Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении пенсии
Документ от 27.04.2010, опубликован на сайте 02.06.2010 под номером 16826, 2-я гражданская, О назначении пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело № 33-*** /2010 г.                                                          Судья Бойкова О.Ф.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 апреля 2010 года                                                                                        г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Мирясовой Н.Г.,

судей Гурьяновой О.В., Казаковой М.В.,

при секретаре  Сиразетдиновой  Э.Я.

 

рассмотрела  в  открытом  судебном  заседании  гражданское  дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области на решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска от 29 марта 2010 года, по которому постановлено:

 

Исковые требования  З*** И.К. удовлетворить.

Признать за З*** И*** К*** право на досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 09.04.2008г.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение)  в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области засчитать З*** И*** К*** в специальный стаж период ее работы с 29.08.1975г. по 27.08.1977г. в должности старшей пионервожатой средней школы №*** г.Ульяновска.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить З*** И*** К*** досрочную пенсию по старости в связи с педагогической деятельностью с 09.04.2008г.

 

Заслушав доклад судьи Гурьяновой О.В., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

З*** И.К. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области о признании за ней права на досрочную пенсию по старости.    В обоснование иска указала, что имеет педагогический стаж, необходимый для назначения пенсии на льготных основаниях, однако ответчик необоснованно отказывает во включении в ее льготный стаж периода работы с 29.08.1975г. по 27.08.1977г. в должности старшей пионервожатой средней школы №*** г.Ульяновска, ссылаясь при этом на то, что данный период работы не может быть включен в льготный стаж. Просила признать за ней право на досрочную пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, обязав ответчика засчитать указанный период работы в специальный стаж и назначить досрочную пенсию по старости с 09.04.2008 г.    

Разрешив по существу заявленные истицей требования, суд постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска не соглашается с состоявшимся решением суда, просит его отменить и принять новое судебное постановление об отказе в удовлетворении З*** И.К. исковых требований в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на допущенные судом существенные нарушения норм материального и процессуального права. Суд, засчитывая истице период работы в должности старшей пионервожатой в специальный стаж, дающий право на назначение льготой пенсии, применил закон, не подлежащий применению, и выборочно взял из него лишь те положения, которые выгодны истице. Руководствуясь нормами, предусмотренными Постановлением Совета Министров СССР №1397 от 17.12.1959 года, суд не принял во внимание, что условия назначения пенсии по данному Постановлению были менее благоприятными, чем по действующему в настоящее время законодательству. Применение названного Постановления могло бы иметь место, если  до конца его действия (01.10.1993г.) истица отработала бы весь требуемый для назначения пенсии педагогический стаж – 25 лет, а также имела    бы не менее 2/3 стажа работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным данным Постановлением. Полагает,   что, поскольку право на пенсию возникло у истицы в период, когда Постановление Совмина СССР от 17.12.1959г. №1397 было отменено, у суда не было оснований для включения данного периода в специальный стаж З*** И.К.

Проверив  материалы  дела, обсудив  доводы  кассационной  жалобы, заслушав пояснения  З***  И.К., просившей  в  удовлетворении  жалобы  отказать, судебная  коллегия  не  находит  оснований  для  отмены  решения  суда.

В  силу ст.347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность  решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Как усматривается из материалов дела, З*** И.К. занимала штатную должность старшей пионервожатой в средней школе №*** г.Ульяновска  с 29.08.1975г по 27.08.1977г. Данное обстоятельство  установлено судом и не оспаривается сторонами.

Ответчиком было отказано в зачете в льготный стаж истицы указанного периода работы по тем основаниям, что данная должность не предусмотрена ни Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781, ни Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным Постановлением Правительства РФ 22.09.1999 №1067, ни Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463.

Однако позиция ГУ УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска не основана на требованиях закона.

В соответствии с п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В силу п.2 данной нормы, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Во исполнение указанного положения Закона Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26.05.2009 №449) утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии с пп.19 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Названным Списком должность пионервожатой не предусмотрена, не была эта должность предусмотрена и нормативными актами, действовавшими до 01.01.2002г., которые принимались в соответствии с Законом РФ от 20.11.1990г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

Между тем судом обоснованно было принято во внимание, что на момент исполнения З*** И.К. обязанностей старшей пионервожатой действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства». Пунктом 2 данного Положения предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается в числе прочих работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых. В силу п.4 Положения период работы в должности пионервожатой засчитывался в стаж работы по специальности в том случае, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим Положением, проходило в учреждениях, организациях, должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на пенсию за выслугу лет.

Учитывая, что действующим в спорный период законодательством предусматривалось включение периодов работы в должности старшей пионервожатой в педагогический стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, а также факт замещения истицей штатной должности старшей пионерской вожатой в средней школе №*** г.Ульяновска и наличие у нее не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с указанным выше Положением, законность и обоснованность вывода суда о необходимости удовлетворения исковых требований З*** И.К. не вызывает сомнений. Доводы кассационной жалобы в данной части являются несостоятельными.

Согласно правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004г. №2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Само по себе придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан и означающему, по существу, отмену для этих лиц права, приобретенного ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемого ими в конкретных правоотношениях, несовместимо с положениями статей 1 (часть 1), 2, 18, 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации, поскольку по смыслу указанных конституционных положений изменение законодателем ранее установленных условий должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также, в случае необходимости, предоставление гражданам возможности (в частности, посредством установления временного регулирования) в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям. С этим связаны законные ожидания граждан, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда РФ от 24.05.2001г. №8-П).

Иное толкование и применение пенсионного законодательства к возникшим между сторонами правоотношениям повлекло бы ограничение конституционного права истицы на социальное обеспечение и, соответственно, нарушение положений ст.ст.19, 39 и 55 Конституции Российской Федерации.

Доводы кассационной жалобы основаны на неверном толковании норм материального права и служить основанием для отмены состоявшегося судебного постановления не могут.

С учетом изложенного, решение следует признать законным и обоснованным. Оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а:

 

Решение Засвияжского районного суда г.Ульяновска  от 29 марта 2010  года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновске Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи