УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Дело
№ 33- ***/2010 года Судья
Родионова В.П.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30
марта 2010 года город Ульяновск
Судебная
коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Болбиной
Л.В.,
судей Лисовой Л.С.,
Казаковой М.В.,
с участием прокурора
Николаевой Н.А.,
при секретаре
Высоцкой А.В.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе мэрии г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 25 февраля 2010 года, которым постановлено:
Исковые требования
прокурора Ленинского района г. Ульяновска
удовлетворить частично.
Признать
незаконным бездействие мэрии города
Ульяновска, выразившееся в отсутствии
надлежащей организации работ по ликвидации снежной скользкости и снежных валов
на автомобильной дороге, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Марата.
Обязать мэрию города
Ульяновска устранить выявленные нарушения эксплуатационного состояния
автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Марата, а
именно:
-зимнюю скользкость
автомобильной дороги от перекрестка с ул. Можайского до перекрестка с пер.
Комсомольский;
-снежные валы на
пересечении ул. Марата и ул. К. Маркса со стороны дома № 33 по ул. Марата;
- снежные валы на
пересечении ул. Марата и ул. Можайского со стороны дома № 5 по ул. Марата, на
двух остановках «Центральный рынок», на двух остановках «Карла Маркса» напротив
дома № 23 по ул. К. Маркса.
Обязать мэрию города
Ульяновска организовать надлежащее содержание и уборку автомобильной дороги,
расположенной по ул. Марата в г. Ульяновске.
В остальной части
исковых требований прокурору Ленинского района г. Ульяновска отказать.
Заслушав доклад
председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Ленинского
района города Ульяновска обратился в суд с иском в интересах неопределённого
круга лиц, уточненным в ходе разбирательства дела, к мэрии города Ульяновска о
признании бездействия незаконным, обязании устранить снежные валы и зимнюю
скользкость на автомобильной дороге, расположенной по адресу г. Ульяновск, ул.
Марата, ссылаясь на неисполнение
ответчиком обязанности по содержанию автомобильной дороги в соответствии с
требованиями государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и
улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям
обеспечения безопасности дорожного движения», которые являются обязательными и
направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни,
здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Рассмотрев заявление
по существу, суд постановил решение, приведенное выше.
В кассационной
жалобе мэрия г. Ульяновска, считая решение суда незаконным, просит его
отменить, указывая на неверную оценку судом представленных доказательств. При
этом ссылается на то, что мэрия в лице структурного подразделения – Комитета
наделена полномочиями по организации
содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования на территории
муниципального образования, но не обязана выполнять эту функцию своими силами.
Для содержания и ремонта городских дорог на основании распоряжений мэра города
Ульяновска были созданы: Ульяновское муниципальное унитарное предприятие
«Асфальтобетонный завод», переименованное в 2007 году в МУП
«Ульяновскдорремсервис», МУП «Благоустройство Заволжья», УМУС «АТП по уборке
города». Факт отсутствия бездействия со стороны мэрии г. Ульяновска по
проведению работ по ликвидации снежной скользкости и снежных валов на автомобильной
дороге по ул. Радищева в г. Ульяновске подтверждается ежедневными отчетами предприятий, занимающихся содержанием
автомобильных дорог. Для ликвидации снежной скользкости используются
пескосолевые смеси и песчано-соленые растворы. Реагенты при борьбе со
скользкостью применяться не могут,
поскольку они наносят большой вред экологии города.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора,
полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит
оснований к его отмене.
Материалами дела
установлено, что состояние автомобильной дороги, расположенной по адресу: г.
Ульяновск, ул. Марата, не соответствует требованиям государственного стандарта
ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному
состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения».
Данный факт ответчиком не оспаривается и подтверждается актом проверки
эксплуатационного состояния автомобильной дороги от 03.02.2010 года,
составленным государственным инспектором по дорожному надзору отдела ГИБДД УВД
по г. Ульяновску с участием представителя прокуратуры Ленинского района г.
Ульяновска и представителя Комитета дорожного хозяйства и благоустройства мэрии
города Ульяновска.
Удовлетворяя
требования прокурора, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что выявленные нарушения в виде зимней
скользкости на дороге и снежных валов на пешеходных переходах создают угрозу для жизни и здоровья граждан, пользующихся
указанной дорогой, поскольку они могут
привести к дорожно-транспортным происшествиям, поскольку состояние автомобильной
дороги не отвечает требованиям безопасности движения.
Требования
Государственного стандарта «Требования к эксплуатационному состоянию,
допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р
50597-93), введенные в действие Постановлением Госстандарта России от
11.10.1993 года № 221, являются обязательными и направлены на обеспечение
безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья граждан.
Обязанность по
ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне, согласно ст. 16
Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской федерации», лежит на органах местного самоуправления.
В соответствии с ч.
4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного
самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы
обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов
местного самоуправления в области
обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами
муниципальных образований.
К числу полномочий
мэрии города Ульяновска в соответствии со ст. 36 Устава муниципального
образования «Город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении
автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также
осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог
и осуществления дорожной деятельности в
соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, суд
первой инстанции обоснованно возложил обязанность по содержанию муниципального
имущества в надлежащем состоянии на мэрию города Ульяновска, признав её
надлежащим ответчиком по делу.
Доводы жалобы о неправильной оценке судом обстоятельств по
делу, отсутствии оснований для возложения ответственности на мэрию города
Ульяновска являются несостоятельными. Создание структурных подразделений и
наделение их полномочиями по содержанию автомобильных дорог не являются
основанием для освобождения собственника от указанных функций, возложенных на
него законом.
Нарушений норм
материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Оснований для отмены решения суда по
доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а
:
Решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 25 февраля 2010 года оставить без изменения,
кассационную жалобу мэрии города Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи