Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Работа в должности педагога дополнительного образования включается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости при определенных условиях
Документ от 01.06.2010, опубликован на сайте 18.06.2010 под номером 17360, 2-я гражданская, Об обжаловании назначения досрочной трудовой пенсии по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

                У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33- *** -2010 г.                                                             Судья Нефедов О.Н.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

01 июня  2010 года                                                                                         г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Мирясовой Н.Г.,

судей  Казаковой М.В., Гурьяновой О.В.,

при секретаре Сиразетдиновой Э.Я.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Ф*** Р*** Д*** на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 апреля 2010 года, по которому постановлено:

 

В удовлетворении исковых требований Ф*** Р*** Д*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области о включении в стаж работы для назначения трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности периода работы в должности преподавателя по классу фортепиано в Областной детской школе искусств с *** г. по *** г., назначении трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с 05.11.2006 г.  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Ф*** Р.Д. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи  с осуществлением педагогической деятельности.

В обоснование иска указала, что проработала свыше 25 лет в образовательных учреждениях на педагогических должностях. 05.11.2006 г. обратилась в  УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска за досрочным назначением трудовой пенсии в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением комиссии по рассмотрению вопросов пенсионных прав граждан от 16.03.2007 г. в назначении пенсии было отказано, так как в требуемый для этого 25-летний педагогический стаж не был включен период ее работы в должности  преподавателя по классу фортепиано в Областной детской школе искусств с *** г. по *** г.  Полагала данный отказ незаконным, поскольку до 01.11.1999 г. законодательство Российской Федерации гарантировало педагогам соответствующей категории право на досрочную пенсию за выслугу лет. В 2002 году возможности реализации данного права были ограничены Постановлением Правительства РФ № 781, согласно которому работа в учреждениях дополнительного образования детей с первого января 2001 года засчитывается в стаж для назначения досрочной пенсии только при выполнении одновременно двух условий, одним из которых является  факт работы в качестве педагога в период с ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года. В указанный период она не работала, поэтому в назначении пенсии ей было отказано.  Считала, что изменение законодательства ставит граждан в неравное положение с работниками, выполнявшими аналогичные функции, но вышедшими на пенсию раньше, что подтверждено постановлением Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 г. № 2-П.  Применяя Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, ответчик   обратил действие указанного нормативного акта на прошлое время, лишив ее наработанного  педагогического стажа. Просила включить спорный период в специальный стаж и обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента обращения с соответствующим заявлением, то есть с 05.11.2006 г.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе  Ф*** Р.Д. не соглашается с решением суда, просит его отменить. Указывает, что Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, предусматривающее возможность включения в  специальный стаж периодов работы педагогов дополнительного образования после 2001 г. только при  определенных условиях, лишает  граждан ранее наработанного ими педагогического стажа  и социальных гарантий в виде досрочного назначения пенсии. Данное Постановление было обращено на прошлое время, о возможном изменении законодательства в будущем она не знала, в противном случае могла бы трудоустроиться в период с 1999 г. по 2000 г. по необходимой для учета специального стажа работе. Конституционный суд РФ в постановлении от 24 мая 2001 г.  указывал на необходимость  сохранения разумной  стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, предоставление гражданам возможности в течение переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. Обращение изменений законодательства на прошедшее время лишили ее возможности адаптироваться к новым условиям назначения досрочной трудовой пенсии по старости. Таким образом, закону, ухудшающему положение граждан, была придана обратная сила, что недопустимо в силу статей 1,2, 18, 54, 55 Конституции РФ.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о месте и времени слушания дела надлежащим образом.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Ленинском районе г. Ульяновска от 15.03.2007 г. (протокол № 23) в специальный стаж работы Ф*** Р.Д., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,  было засчитано 20 лет 8 месяцев 29 дней.

В досрочном назначении истице трудовой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием необходимого стажа, связанного с осуществлением педагогической деятельности (25 лет). В специальный стаж не включен период работы истицы в должности преподавателя по классу фортепиано в Областной детской школе искусств с *** г. по *** г.

Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для удовлетворения требований  Ф*** Р.Д. о досрочном назначении пенсии, не установлено.

Этот вывод мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам, и оснований для признания его неправильным не имеется.  

В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, действовавшим на момент обращения Ф*** Р.Д. за назначением пенсии, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Аналогичная норма предусмотрена  подп. 19 п. 1 ст. 27 действующей редакции Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ.

Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением  Правительства  Российской   Федерации   от   29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, определено, что работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, за периоды, начиная с 01 января 2001 года, засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

-на 01 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;

-у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка.

В период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года Ф*** Р.Д. в должностях, предусмотренных пунктом 2 раздела «Наименование должностей», и в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, не работала,  в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении ее требований о включении указанного периода в специальный трудовой стаж и досрочном назначении трудовой пенсии по старости.

Доводы, приведенные Ф*** Р.Д. в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

С принятием  Постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001 года № 79 «О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1067»,  работа в должности педагога дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей с 01 января 2001 года стала включаться в специальный стаж только при условии наличия у гражданина выслуги продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев и факта работы в данной должности в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года. Это условие явилось специальной гарантией для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей и с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших должности педагогов дополнительного образования в учреждениях дополнительного образования детей, позволяющей адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Доводы Ф*** Р.Д. фактически сводятся к тому, что она не согласна с изменением условий зачета в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в школах и других учреждениях для детей, периода работы в должности педагога дополнительного образования.

Однако положения пункта 12 Правил № 781 от 29.10.2002 г. являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, в определении  от 16.11.2006 г.  № 512-О  которого  указано, что само по себе изменение оценки профессиональной деятельности педагогов дополнительного образования применительно к льготному пенсионному обеспечению не может рассматриваться как нарушающее конституционное право гражданина на социальное обеспечение.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 19 апреля  2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Ф*** Р*** Д*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи