Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Включение периода работы в специальный стаж, признание права на назначение досрочной трудовой пенсии
Документ от 27.04.2010, опубликован на сайте 27.05.2010 под номером 16711, 2-я гражданская, Включение периода работы в специальный стаж, признание права на назначение досрочной трудовой пенсии, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-***-2010г.                                                               Судья Тихонова О.П.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

27 апреля 2010 года                                                                           г.Ульяновск    

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Жаднова Ю.М.,

судей Костюниной Н.В., Аладина П.К.,

при секретаре Тарановой А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском  районе г.Ульяновска на решение Засвияжского районного  суда Ульяновской области от 30 марта 2010 года, по которому постановлено:

Исковые требования С*** Н*** А*** удовлетворить.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области включить С*** Н*** А*** в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периоды работы с  23.11.1981 г. по 01.07.1982 г. (старшая медицинская сестра яслей-сада У***), с 02.07.1982 г. по 01.07.1987 г. (старшая медицинская сестра яслей-сада № *** Димитровградского управления строительства).

Признать за С*** Н*** А*** право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 01 сентября 2009 г., т.е. с момента обращения за назначением пенсии, обязав Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области назначить С*** Н*** А*** досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.     

Заслушав доклад судьи Костюниной Н.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

С*** Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственному учреждению) в Засвияжском районе г.Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование иска указала, что 01.09.2009 г. обратилась в УПФ РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях для детей. Специальный стаж ее работы составляет более 31 года. Решением  комиссии УПФ от 02.02.2010 г. ей  было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. В специальный стаж не были засчитаны периоды работы с  23.11.1981 г. по 01.07.1982 г.  в качестве старшей медицинской сестры яслей-сада У*** и с 02.07.1982 г. по 01.07.1987 г. в качестве старшей медицинской сестры яслей-сада № *** Димитровградского управления строительства. Считает, что ответчик неправомерно отказал ей в назначении досрочной трудовой пен­сии, поскольку ее функциональные обязанности медицинской сестры в данных учреждениях не отличались от функциональных обязанностей медицинской сестры в муниципальных городских поликлиниках для детей и муниципальных детских садах. В связи с этим просила суд обязать ответчика включить ей в специальный стаж указанные периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с  момента обращения за назначением пенсии.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе Ульяновской области просит отменить решение суда в связи с неправильным применением норм материального права. Полагает, что указанные периоды не могут быть засчитаны истице в специальный стаж, т.к. учреждения, в которых истица работала старшей медицинской сестрой в оспариваемые периоды, не предусмотрены Списком от 29.10.2002 г. № 781 и Списком от 06.09.1991 г. № 464. Указывает, что действующее законодательство относит работу старшей медицинской сестры в детских яслях в целях пенсионного обеспечения к педагогической деятельности, а не к лечебной.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав С*** Н.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст.374 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Согласно ст.ст.12, 56 ГПК РФ  суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные   доказательства, проверил доводы сторон.

В соответствии с собранными  по  делу доказательствами, анализ и  оценка которым дана в решении, суд пришел к объективному выводу об удовлетворении исковых требований.

Судом установлено, что 01.09.2009 г. С*** Н.А., 15.09.1957 г. рождения, обратилась в  Управление Пенсионного фонда РФ в Засвияжском районе г.Ульяновска с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан УПФ РФ в Засвияжском районе от 02.02.2010 г. № 139 ей было отказано в назначении пенсии.

По ре­шению ответчика специальный трудовой стаж истицы на дату обращения составляет 26 лет 3 месяца 18 дней (вместо требуемого 30 лет), страховой стаж составляет 33 года 16 дней.

При подсчете продолжительности специального стажа не были учтены следующие периоды работы С*** Н.А.:

- с 23.11.1981 г. по 01.07.1982 г. в качестве старшей медицинской сестры яслей-сада У***;

- с 02.07.1982 г. по 01.07.1987 г. в качестве старшей медицинской сестры яслей-сада № *** Димитровградского управления строительства на том основании, что названные учреждения не предусмотрены приказом от 15.10.1999 г. № 377, Списком от 06.09.1991 г. № 464 и Списком от 29.10.2002 г. № 781.

Верно оценив установленные по делу фактические обстоятельства, представленные в суд доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вышеуказанные периоды работы истицы по осуществлению ею лечебной деятельности и иной деятельности по охране здоровья населения подлежат включению в ее специальный медицинский стаж, дающий право на назначение досрочной пенсии.

Оснований не соглашаться с вышеприведенными выводами районного суда не имеется.

Доводы, изложенные ответчиком в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Довод о том,  что суд применил закон, не подлежащий применению, основан на неверном толковании положений Федерального закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ».

Статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с последующими изменениями) трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Пунктом 3 той же статьи Федерального закона установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с подпунктами 7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Указанным Списком предусмотрена должность старшей  медицинской сестры (раздел «Наименование должностей), осуществляющей деятельность, в частности, в больницах, поликлиниках всех наименований (п.1 раздела «Наименование учреждений»). Детские ясли-сады вышеуказанным Списком не предусмотрены.

Удовлетворяя требования иска, суд первой инстанции действовал в буквальном соответствии с требованиями названного закона.

Довод кассатора о том, что действующий в настоящее время Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не предусматривает возможность включения в специальный стаж медицинской деятельности периода работы истицы в должности медсестры яслей-сада, как и наличие у истицы права на зачет данного периода к педагогической, а не медицинской деятельности, является несостоятельным.

С этими доводами согласиться нельзя, так как они основаны на неправильном применении норм материального права и нарушают право истицы на пенсионное обеспечение.

Судебная коллегия отмечает, что в спорный период работы истицы действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах независимо от их ведомственной принадлежности. Данный Перечень относил ясли-сад к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.

Судом первой инстанции на основании имеющихся в материалах дела доказательств установлено, что истица имеет медицинское образование и с 02.08.1976 г. занимается медицинской деятельностью.

В период с  23.11.1981 г. по 01.07.1982 г. работала старшей медицинской сестрой яслей-сада У***, с 02.07.1982 г. по 01.07.1987 г. - старшей медицинской сестрой яслей-сада № *** Димитровградского управления строительства.

Данные периоды работы истицы относятся к периоду деятельности до 01 января 2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий медицинским работникам.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18, 19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Судебная коллегия также учитывает правовую позицию, изложенную Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 05 ноября 2002 года N 320-О, согласно которой, выполняя соответствующую работу, гражданин ориентируется на нормы, определяющие продолжительность специального трудового стажа и правовые последствия, наступающие при наличии необходимого по длительности трудового стажа (общего и специального), предусмотренные действующим в этот период законодательством.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Другие доводы, приведенные в жалобе, выводов суда не опровергают, поэтому они не могут повлечь отмену решения суда.

В силу изложенного, решение является правильным и по доводам кассационной жалобы отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 361  ГПК  РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Засвияжского районного суда Ульяновской области от 30 марта 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Засвияжском районе Ульяновской области – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи