет и подтверждение страхового стажа для
установления трудовых пенсий, в том числе и периода ухода одного из родителей
за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет
в общей сложности. Полагает, что в специальный стаж работы период ухода за
ребенком мог быть включен в том случае, если данный уход имел место до
06.10.1992 г.
В возражениях на
кассационную жалобу К*** С.Е. считает
решение законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащую удовлетворению.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы,
судебная коллегия не
находит оснований к
отмене решения суда.
Как видно
из материалов дела,
21.09.2009 г. К*** С.Е. была
назначена досрочная трудовая
пенсия по п.п.20 п.1
ст. 27 ФЗ « О трудовых
пенсиях в Российской Федерации»
как лицу, более
25 лет осуществлявшему лечебную
и иную деятельность
по охране здоровья
населения в учреждениях
здравоохранения в сельской
местности.
Решением комиссии
по рассмотрению вопросов
реализации пенсионных прав
граждан УПФ РФ в Радищевском
районе Ульяновской области
от 01.02.2010 года в
выплате пенсии К***
С.Е. было отказано в
связи с тем, что
медицинский стаж истицы
на день назначения
пенсии составил 22 года
1 день, вместо требуемых
25 лет. При этом
было указано, что первоначально периоды работы истицы
с 25.04.2001г. по 03.05.2001г., с 01 по 02.09.2001 г., с 01.01.2002 г. по 20.09.2009 г. в должностях
процедурной медсестры, палатной медсестры хирургического отделения были
засчитаны в её специальный медицинский стаж со льготой как 1 год за 1 год 6 месяцев неправильно.
В ходе рассмотрения
дела суд пришел
к обоснованному выводу
о наличии у истицы требуемого
для назначения пенсии
специального медицинского стажа.
При этом
суд исходил из
следующего.
В соответствии с
п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста,
установленного ст. 7 указанного Закона (55 лет для женщин), лицам,
осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в
учреждениях здравоохранения не менее 25
лет в сельской местности и поселках городского типа, независимо от возраста.
Списки
соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, правила
исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости
утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением
Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 утверждены Список
должностей и учреждений, работа в
которых засчитывается в стаж работы, дающей право
на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости,
лицам, осуществлявшим лечебную и
иную деятельность по
охране здоровья населения
в учреждениях здравоохранения, а также Правила исчисления
периодов работы, дающей право
на назначение такой
пенсии.
До принятия
указанного Постановления действовали
Постановление Правительства РФ от
22.09.1999 г. № 1066 «Об утверждении
Списка должностей, работа в
которых засчитывается в выслугу, дающую право
на пенсию за
выслугу лет в
связи с лечебной
и иной работой
по охране здоровья
населения, и Правил
исчисления сроков выслуги
для назначения пенсии
за выслугу лет в
связи с лечебной
и иной работой
по охране здоровья
населения» и Постановление
Совета Министров РСФСР
от 06.09.1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и
должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических
учреждений, лечебная и иная работа
которых по охране
здоровья населения дает право на пенсию за
выслугу лет».
В соответствии с пунктом 3
Постановления Правительства РФ
от 22.09.1999 г. № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию
за выслугу лет в
связи с лечебной и
иной работой по
охране здоровья населения,
периоды работы до 1.11.1999 года засчитывались в
соответствии со Списком
профессий и должностей работников
здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений,
лечебная или иная
работа которых по
охране здоровья населения
дает право на
пенсию за выслугу
лет, утвержденным
Постановлением Совета Министров
РСФСР от 06
сентября 1991 года.
В соответствии
п.2 Постановления Совета
Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, один
год работы в
сельской местности или
поселке городского типа засчитывается
в стаж работы
в льготном исчислении
как 1 год и 3 месяца,
а работа среднего
медицинского персонала
отделений (палат) хирургического профиля
стационара – один год работы
за 1 год 6 месяцев.
Указанные условия
действовали до 01.11.1999 г., то есть
до вступления в
силу Постановления Правительства
РФ от 22.09.1999 г. № 1066.
В ходе
судебного разбирательства установлено,
что К*** С.Е.
работала в Р***
ЦРБ:
-с 01.08.1988 г. по
18.09.1988 г. в должности медицинской
сестры хирургического отделения;
-с 19.09.1988 г. по
22.11.1992 г. в должности
операционной медицинской сестры
хирургического отделения;
-с 23.11.1992 г. по 26.04.2001 г. в должности перевязочной медсестры
хирургического отделения;
-с 27.04.2001 г.
по 02.09.2001 г. в должности
процедурной медицинской сестры хирургического отделения;
-с 03.09.2001
г. по 10.03.2002 г. в должности
медицинской сестры инфекционного
кабинета ( 0,5 ставки) и онкологического кабинета (0,5 ставки) поликлиники;
-с 11.03.2002 г. по
30.06.2002 г. в должности палатной медицинской
сестры в хирургическом
отделении;
-с 01.07.2002 г. по
20.09.2009 г. в должности
старшей медицинской сестры
в хирургическом отделении.
При этом
в периоды: с 30.11.1991 г. по 22.11.1992 г., с 15.11.1998 г. по 24.04.2001г. и
с 04.05.2001 г. по 31.08.2001
г. К*** С.Е. находилась
в отпусках по
уходу за детьми.
Исходя из
указанных выше норм, судебная
коллегия приходит к
выводу, что период
работы истицы с
01.08.1988 г. по 14.11.1998 г.
(в том
числе и отпуск по
уходу за ребенком с
30.11.1991 г. по 22.11.1992 г.)
должен включаться в
стаж в льготном исчислении,
с применением двух
коэффициентов (1 год и 3
месяца за 1 год работы
и 1 год и 6 месяцев за 1 год работы), поскольку истица
работала в сельской
местности и занимала
должности среднего медицинского
персонала в хирургическом отделении
больницы.
Поэтому вывод
суда о том, что в
данном случае не
предусмотрено применение двух
коэффициентов, подлежит
исключению из мотивировочной части
решения суда.
Таким образом,
специальный стаж истицы
на 14.11.1998 г. составил: в
календарном исчислении – 10 лет 3
мес. 13 дней, в льготном
исчислении (с применением
коэффициента 1,9) - 18 лет.
Поскольку отпуск
по уходу за
вторым ребенком истицы протекал
после 06.10.1992 года (времени
вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992г. №3543-I «О внесении изменений
и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием
которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в
случае назначения пенсии на льготных условиях),
вывод суда о
том, что период
нахождения истицы в этом отпуске (с 15.11.1998 г. по 24.04.2001
г. и
с 04.05.2001 г. по 31.08.2001
г.) должен быть
засчитан в её
специальный стаж является
неверным и подлежит
исключению из мотивировочной части
решения суда.
Следовательно, подлежат
включению в специальный стаж
истицы в календарном
порядке следующие периоды:
С 25 апреля 2001 года по
03 мая 2001 года ( 09 дней) и с
01.09.2001 г. по 20.09.2009 г. (
8 лет
19 дней).
Таким образом,
на 21.09.2009 года специальный
стаж истицы составил 26 лет 28
дней (18 лет + 09 дней + 8 лет 19 дней), что
является достаточным для
назначения ей досрочной
трудовой пенсии в
соответствии со ст. 27 п.п.20 п.1 ФЗ «О
трудовых пенсиях в РФ».
При таких обстоятельствах суд
первой инстанции пришел
к правильному выводу
о незаконности принятого
Пенсионным фондом решения от
01.02.2010 г. об отказе в выплате К*** С.Е.
пенсии и обоснованно обязал
ответчика возобновить истице
выплату пенсии с
01.02.2010 года.
Доводы,
изложенные в кассационной
жалобе, выводов суда о
наличии у истицы
специального медицинского стажа более 25 лет не опровергают, а
поэтому основанием к
отмене решения суда
служить не могут.
Специальный стаж
истицы на 21.09.2009
года (без учета времени
нахождения её в
отпуске по уходу за вторым
ребенком - с 15.11.1998 г. по 24.04.2001 г и с 04.05.2001 г. по 31.08.2001 г.) составил
26 лет 28 дней.
Период нахождения
истицы в отпуске
по уходу за первым
ребенком с 30.11.1991 г. по
22.11.1992 г. судом обоснованно
включен в специальный
стаж истицы в
льготном исчислении.
В соответствии с
пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. №25 «О
некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с
реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров,
возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности
периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении
пенсии по старости (статьи 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06
октября 1992 года, то он подлежит
включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения
женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное
назначение пенсии по старости.
Статьей 167 КЗоТ РСФСР, действовавшего в спорный период,
предусматривалось, что дополнительный
отпуск без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж
работы, а также в стаж работы по специальности.
Поскольку вывод
суда о праве
истицы на получение
досрочной трудовой пенсии
по старости с
21.09.2009 г. является правильным,
следовательно, оснований для
отмены решения суда
по доводам кассационной
жалобы не имеется.
Руководствуясь
статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Радищевского
районного суда г. Ульяновска от 19 апреля
2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления
Пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области – без удовлетворения.
Исключить из мотивировочной части
решения суда вывод о
неприменении к периоду
работы истицы до 01.11.1999 года коэффициента
за работу в
сельской местности 1 год за
1 год и 3 месяца, а
также вывод о включении
в специальный стаж
истицы периодов нахождения
её в отпуске
по уходу за
ребенком с 15.11.1998 г. по 24.04.2001 г. и
с 04.05.2001 г. по 31.08.2001 г.
Председательствующий
Судьи