У Л Ь Я Н
О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-***-2010г. Судья Тихонова О.П.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 апреля 2010 года
г.Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в
составе:
председательствующего Жаднова Ю.М.,
судей Костюниной Н.В., Аладина П.К.,
при секретаре Тарановой А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе
Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска на решение Засвияжского
районного суда Ульяновской области от 30
марта 2010 года, по которому постановлено:
Исковые требования С***
Н*** А*** удовлетворить.
Обязать Управление
Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в
Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области включить С*** Н*** А*** в
специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с
осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения
периоды работы с 23.11.1981 г. по
01.07.1982 г. (старшая медицинская сестра яслей-сада У***), с 02.07.1982 г. по
01.07.1987 г. (старшая медицинская сестра яслей-сада № *** Димитровградского
управления строительства).
Признать за С*** Н***
А*** право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с
осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 01
сентября 2009 г., т.е. с момента обращения за назначением пенсии, обязав
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение)
в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области назначить С*** Н*** А***
досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной
деятельности по охране здоровья населения.
Заслушав доклад судьи
Костюниной Н.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
С*** Н.А. обратилась
в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в
Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы
в специальный стаж, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по
старости.
В обоснование иска
указала, что 01.09.2009 г. обратилась в УПФ РФ в Засвияжском районе
г.Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с
осуществлением лечебной деятельности в учреждениях для детей. Специальный стаж
ее работы составляет более 31 года. Решением
комиссии УПФ от 02.02.2010 г. ей
было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. В специальный стаж не были засчитаны периоды
работы с 23.11.1981 г. по 01.07.1982
г. в качестве старшей медицинской сестры
яслей-сада У*** и с 02.07.1982 г. по 01.07.1987 г. в качестве старшей
медицинской сестры яслей-сада № *** Димитровградского управления строительства. Считает, что ответчик неправомерно отказал ей в
назначении досрочной трудовой пенсии,
поскольку ее функциональные обязанности медицинской сестры в данных
учреждениях не отличались от функциональных обязанностей медицинской сестры в
муниципальных городских поликлиниках для детей и муниципальных детских садах. В
связи с этим просила суд обязать ответчика включить ей в специальный стаж
указанные периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в
связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья
населения с момента обращения за
назначением пенсии.
Судом постановлено
вышеприведенное решение.
В кассационной
жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе Ульяновской области
просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм
материального права. Полагает, что указанные периоды не могут быть засчитаны
истице в специальный стаж, т.к. учреждения, в которых истица работала старшей
медицинской сестрой в оспариваемые периоды, не предусмотрены Списком от
29.10.2002 г. № 781 и Списком от 06.09.1991 г. № 464. Указывает, что
действующее законодательство относит работу старшей медицинской сестры в
детских яслях в целях пенсионного обеспечения к педагогической деятельности, а
не к лечебной.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав С*** Н.А., возражавшую
против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены
решения суда.
В соответствии со
ст.374 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Согласно ст.ст.12,
56 ГПК РФ суд правильно определил
юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал
представленные доказательства, проверил
доводы сторон.
В соответствии с
собранными по делу доказательствами, анализ и оценка которым дана в решении, суд пришел к
объективному выводу об удовлетворении исковых требований.
Судом установлено,
что 01.09.2009 г. С*** Н.А., 15.09.1957 г. рождения, обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском
районе г.Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по
старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране
здоровья населения в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации».
Решением Комиссии по
рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Засвияжском
районе от 02.02.2010 г. № 139 ей было отказано в назначении пенсии.
По
решению ответчика специальный
трудовой стаж истицы на дату обращения составляет 26 лет 3 месяца 18 дней
(вместо требуемого 30 лет), страховой стаж составляет 33 года 16 дней.
При
подсчете продолжительности специального стажа не были учтены следующие периоды
работы С*** Н.А.:
- с 23.11.1981 г. по
01.07.1982 г. в качестве старшей медицинской сестры яслей-сада У***;
- с 02.07.1982 г. по
01.07.1987 г. в качестве старшей медицинской сестры яслей-сада № *** Димитровградского
управления строительства на том основании, что названные учреждения не
предусмотрены приказом от 15.10.1999 г. № 377, Списком от 06.09.1991 г. № 464 и
Списком от 29.10.2002 г. № 781.
Верно оценив
установленные по делу фактические обстоятельства, представленные в суд
доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что
вышеуказанные периоды работы истицы по осуществлению ею лечебной деятельности и
иной деятельности по охране здоровья населения подлежат включению в ее специальный
медицинский стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.
Оснований не
соглашаться с вышеприведенными выводами районного суда не имеется.
Доводы, изложенные
ответчиком в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь
отмену решения суда.
Довод о том, что суд применил закон, не подлежащий
применению, основан на неверном толковании положений Федерального закона РФ «О
трудовых пенсиях в РФ».
Статьей 7
Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в
Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по
старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие
возраста 55 лет.
В соответствии с
подпунктом 20 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173 «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями) трудовая
пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках
городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках
городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Пунктом 3 той
же статьи Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ,
профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом
которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами
7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы
(деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются
Правительством Российской Федерации.
Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Список должностей и
учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную
и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28
Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального
закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Указанным Списком
предусмотрена должность старшей
медицинской сестры (раздел «Наименование должностей), осуществляющей
деятельность, в частности, в больницах, поликлиниках всех наименований (п.1
раздела «Наименование учреждений»). Детские ясли-сады вышеуказанным Списком не
предусмотрены.
Удовлетворяя
требования иска, суд первой инстанции действовал в буквальном соответствии с
требованиями названного закона.
Довод кассатора о
том, что действующий в настоящее время Список работ, профессий, должностей,
специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая
пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О
трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не
предусматривает возможность включения в специальный стаж медицинской
деятельности периода работы истицы в должности медсестры яслей-сада, как и
наличие у истицы права на зачет данного периода к педагогической, а не
медицинской деятельности, является несостоятельным.
С этими доводами
согласиться нельзя, так как они основаны на неправильном применении норм
материального права и нарушают право истицы на пенсионное обеспечение.
Судебная коллегия
отмечает, что в спорный период работы истицы действовали утвержденные
Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о
порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам
просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей,
работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали
включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по
старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях,
детских садах, объединенных яслях-садах независимо от их ведомственной
принадлежности. Данный Перечень относил ясли-сад к списку
лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства,
санитарно-профилактических учреждений.
Судом первой инстанции на основании имеющихся в материалах дела
доказательств установлено, что истица имеет медицинское образование и с 02.08.1976 г. занимается медицинской
деятельностью.
В период с 23.11.1981 г. по 01.07.1982 г. работала
старшей медицинской сестрой яслей-сада У***, с 02.07.1982 г. по 01.07.1987 г. -
старшей медицинской сестрой яслей-сада № *** Димитровградского управления
строительства.
Данные периоды работы истицы относятся к периоду деятельности до 01
января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования
назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.
Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1),
статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают
правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной
политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники
соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия
своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе
действующего законодательства право будет уважаться властями и будет
реализовано.
Судебная коллегия также учитывает правовую позицию, изложенную
Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 05 ноября 2002 года
N 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин
ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового
стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по
длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные
действующим в этот период законодательством.
Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы
ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может
быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации
целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом
прав и свобод человека и гражданина.
Другие доводы,
приведенные в жалобе, выводов суда не опровергают, поэтому они не могут повлечь
отмену решения суда.
В силу изложенного,
решение является правильным и по доводам кассационной жалобы отмене не
подлежит.
Руководствуясь ст.
361 ГПК
РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Засвияжского районного суда
Ульяновской области от 30 марта 2010 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) в Засвияжском районе Ульяновской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи