Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Период включается в стаж , с применением двух коэффициентов (1 год и 3 месяца за 1 год работы и 1 год и 6 месяцев за 1 год работы), поскольку истица работала в сельской местности медицинской сестрой хирургического отеделения
Документ от 25.05.2010, опубликован на сайте 29.06.2010 под номером 17589, 2-я гражданская, О выплате досрочной трудовой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСНОЙ СУД

 

Дело №33-***/2010                                                   Судья Хуснетдинов А.Р.

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

25 мая 2010 год                                                                        город Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей Гурьяновой О.В., Казаковой М.В.,

при секретаре  Высоцкой А.В.

 

рассмотрела   дело  по  кассационной  жалобе   Управления Пенсионного фонда РФ в Радищевском районе Ульяновской области на решение Радищевского районного суда Ульяновской области от 19 апреля 2010 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования К*** С*** Е*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Радищевском районе Ульяновской области удовлетворить частично.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области от 01 февраля 2010 г. об отказе в выплате К*** С.Е. трудовой пенсии, назначенной ей с 21 сентября 2009 г., в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области возобновить выплату К*** С*** Е*** трудовой пенсии, назначенной ранее достижения возраста 55 лет, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ, начиная с 01 февраля 2010 г.

В остальной части в удовлетворении исковых требований К*** С.Е.  отказать.

Взыскать с Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Радищевском районе Ульяновской области в пользу К*** С*** Е*** расходы по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., судебная коллегия

 

установила:

 

К*** С.Е. обратилась в суд с иском, уточненным в ходе рассмотрения дела, к ГУ - Управлению Пенсионного фонда РФ в Радищевском районе Ульяновской области о признании незаконным решения комиссии Управления от  01.02.2010 г.   об отказе в выплате пенсии и возложении обязанности возобновить выплату досрочной трудовой пенсии  с  01.02.2010 г.

Иск мотивировала тем, что 21.09.2009 г.  ей  была  назначена   досрочная  трудовая  пенсии  по  п.п.20 п.1 ст. 27  ФЗ «О  трудовых пенсиях  в  Российской Федерации»  как  лицу, более 25  лет  осуществлявшему     лечебную  и   иную деятельность   по  охране  здоровья  населения   в  учреждениях  здравоохранения. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Радищевском районе от  01.02.2010  ей  было  отказано  в  выплате  ранее  назначенной  пенсии  в связи с отсутствием необходимого специального  стажа.  Её  специальный стаж составляет 26 лет 8 мес.12 дней, в связи с чем  досрочная трудовая пенсия ей была назначена правильно, в соответствии с действующим на момент назначения пенсии пенсионным законодательством.

Судом  постановлено  вышеприведенное  решение.

В кассационной жалобе ГУ - УПФ РФ в Радищевском районе Ульяновской области не  соглашается  с  решением  суда и  просит   его отменить. При  этом  указывает, что периоды работы истицы с 01.08.1988 г. по 29.11.1991 г.,  с 23.11.1992 г. по 14.11.1998 г., 30.11.1991г. по 22.11.1992г. уже зачтены пенсионным фондом в специальный стаж в соответствии с пенсионным законодательством в льготном порядке, а периоды работы с апреля 2001 г. по  сентябрь 2009 г.  - в календарном порядке. Полагает, что судом неправильно произведен подсчет и подтверждение страхового стажа для установления трудовых пенсий, в том числе и периода ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности. Полагает, что в специальный стаж работы период ухода за ребенком мог быть включен в том случае, если данный уход имел место до 06.10.1992 г. 

В возражениях на кассационную жалобу  К*** С.Е. считает решение законным и обоснованным, а жалобу – не подлежащую удовлетворению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы,  судебная  коллегия  не  находит  оснований  к  отмене  решения  суда.

Как  видно  из  материалов  дела,  21.09.2009 г.  К*** С.Е.   была  назначена  досрочная  трудовая  пенсия  по   п.п.20 п.1  ст. 27 ФЗ «  О  трудовых  пенсиях в  Российской  Федерации»  как  лицу,  более  25 лет   осуществлявшему   лечебную   и  иную  деятельность   по  охране  здоровья  населения   в    учреждениях  здравоохранения  в  сельской  местности.

Решением  комиссии   по  рассмотрению  вопросов   реализации  пенсионных  прав  граждан УПФ РФ  в  Радищевском  районе  Ульяновской  области   от 01.02.2010  года   в  выплате  пенсии  К***  С.Е.  было  отказано в  связи  с тем,  что  медицинский  стаж  истицы  на  день  назначения  пенсии  составил  22 года  1  день, вместо  требуемых  25  лет. При  этом  было  указано, что    первоначально периоды работы  истицы  с 25.04.2001г. по 03.05.2001г., с 01 по 02.09.2001 г.,  с 01.01.2002 г. по 20.09.2009 г. в должностях процедурной медсестры, палатной медсестры хирургического отделения были засчитаны  в   её специальный медицинский стаж  со льготой как 1 год за 1 год 6 месяцев  неправильно.

В ходе  рассмотрения  дела  суд  пришел  к  обоснованному  выводу  о  наличии  у  истицы  требуемого   для  назначения  пенсии    специального медицинского  стажа.

При  этом  суд  исходил  из  следующего.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 указанного Закона (55 лет для женщин), лицам, осуществлявшим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не  менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, независимо от возраста.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 утверждены  Список  должностей  и  учреждений, работа  в  которых   засчитывается  в  стаж  работы, дающей  право   на  досрочное назначение  трудовой  пенсии  по  старости,   лицам, осуществлявшим   лечебную  и  иную  деятельность   по  охране  здоровья  населения  в  учреждениях  здравоохранения,  а также Правила  исчисления   периодов   работы, дающей  право   на  назначение  такой  пенсии.

До  принятия  указанного  Постановления  действовали  Постановление  Правительства РФ от 22.09.1999 г. № 1066 «Об  утверждении Списка  должностей, работа  в  которых   засчитывается в  выслугу, дающую  право   на  пенсию   за  выслугу  лет  в  связи  с  лечебной   и  иной   работой  по  охране  здоровья   населения, и Правил  исчисления   сроков  выслуги   для  назначения  пенсии  за выслугу  лет  в  связи  с  лечебной   и  иной  работой   по  охране  здоровья  населения»  и  Постановление  Совета  Министров  РСФСР  от  06.09.1991 г. № 464 «Об  утверждении Списка  профессий и   должностей  работников   здравоохранения  и  санитарно-эпидемиологических   учреждений, лечебная и  иная  работа  которых   по  охране  здоровья  населения   дает право на пенсию   за  выслугу  лет».

В  соответствии с  пунктом 3  Постановления  Правительства   РФ  от   22.09.1999 г. № 1066 в  выслугу, дающую право на  пенсию   за выслугу  лет   в  связи  с лечебной   и  иной  работой  по  охране  здоровья   населения,   периоды  работы  до 1.11.1999 года   засчитывались  в  соответствии  со  Списком   профессий и  должностей  работников   здравоохранения  и  санитарно-эпидемиологических   учреждений,   лечебная  или  иная  работа  которых   по  охране  здоровья  населения   дает  право  на  пенсию  за  выслугу  лет, утвержденным  Постановлением   Совета  Министров  РСФСР    от   06  сентября  1991 года.

В  соответствии   п.2  Постановления   Совета  Министров  РСФСР  от 06.09.1991 г. № 464,   один  год  работы  в  сельской  местности   или  поселке  городского типа  засчитывается  в  стаж  работы  в  льготном  исчислении  как        1 год и 3  месяца,  а  работа   среднего  медицинского персонала  отделений     (палат)   хирургического    профиля  стационара – один  год  работы  за  1 год 6 месяцев.

Указанные  условия   действовали   до  01.11.1999 г., то  есть  до  вступления  в  силу  Постановления  Правительства  РФ от 22.09.1999 г. № 1066.

В  ходе  судебного  разбирательства  установлено,  что  К***  С.Е.   работала  в  Р***  ЦРБ:

-с 01.08.1988 г. по 18.09.1988 г. в  должности   медицинской  сестры  хирургического  отделения;

-с 19.09.1988 г. по 22.11.1992 г.   в  должности  операционной   медицинской  сестры  хирургического  отделения;

-с 23.11.1992  г. по 26.04.2001 г. в  должности перевязочной   медсестры  хирургического  отделения;

  27.04.2001 г.  по 02.09.2001 г.   в  должности   процедурной  медицинской  сестры хирургического  отделения;

-с 03.09.2001 г.  по 10.03.2002 г. в  должности   медицинской  сестры  инфекционного  кабинета ( 0,5 ставки)  и   онкологического  кабинета (0,5 ставки)  поликлиники;

-с 11.03.2002 г. по 30.06.2002 г. в должности  палатной  медицинской  сестры   в  хирургическом  отделении;

-с 01.07.2002 г. по 20.09.2009 г.  в  должности   старшей  медицинской  сестры   в  хирургическом  отделении.

При  этом  в  периоды: с  30.11.1991 г. по 22.11.1992 г., с  15.11.1998 г. по 24.04.2001г.  и  с  04.05.2001 г.  по 31.08.2001  г. К***  С.Е.  находилась  в  отпусках  по  уходу  за  детьми.

Исходя  из  указанных выше  норм,   судебная  коллегия  приходит  к  выводу,  что  период  работы  истицы  с  01.08.1988 г. по  14.11.1998 г. (в  том  числе и  отпуск   по  уходу  за ребенком  с  30.11.1991 г. по 22.11.1992 г.)   должен  включаться   в  стаж  в льготном  исчислении,  с  применением  двух  коэффициентов (1 год и  3 месяца   за 1 год  работы  и 1 год и 6 месяцев  за 1 год  работы), поскольку  истица  работала  в  сельской  местности   и  занимала   должности   среднего  медицинского   персонала   в  хирургическом  отделении  больницы.

Поэтому  вывод  суда о  том, что  в  данном  случае  не  предусмотрено   применение  двух  коэффициентов, подлежит  исключению  из мотивировочной  части  решения  суда.  

Таким  образом,   специальный  стаж  истицы     на  14.11.1998 г. составил:   в  календарном  исчислении – 10  лет 3  мес. 13  дней, в  льготном  исчислении      применением   коэффициента 1,9) -  18  лет.

Поскольку   отпуск  по  уходу  за  вторым ребенком  истицы  протекал   после 06.10.1992  года (времени вступления в силу Закона РФ от 25 сентября 1992г. №3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого названный период перестал включаться в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях),  вывод  суда  о  том,  что   период    нахождения   истицы  в  этом  отпуске (с 15.11.1998 г. по 24.04.2001 г.  и    с  04.05.2001 г.  по 31.08.2001  г.)  должен  быть  засчитан  в  её  специальный  стаж   является  неверным  и  подлежит   исключению  из мотивировочной  части  решения  суда.

Следовательно,   подлежат  включению в  специальный  стаж  истицы   в  календарном  порядке  следующие  периоды:

С  25 апреля 2001  года по  03  мая  2001 года ( 09 дней) и   с  01.09.2001 г. по  20.09.2009 г. ( 8  лет  19  дней).

Таким  образом,  на   21.09.2009 года    специальный  стаж  истицы составил   26 лет 28  дней  (18  лет + 09 дней + 8 лет 19 дней),  что  является  достаточным  для  назначения  ей  досрочной  трудовой  пенсии   в  соответствии   со  ст. 27 п.п.20 п.1  ФЗ «О  трудовых  пенсиях  в  РФ».

При  таких обстоятельствах  суд  первой  инстанции   пришел   к  правильному   выводу  о   незаконности  принятого   Пенсионным фондом  решения  от   01.02.2010 г. об отказе в  выплате  К*** С.Е.  пенсии и  обоснованно  обязал   ответчика  возобновить   истице  выплату  пенсии   с  01.02.2010 года. 

Доводы, изложенные  в  кассационной  жалобе, выводов  суда   о  наличии  у  истицы   специального медицинского  стажа  более 25 лет    не опровергают,  а  поэтому  основанием  к  отмене  решения  суда  служить не  могут.

Специальный  стаж  истицы  на  21.09.2009  года (без  учета  времени   нахождения  её  в  отпуске по  уходу   за вторым  ребенком -  с  15.11.1998 г. по 24.04.2001 г и  с 04.05.2001 г. по  31.08.2001 г.)  составил  26  лет 28  дней.  

Период  нахождения  истицы  в  отпуске  по  уходу за  первым  ребенком   с 30.11.1991  г. по  22.11.1992  г. судом  обоснованно  включен   в  специальный  стаж  истицы   в  льготном  исчислении.

В соответствии с пунктом 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005г. №25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» при разрешении споров, возникших в связи с невключением женщинам в стаж работы по специальности периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком при досрочном назначении пенсии по старости (статьи 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»), следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года,  то он подлежит включению в стаж работы по специальности независимо от времени обращения женщины за назначением пенсии и времени возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости.

Статьей 167 КЗоТ РСФСР, действовавшего в спорный период, предусматривалось, что дополнительный отпуск без сохранения заработной платы засчитывался в общий и непрерывный стаж работы, а также в стаж работы по специальности. 

Поскольку    вывод  суда   о  праве   истицы   на  получение  досрочной  трудовой  пенсии   по  старости   с  21.09.2009 г.  является  правильным,  следовательно,   оснований   для  отмены  решения   суда  по  доводам  кассационной  жалобы  не  имеется.

Руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

определила:

 

Решение Радищевского районного суда г. Ульяновска от 19 апреля    2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда  РФ (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

Исключить  из мотивировочной  части  решения  суда вывод  о  неприменении   к  периоду   работы  истицы  до 01.11.1999 года  коэффициента  за  работу  в  сельской  местности 1  год за  1 год и 3  месяца,  а  также вывод   о  включении  в  специальный  стаж  истицы   периодов  нахождения  её  в  отпуске  по  уходу  за  ребенком   с  15.11.1998 г. по   24.04.2001 г.  и  с  04.05.2001 г. по 31.08.2001 г.

 

Председательствующий

Судьи