У Л Ь Я Н
О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-*** /2010 г. Судья
Бойкова О.Ф.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 апреля 2010 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в
составе:
председательствующего судьи Мирясовой Н.Г.,
судей Гурьяновой О.В., Казаковой М.В.,
при секретаре
Сиразетдиновой Э.Я.
рассмотрела в открытом
судебном заседании гражданское
дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской
Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска
Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 29
марта 2010 года, по которому постановлено:
Исковые
требования З*** И.К. удовлетворить.
Признать
за З*** И*** К*** право на досрочную пенсию по старости в связи с
педагогической деятельностью с 09.04.2008г.
Обязать
Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской
области засчитать З*** И*** К*** в специальный стаж период ее работы с
29.08.1975г. по 27.08.1977г. в должности старшей пионервожатой средней школы №***
г.Ульяновска.
Обязать
Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском
районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить З*** И*** К*** досрочную
пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 09.04.2008г.
Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
З*** И.К. обратилась
в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации
(государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской
области о признании за ней права на досрочную пенсию по старости. В обоснование иска указала, что имеет
педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии на льготных основаниях,
однако ответчик необоснованно отказывает во включении в ее льготный стаж
периода работы с 29.08.1975г. по 27.08.1977г. в должности старшей пионервожатой
средней школы №*** г.Ульяновска, ссылаясь при этом на то, что данный период
работы не может быть включен в льготный стаж. Просила признать за ней право на
досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической
деятельности, обязав ответчика засчитать указанный период работы в специальный
стаж и назначить досрочную пенсию по старости с 09.04.2008 г.
Разрешив по существу
заявленные истицей требования, суд постановил приведенное выше решение.
В кассационной
жалобе ГУ УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска не соглашается с
состоявшимся решением суда, просит его отменить и принять новое судебное
постановление об отказе в удовлетворении З*** И.К. исковых требований в полном
объеме. В обоснование жалобы ссылается на допущенные судом существенные
нарушения норм материального и процессуального права. Суд, засчитывая истице период работы в должности старшей пионервожатой в специальный стаж, дающий право на назначение льготой пенсии, применил закон, не
подлежащий применению, и выборочно
взял из него лишь те положения, которые выгодны истице. Руководствуясь
нормами, предусмотренными Постановлением Совета Министров СССР №1397 от
17.12.1959 года, суд не принял во внимание, что условия назначения пенсии по данному Постановлению были менее
благоприятными, чем по действующему в настоящее время законодательству.
Применение названного Постановления могло
бы иметь место, если до конца его
действия (01.10.1993г.) истица отработала
бы весь требуемый для назначения пенсии педагогический стаж – 25 лет, а
также имела бы не менее 2/3 стажа
работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным данным
Постановлением. Полагает, что,
поскольку право на пенсию возникло у истицы в период, когда Постановление
Совмина СССР от 17.12.1959г. №1397 было отменено, у суда не было оснований для
включения данного периода в специальный стаж З*** И.К.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной
жалобы, заслушав пояснения З*** И.К., просившей в
удовлетворении жалобы отказать, судебная коллегия
не находит оснований
для отмены решения
суда.
В силу ст.347 ГПК РФ судебная коллегия
проверяет законность и обоснованность
решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в
кассационной жалобе.
Статья 39
Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае
болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,
установленных законом.
Как усматривается из
материалов дела, З*** И.К. занимала штатную должность старшей пионервожатой в
средней школе №*** г.Ульяновска с
29.08.1975г по 27.08.1977г. Данное обстоятельство установлено судом и не оспаривается
сторонами.
Ответчиком было
отказано в зачете в льготный стаж истицы указанного периода работы по тем
основаниям, что данная должность не предусмотрена ни Списком должностей и учреждений,
работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую
деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей,
утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, ни Списком
должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ 22.09.1999
№1067, ни Списком профессий и должностей работников народного образования,
педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей
дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О
государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров
РСФСР от 06.09.1991 №463.
Однако позиция ГУ
УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска не основана на требованиях закона.
В соответствии с
п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях
в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее
достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона, лицам, не менее 25
лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей,
независимо от их возраста.
В силу п.2 данной нормы, Списки
соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и
учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по
старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов
работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством
РФ.
Во исполнение
указанного положения Закона Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года
№781 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 №449) утверждены
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы,
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам,
осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в
соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,
а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую
деятельность в учреждениях для детей. Названным Списком должность пионервожатой не предусмотрена, не была эта
должность предусмотрена и нормативными актами, действовавшими до 01.01.2002г.,
которые принимались в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990г. «О
государственных пенсиях в Российской Федерации».
Между тем судом
обоснованно было принято во внимание, что на момент исполнения З*** И.К. обязанностей
старшей пионервожатой действовало Положение о порядке исчисления стажа для
назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения,
утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 «О
пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского
хозяйства». Пунктом 2 данного Положения предусматривалось, что в стаж работы
учителей и других работников просвещения засчитывается в числе прочих работа в
училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных
пионервожатых. В силу п.4 Положения период работы в должности пионервожатой
засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3
стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением,
проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам
просвещения право на пенсию за выслугу лет.
Учитывая, что действующим в спорный период
законодательством предусматривалось включение периодов работы в должности
старшей пионервожатой в педагогический стаж для назначения досрочной трудовой
пенсии по старости, а также факт замещения истицей штатной должности старшей
пионерской вожатой в средней школе №*** г.Ульяновска и наличие у нее не менее
2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным выше
Положением, законность и обоснованность вывода суда о необходимости
удовлетворения исковых требований З*** И.К. не вызывает сомнений. Доводы
кассационной жалобы в данной части являются несостоятельными.
Согласно правовой позиции, изложенной
Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004г. №2-П, в отношении
граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового
регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с
условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на
момент приобретения права.
Само по себе придание обратной силы закону,
ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц
права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим
законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо
с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57
Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу указанных конституционных
положений изменение законодателем ранее установленных условий должно
осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия
граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение
разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения
произвольных изменений в действующую систему норм, а также, в случае
необходимости, предоставление гражданам возможности (в частности, посредством
установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода
адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан,
что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет
уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда РФ
от 24.05.2001г. №8-П).
Иное толкование и применение пенсионного
законодательства к возникшим между сторонами правоотношениям повлекло бы
ограничение конституционного права истицы на социальное обеспечение и, соответственно,
нарушение положений ст.ст.19, 39 и 55 Конституции Российской Федерации.
Доводы кассационной
жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и служить
основанием для отмены состоявшегося судебного постановления не могут.
С учетом
изложенного, решение следует признать законным и обоснованным. Оснований для
удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Засвияжского
районного суда г.Ульяновска от 29 марта
2010 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное
учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновске Ульяновской области – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи