У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-***
/2010 Судья
Тихонова О.П.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
01 июня 2010
года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Шлотгауэр Л.Л.,
судей Костенко А.П.,
Маслюкова П.А.,
при секретаре
Покачайло Н.Ю.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе Федерального государственного унитарного предприятия «М***»
на решение Засвияжского районного суда г. Ульяновска от 17 марта 2010 года, по
которому суд решил:
Исковые требования
открытого акционерного общества «У***» удовлетворить частично.
Взыскать с З*** И***
В*** в пользу открытого акционерного общества «У***» в возмещение материального
ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия,
17 240 рублей 58 копеек, судебные расходы по оплате госпошлины в размере
689 рублей 62 копейки, а всего 17 930 рублей 20 копеек.
Взыскать с
Федерального государственного унитарного предприятия «М***» в пользу открытого
акционерного общества «У***» в
возмещение материального ущерба, причиненного в результате
дорожно-транспортного происшествия, 98 960 рублей 40 копеек, судебные
расходы по оплате госпошлины в размере 3168 рублей 81 копейка, а всего
102 129 рублей 21 копейка.
Заслушав доклад
судьи Костенко А.П., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
ОАО «У***»
обратилось в суд с иском к З*** И.В., ФГУП «М***» о возмещении материального
ущерба, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия. В
обоснование заявленных требований указало, что 13.08.1985г. З*** И.В. был принят на работу в ОАО «У***»
водителем автомобиля цеха № 16. Приказом *** от 24.12.2008г. за ним закреплен автомобиль
FIAT DUCATO, регистрационный знак ***. 11.08.2009г.
ответчик был направлен в командировку в
г. Ж*** Московской области. При возвращении из командировки в г. Ульяновск ***.08.2009г.
в *** час. *** минут на 61-м километре автомобильной дороги федерального
значения Саранск-Сурское—Ульяновск с автомобилем под управлением водителя З***
И.В. произошло ДТП. В результате данного ДТП автомобилю истца причинены
механические повреждения, материальный ущерб составляет 494 802 рубля.
Считает, что данное
дорожно-транспортное происшествие произошло как по вине водителя З*** И.В.,
который не выполнил установленные
требования предупреждающих знаков о приближении к опасному участку (месту
проведения дорожных работ), так и по вине ФГУП «М***», которое, в связи с
проведением на указанном участке дороги ремонтных работ, не приняло всех мер по
обеспечению безопасности дорожного движения. Просит взыскать с З*** И.В. сумму
ущерба в размере 123 700 рублей, с ФГУП «М***» - 371 101 руб. 50 коп.
и расходы по оплате государственной пошлины.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе ФГУП «М***» просит решение отменить. Указывает, что в действиях дорожной
организации отсутствовали несоответствия
требованиям действующего законодательства в указанной области, ею были
предприняты все необходимые меры для
организации безопасного движения в месте проведения ремонтных работ. Считает,
что в ходе судебного разбирательства ФГУП «М***» были представлены бесспорные
доказательства о причинении ущерба истцу исключительно виновными действиями З***
И.В., который не соблюдал требования всех установленных знаков и совершил ДТП.
Кроме того, полагает, что в отношении ФГУП «М***» исковые требования ОАО «У***»
о возмещении ущерба рассмотрены необоснованно, поскольку данный спор
подведомственен арбитражному суду.
В возражениях на
кассационную жалобу ОАО «У***» считает решение законным, обоснованным и не
подлежащим отмене по доводам кассационной жалобы.
Проверив материалы
дела, выслушав представителя ФГУП «М***»- М*** З.Х., ответчика З*** И.В.,
представителей ОАО «У***» - К*** Т.А., П*** М.В., обсудив доводы кассационной
жалобы, судебная коллегия не находит оснований
к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также
вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном
объеме лицом, причинившим вред.
Как видно из
материалов дела, ***.08.2009г. в *** часов *** минут на 61-м километре
автомобильной дороги Саранск-Сурское-Ульяновск водитель автомобиля FIAT DUCATO З***
И.В., двигаясь со скоростью 95-100 км\ч, наехал на препятствие на дороге (кучу
песка), где проводились работы по реконструкции автомобильной дороги. В
результате данного происшествия автомобиль FIAT DUCATO, принадлежавший истцу по праву
собственности, получил механические повреждения.
Факт
дорожно-транспортного происшествия и его обстоятельства подтверждаются справкой
о ДТП от ***.08.2009г., схемой ДТП, отобранными пояснениями у водителя З***
И.В.
Водитель З*** И.В. к
административной ответственности не привлекался в связи с отсутствием в его
действиях состава правонарушения.
Удовлетворяя исковые
требования, районный суд правомерно возложил ответственность по возмещению
ущерба на обоих ответчиков в долевом порядке, исходя из степени вины каждого.
Судом установлено,
что водитель автомобиля FIAT DUCATO З*** И.В.,
двигаясь на указанном участке дороги в ночное время со скоростью 95-100 км\час,
видел дорожные знаки, предупреждающие о производстве ремонтных работ, в том
числе предписывающие снижение скорости,
однако пренебрег ими.
Данные
обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, а также не
оспаривались и ответчиком З*** И.В.
С учетом указанных
обстоятельств, суд правомерно определил вину ответчика З*** И.В. в 80
процентов, поскольку именно его действия в большей степени способствовали
возникновению ДТП, а ФГУП «М***» - в 20
процентов.
Ответчик ФГУП «М***», оспаривая в своих действиях
вину, указывает на то, что ремонтные работы на указанном участке дороги
производились им в соответствии с
согласованной с ГИБДД схемой. Все предусмотренные данной схемой дорожные знаки
были расставлены.
Однако в
соответствии с п. 14 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и
обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения,
утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской
Федерации от 23.10.1993 г. №1090, должностные лица и иные лица, ответственные за производство работ на дорогах, обязаны обеспечивать безопасность
движения в местах проведения работ. Эти места, а также неработающие дорожные
машины, строительные материалы, конструкции, которые не могут быть убраны за
пределы дороги, должны быть обозначены соответствующими дорожными знаками,
направляющими и ограждающими устройствами, а в темное время суток и в условиях
недостаточной видимости – дополнительно красными или желтыми сигнальными
огнями.
Из дела следует, что
данные требования нормативного акта ответчиком не соблюдались. При проведении
ремонтной службой работ в темное время суток на указанном участке дороги не
было обозначено места производства работ и имеющиеся там строительные материалы
(кучи песка) дополнительно красными или желтыми сигнальными огнями.
На указанные
обстоятельства в судебном заседании указывал инспектор ДПС ОГИБДД при УВД Ч***
муниципальному району Республики Мордовия Р*** Е.В. и прораб Ч*** ДРСУ П*** А.И.
Из показаний указанных
свидетелей следует, что при проведении ремонтных работ данный участок дороги в ночное время не освещался и часто
происходили ДТП.
Таким образом, на
ответчика ФГУП «М***» судом правомерно возложена ответственность по возмещению
ущерба в размере 98 960 рублей 42 коп. (494 802 руб. х20%).
Доводы, приведенные
ФГУП «М***» в кассационной жалобе», являются несостоятельными и не могут
повлечь отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применен правильно.
Довод ФГУП «М***»,
изложенный в кассационной жалобе, о том, что
в его действиях не имеется вины в данном ДТП, а происшествие совершено
исключительно по вине ответчика З*** И.В., является несостоятельным.
Из дела следует, что
при проведении ремонтных работ безопасность движения транспортных средств на
указанном участке дороги в темное время суток ремонтной службой обеспечена не была. В частности, не было обозначено место производствп работ и
имеющиеся там строительные материалы (кучи песка) дополнительно красными или
желтыми сигнальными огнями.
Необходимость
присутствия указанных средств организации движения при производстве ремонтных
работ устанавливается также Инструкцией по организации движения и ограждению
мест производства дорожных работ ВСН- 37 -84, утвержденной Минавтодором РСФСР
05.03.1984г. Данная Инструкция предусматривает,
что применяемые при дорожных работах временные дорожные знаки, ограждения и
другие технические средства (конусы, вехи, стойки, сигнальные шнуры, сигнальные
фонари и др.) устанавливают и содержат организации, выполняющие дорожные
работы.
Доводы жалобы
относительно необоснованного разрешения
требований к ФГУП «М***» в связи с подведомственностью их арбитражному суду
являются несостоятельными.
Учитывая особенности
дела, характер и основания требований, а также то, что одним из ответчиков
является физическое лицо, районный суд
правомерно принял к производству данное исковое заявление и рассмотрел с
соблюдением положений ГПК РФ.
В силу изложенного,
решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а
Решение Засвияжского
районного суда г. Ульяновска от 17 марта 2010 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу ФГУП «М***» - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи