У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело №33-***/2010
|
Судья
Фирулева Л.И.
|
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 мая
2010 года
|
г.
Ульяновск
|
Судебная коллегия
по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Мирясовой Н.Г.,
судей Казаковой М.В.,
Лисовой Л.С.,
при секретаре Высоцкой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании
гражданское дело по кассационной Управления Пенсионного фонда (государственное
учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области на решение
Радищевского районного суда Ульяновской
области от 22 апреля 2010 года, которым
постановлено:
Исковые
требования К*** Н*** А*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение)
в Радищевском районе Ульяновской области удовлетворить.
Обязать
Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Радищевском районе
Ульяновской области включить К*** Н*** А*** в специальный трудовой стаж, дающий
право на досрочное назначение трудовой пенсии но старости в связи с осуществлением педагогической
деятельности, период прохождения военной службы по призыву с 23.10.1984 года по 19.11.1986
года (02 года - 00 мес. - 26 дней) и назначить ему с учетом указанного периода
досрочную трудовую пенсию по старости со снижением пенсионного возраста с момента
обращения к ответчику, то есть с 10.02.2010 года.
Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., судебная
коллегия
У С Т А Н О
В И Л А :
К*** Н.А. обратился с иском в суд к Управлению Пенсионного фонда РФ
(государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области о
включении в специальный трудовой стаж, дающей право на назначение досрочной
пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,
периода службы в армии с 23.10.1984 года по 19.11.1986 года и признании за ним
права на досрочное назначение пенсии по старости с 10.02.2010 года. В
обоснование требований указал, что ему было отказано в назначении досрочной
трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием 25-летнего специального
трудового стажа. При этом ответчик не включил в специальный трудовой стаж
период его службы в армии. Данный отказ считал незаконным, поскольку пенсионное
законодательство, действовавшее в период начала его трудовой деятельности,
предусматривало включение периодов службы в вооруженных силах в специальный
трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по
старости.
Рассмотрев спор по существу, суд постановил вышеприведенное
решение.
В кассационной
жалобе Управление Пенсионного фонда (государственное учреждение)
в Радищевском районе Ульяновской области
не соглашается с решением суда, просит
его отменить. Указывает, что решение суда
вынесено с нарушением действующего законодательства, поскольку Списки профессий
и должностей, утвержденные постановлениями Правительства РФ от 06.09.1991 года
№463, от 29.10.2002 года №781, а также Правила исчисления периодов работы,
дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не
предусматривают возможность включения в специальный педагогический стаж
периодов службы в рядах вооруженных сил. Данная позиция подтверждается
постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003
года №70. Суд необоснованно применил постановление Совета министров СССР от 17
декабря 1959 года № 1395, утратившее силу 01 октября 1993 года, а также принял решение, обязывающее УПФ РФ произвести
определенные действия в будущем.
Дело рассмотрено в
отсутствие сторон, извещенных о месте и времени судебного разбирательства
надлежащим образом.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит
оснований к отмене решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Согласно п.п. 19 п.
1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации» трудовая
пенсия по старости назначается
ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего закона гражданам, не
менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и
муниципальных учреждениях для детей,
независимо от возраста.
Списки
соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений
(организаций), правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии при
необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела
следует, что решением комиссии при УПФ РФ (ГУ) по Радищевскому району
Ульяновской области от 16.02.2010 года в специальный стаж истца, дающий право
на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности,
засчитало 23 года 01 месяц 05 дней. В назначении досрочной трудовой пенсии
отказано из-за отсутствия необходимого 25-летнего специального стажа работы,
дающего право на досрочную пенсию. В специальный стаж К*** Н.А.
не включен период его нахождения на военной службе по призыву в
Вооруженных силах СССР с 23.10.1984 года по 19.11.1986 года.
Разрешая заявленные
К*** Н.А. требования о включении периода службы в Вооруженных силах СССР в
педагогический стаж, суд пришел к правильному выводу об их обоснованности.
Согласно ч.3
Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении
Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на
пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей» и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии
за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в
связи с педагогической деятельностью в
школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 01 ноября 1999 года
засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного
образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях
для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР
«О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР
от 06 сентября 1991 года № 463.
Согласно пункту 3 названного
Постановления Совета Министров РСФСР, за данными педагогическими работниками
сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие
до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В спорный период
службы истца в армии действовало
Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях
за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».
В соответствии с
пунктом 1 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу
лет работникам просвещения и
здравоохранения, утвержденного указанным Постановлением, в стаж работы учителей
и других работников просвещения засчитывается, в том числе, служба в составе
Вооруженных сил СССР.
В ходе рассмотрения
дела установлено, что К*** Н.А. проходил службу в Вооруженных силах СССР в
период с 22.10.1984 года по 19.11.1986 года, имеет 2/3 специального стажа,
требуемого для назначения досрочной пенсии в учреждениях, организациях и
должностях, работа в которых дает право на такую пенсию (16 лет 8 месяцев),
поэтому данный период обоснованно включен судом в стаж педагогической работы
истца.
Доводы жалобы о том,
что суд применил Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года,
не подлежащее применению в настоящее время, не могут являться основанием для
отмены решения.
Вышеуказанное
постановление признано утратившим силу постановлением Правительства РФ от 22
сентября 1993 года № 953. Однако изменения законодательства, ухудшающие
положения гражданина, не должны применяться к конкретным правоотношениям,
поскольку не отнесены частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации к
целям, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав
и свобод человека и гражданина. В противном случае имело бы место неоправданное
ограничение конституционного права граждан на социальное обеспечение. С учетом
правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29
января 2004 года № 2-П, в отношении
граждан, приобретших пенсионные права до
введения нового правового регулирования, суд сделал правильный вывод, что ранее
приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами
законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения
права, сохраняются за указанной категорией лиц.
Постановление
Министерства труда и социального развития РФ от 17 октября 2003 года № 70, в
силу вышеизложенного, на правильность принятого судом решения не влияет.
Ссылки ответчика в
кассационной жалобе на невозможность исполнения решения суда, обязывающего
произвести определенные действия в будущем,
являются несостоятельными, так как
суд не только включил оспариваемый период в специальный стаж истца, но и
обязал пенсионный фонд назначить пенсию
истцу с конкретной даты – 10.02.2010 г.
С учетом
изложенного, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е:
Решение Радищевского
районного суда Ульяновской области от 22 апреля 2010 года оставить
без изменения, а кассационную жалобу – Управления Пенсионного
фонда (государственное учреждение) в Радищевском районе Ульяновской области
–
без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи