У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33- *** -2010
г.
Судья Нефедов О.Н.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
01 июня 2010 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В., Гурьяновой О.В.,
при секретаре
Сиразетдиновой Э.Я.
рассмотрела в
открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Ф*** Р*** Д***
на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 апреля 2010 года, по
которому постановлено:
В удовлетворении
исковых требований Ф*** Р*** Д*** к Управлению Пенсионного фонда Российской
Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска
Ульяновской области о включении в стаж работы для назначения трудовой пенсии по
старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периода работы в
должности преподавателя по классу фортепиано в Областной детской школе искусств
с *** г. по *** г., назначении трудовой пенсии по старости в связи с
осуществлением педагогической деятельности с 05.11.2006 г. отказать.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Ф*** Р.Д.
обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска о назначении
досрочной трудовой пенсии по старости в связи
с осуществлением педагогической деятельности.
В обоснование иска
указала, что проработала свыше 25 лет в образовательных учреждениях на
педагогических должностях. 05.11.2006 г. обратилась в УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска за
досрочным назначением трудовой пенсии в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии
по рассмотрению вопросов пенсионных прав граждан от 16.03.2007 г. в назначении
пенсии было отказано, так как в требуемый для этого 25-летний педагогический
стаж не был включен период ее работы в должности преподавателя по классу фортепиано в Областной
детской школе искусств с *** г. по *** г.
Полагала данный отказ незаконным, поскольку до 01.11.1999 г.
законодательство Российской Федерации гарантировало педагогам соответствующей
категории право на досрочную пенсию за выслугу лет. В 2002 году возможности
реализации данного права были ограничены Постановлением Правительства РФ № 781,
согласно которому работа в учреждениях дополнительного образования детей с
первого января 2001 года засчитывается в стаж для назначения досрочной пенсии
только при выполнении одновременно двух условий, одним из которых является факт работы в качестве педагога в период с
ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года. В указанный период она не работала,
поэтому в назначении пенсии ей было отказано.
Считала, что изменение законодательства ставит граждан в неравное
положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на
пенсию раньше, что подтверждено постановлением Конституционного Суда РФ от
29.01.2004 г. № 2-П. Применяя Постановление
Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, ответчик обратил действие указанного нормативного
акта на прошлое время, лишив ее наработанного
педагогического стажа. Просила включить спорный период в специальный
стаж и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с
момента обращения с соответствующим заявлением, то есть с 05.11.2006 г.
Рассмотрев
заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В кассационной
жалобе Ф*** Р.Д. не соглашается с
решением суда, просит его отменить. Указывает, что Постановление Правительства
РФ от 29.10.2002 г. № 781, предусматривающее возможность включения в специальный стаж периодов работы педагогов
дополнительного образования после 2001 г. только при определенных условиях, лишает граждан ранее наработанного ими
педагогического стажа и социальных
гарантий в виде досрочного назначения пенсии. Данное Постановление было
обращено на прошлое время, о возможном изменении законодательства в будущем она
не знала, в противном случае могла бы трудоустроиться в период с 1999 г. по
2000 г. по необходимой для учета специального стажа работе. Конституционный суд
РФ в постановлении от 24 мая 2001 г.
указывал на необходимость
сохранения разумной стабильности
правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в
действующую систему норм, предоставление гражданам возможности в течение
переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Обращение изменений
законодательства на прошедшее время лишили ее возможности адаптироваться к новым
условиям назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Таким образом,
закону, ухудшающему положение граждан, была придана обратная сила, что
недопустимо в силу статей 1,2, 18, 54, 55 Конституции РФ.
Дело рассмотрено в
отсутствие сторон, извещенных о месте и времени слушания дела надлежащим
образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Из материалов дела
следует, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных
прав граждан УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска от 15.03.2007 г. (протокол
№ 23) в специальный стаж работы Ф*** Р.Д., дающий право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической
деятельности, было засчитано 20 лет 8
месяцев 29 дней.
В досрочном
назначении истице трудовой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием
необходимого стажа, связанного с осуществлением педагогической деятельности (25
лет). В специальный стаж не включен период работы истицы в должности
преподавателя по классу фортепиано в Областной детской школе искусств с *** г.
по *** г.
Принимая решение об
отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил
юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что
оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований Ф*** Р.Д. о досрочном назначении пенсии, не
установлено.
Этот вывод
мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и оснований для
признания его неправильным не имеется.
В соответствии с
подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, действовавшим на момент обращения Ф***
Р.Д. за назначением пенсии, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим
педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по
старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.
Аналогичная норма
предусмотрена подп. 19 п. 1 ст. 27
действующей редакции Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.
Согласно пункту 2
статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и
учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости,
правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются
Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства
Российской Федерации от
29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в
которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность
в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам,
осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в
соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации».
Пунктом 12 Правил
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в
учреждениях для детей, определено, что работа в должностях, указанных в пункте
2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2
раздела «Наименование учреждений» Списка, за периоды, начиная с 01 января 2001
года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:
-на 01 января 2001
года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке,
продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
-у лица имеется
факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года
по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2
раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений»
Списка.
В период с 01
ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года Ф*** Р.Д. в должностях,
предусмотренных пунктом 2 раздела «Наименование должностей», и в учреждениях,
указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, не работала, в связи с чем суд первой инстанции
обоснованно отказал в удовлетворении ее требований о включении указанного
периода в специальный трудовой стаж и досрочном назначении трудовой пенсии по
старости.
Доводы, приведенные
Ф*** Р.Д. в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь
отмену решения суда.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применены судом правильно.
С принятием
Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001 года № 79
«О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской
Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067»,
работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях
дополнительного образования детей с 01 января 2001 года стала включаться в
специальный стаж только при условии наличия у гражданина выслуги
продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности
в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года. Это условие явилось
специальной гарантией для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для
детей и с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности
педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования
детей, позволяющей адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного
обеспечения.
Доводы Ф*** Р.Д. фактически сводятся к тому,
что она не согласна с изменением условий зачета в стаж работы, дающий право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, периода
работы в должности педагога дополнительного образования.
Однако положения пункта 12 Правил № 781 от
29.10.2002 г. являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, в
определении от 16.11.2006 г. № 512-О
которого указано, что само по
себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного
образования применительно к льготному пенсионному обеспечению не может
рассматриваться как нарушающее конституционное право гражданина на социальное
обеспечение.
В силу изложенного,
решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 19 апреля 2010 года
оставить без изменения, а кассационную жалобу Ф*** Р*** Д*** – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи