УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Дело 33 –***/2010 г.
Судья Чурбанова Е.В.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
04 марта 2010
года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Колобковой О.Б.,
судей Трифоновой
Т.П. и
Кинчаровой О.Е.,
с участием прокурора Логинова Д.А.,
при секретаре Яковлевой Т.Ю.
рассмотрела в
открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе К*** О*** А*** на решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 18 февраля 2010 года, которым постановлено:
В удовлетворении
заявления К*** О*** А*** о признании незаконным постановления Ульяновской
городской избирательной комиссии № *** от 04 февраля 2010 года «Об отказе в
регистрации кандидата в депутаты Ульяновской городской Думы четвёртого созыва
по Засвияжскому одномандатному избирательному округу № *** К*** О*** А***»
отказать.
Заслушав доклад
судьи Трифоновой Т.П., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
К*** О.А. обратился
в суд с заявлением об оспаривании решения Ульяновской городской избирательной
комиссии об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Ульяновской
Городской Думы четвертого созыва по
Засвияжскому одномандатному избирательному округу № ***. В обоснование
заявления указал следующие доводы.
Постановлением
Ульяновской городской избирательной комиссии муниципального образования «Город
Ульяновск» № *** от 04.02.2010 г. ему было отказано в регистрации
кандидатом в депутаты Ульяновской
Городской Думы четвертого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному
округу № ***, выдвигающимся в порядке самовыдвижения. Данное постановление К***
О.А. считает необоснованным.
26 января 2010 г. в
15.37 час. К*** О.А. было представлено в Ульяновскую городскую избирательную
комиссию 50 подписных листов с подписями избирателей в поддержку его
выдвижения, содержащих 180 подписей избирателей.
01 февраля 2010 г.
членами городской избирательной комиссии с правом решающего голоса в
соответствии со ст.46 Закона Ульяновской области от 01.08.2007 г. № 109-ЗО «О
выборах депутатов представительных органов муниципальных образований
Ульяновской области» была осуществлена проверка достоверности и
действительности подписей избирателей в представленных подписных листах.
Для регистрации
кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы четвертого созыва по
Засвияжскому одномандатному
избирательному округу № *** К*** О.А.
необходимо было представить 164 достоверных и действительных подписей
избирателей. К*** О.А. было представлено
180 подписей избирателей в
поддержку его выдвижения.
В ходе проведения
проверки представленных кандидатом в депутаты
подписных листов комиссия признала достоверными и действительными 150
подписей, что составляет 83,3% от общего количества подлежащих проверке
подписей избирателей. Недостоверными и (или) недействительными признаны 30
подписей избирателей, составляющие 16,7% от общего количества подлежащих
проверке подписей избирателей.
К*** О.А. полагает,
что не могут быть признаны недействительными и недостоверными вышеуказанные 30
подписей, поскольку в ряде случаев имеют
место расхождения данных, содержащихся в паспортах избирателей, которые
были занесены сборщиками в подписные листы, и данных, предоставленных органами
УФМС, а в остальных случаях имеет место особенность и неразборчивость почерков
сборщиков подписей.
На основании
изложенного К*** О.А. просил признать незаконным постановление Ульяновской
городской избирательной комиссии № *** от 04.02.2010 г. «Об отказе в
регистрации кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы четвертого созыва
по Засвияжскому одномандатному избирательному округу № *** К*** О*** А***».
Рассмотрев заявление
по существу, суд постановил вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе К*** О.А. не
соглашается с решением суда. Указывает при этом, что в соответствии с п. 7 ст.
46 закона Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов
муниципальных образований Ульяновской области» основанием для признания
недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах
сведений об избирателях и их подписей могут служить заключения экспертов,
изложенные в ведомостях проверки подписных листов. В данном случае основанием
для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных
листах сведений об избирателях и их подписей избирательная комиссия, а также
суд посчитали не заключение эксперта, а справку эксперта.
Письмо УФМС России по Ульяновской области
также не может служить основанием для признания
недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах
сведений об избирателях. Данное письмо, по сути дела, является сопроводительным
письмом к так называемому приложению, которое не содержит ни даты составления, ни
подписи ответственного лица.
Суд неверно применил положения подпункта 7 п.
3 ст. 47 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов представительных
органов муниципальных образований Ульяновской области», согласно которому
выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей
от общего количества подписей избирателей, подлежащих проверке, не является
основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его
регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей
достаточно для регистрации кандидата.
Кроме того, избирательная комиссия в
соответствии с п. 3 ст. 47 Закона Ульяновской области «О выборах депутатов
представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» должна
была уведомить его о своем решении об отказе в регистрации кандидатом в
депутаты Ульяновской Городской Думы четвертого созыва по Засвияжскому
одномандатному избирательному округу № *** в течение суток с момента принятия
указанного решения. В данном случае решение избирательной комиссией было
принято 04.02.2010 года, а он был уведомлен об этом решении только 08.02.2010
года.
Действующим законодательством не
предусмотрено никаких дополнительных процедур проверки подписных листов. В
данном случае 15.02.2010 года комиссией было вынесено постановление о
дополнении ранее изданного постановления от 01.02.2010 года соответствующим
основанием отказа в регистрации. При этом его на заседание комиссии никто не
приглашал и о принятом решении не извещал, чем были грубо нарушены его
избирательные права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы
кассационной жалобы, заслушав пояснения К*** О.А., его представителя – адвоката
К*** В.А., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителей Ульяновской городской
избирательной комиссии К*** О.И., К*** А.А., прокурора Логинова Д.А., просивших
оставить решение суда без изменения,
судебная коллегия приходит к следующему.
Решением
Ульяновской Городской Думы от 23.12.2009 г. № 132 на 14.03.2010 г. назначены
выборы главы муниципального образования «Город Ульяновск» и депутатов
Ульяновской Городской Думы четвертого созыва.
20.01.2010
г. в Ульяновскую городскую избирательную комиссию с заявлением о согласии
баллотироваться кандидатом в депутаты Ульяновской Городской Думы четвертого
созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу № *** обратился К***
О.Ю.
26.01.2010
г. от него поступил первый финансовый отчет, протокол об итогах сбора подписей
избирателей и подписные листы.
Согласно
ст. 41 Закона Ульяновской области от 01.08.2007 г. № 109-ЗО «О выборах
депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской
области» выдвижение кандидата, списка кандидатов должно быть поддержано
избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы.
В
поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов могут собираться подписи
избирателей.
Количество
подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата, выдвинутого по
одномандатному или единому избирательному округу, составляет 1 процент от числа
избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного
округа в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона «Об основных
гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации», но не менее 10 подписей избирателей.
Решением
Ульяновской Городской Думы от 25.11.2009 г. № 124 утверждена схема
одномандатных избирательных округов для проведения выборов депутатов
Ульяновской Городской Думы четвертого созыва.
В
соответствии с данной схемой число избирателей Засвияжского одномандатного
избирательного округа № *** составляет 16 413 человек
Исходя
из этого для регистрации кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы по
указанному избирательному округу необходимо 164 достоверных и действительных
подписей избирателей.
К***
О.Ю. в избирательную комиссию было представлено 180 подписей. Из них 150
признаны достоверными, а 30 расценены Ульяновской городской избирательной
комиссией как недостоверные (недействительные), в связи с чем ввиду
недостаточного количество достоверных подписей избирателей, представленных для
регистрации кандидата, заявителю постановлением от 04.02.2010 г. № *** отказано
в регистрации в качестве кандидата в депутаты Ульяновской Городской Думы
четвертого созыва по Засвияжскому одномандатному избирательному округу № ***.
Судом
первой инстанции признаны недействительными (недостоверными) 23 подписи
избирателей.
Судебная
коллегия соглашается с позицией суда первой инстанции и признает
недействительными (недостоверными) следующие подписи:
-
в листе 9 строка 1 и 3; в листе 11 строка 1; в листе 13 строка 5; в листе 21
строка 2; в листе 22 строка 3; в листе
23 строка 3 и 5; в листе 27 строка 1; в
листе 38 строка 4; в листе 43 строка 3 - недействительность (недостоверность)
указанных 11 подписей не оспаривал сам заявитель в ходе рассмотрения дела:
Также
К*** О.А. не оспаривал недействительность (недостоверность) подписей в листе 1
строки 1 и 2 – неверно указан адрес избирателей.
Справкой
эксперта подтверждена недействительность (недостоверность) подписей: лист 3 строка 4; лист 46 строки 1 и 4. Именно эти подписи признаны избирательной
комиссией недостоверными (недействительными).
Указаны
сведения об избирателях, не соответствующие действительности: лист 13 строка 3
–неверно указано отчество избирателя; лист 20 строка 5- неверно указан номер
паспорта избирателя; лист 26 строка 3 – неверно указан год рождения избирателя,
лист 41 строка 5 – неверно указан адрес избирателя. Судебная коллегия
соглашается с позицией избирательной комиссии и также признает указанные
подписи недействительными (недостоверными).
На
листе 6 в строке 3 отсутствует указание на номер квартиры.
На
листе 43 в строке 2 имеется неоговоренное исправление в сведениях об
избирателе. Данные подписи также являются недействительными (недостоверными).
Не
оговорены исправления в дате на листе 12 в строке 4. Данная подпись также
является недействительной (недостоверной).
Таким
образом, из представленных К*** О.А. 180 подписей избирателей действительными
являются только 157.
В соответствии с пунктом 7 части 3 ст. 47
Закона Ульяновской области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО
«О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований
Ульяновской области», одним из оснований отказа в регистрации кандидата
является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных
для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и
(или) недействительных подписей от общего количества подписей избирателей,
подлежащих проверке. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или)
недействительных подписей от общего количества подписей избирателей, подлежащих
проверке, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае,
когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если
достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
В данном случае для регистрации К*** О.А.
кандидатом в депутаты требовалось 164 действительных подписи избирателей, т.е.
менее 200. Вместе с тем достаточное количество достоверных подписей для
регистрации К*** О.А. кандидатом в депутаты собрано им не было. Доводы К***
О.А. основаны на неверной трактовке положений законодательства.
Судебная коллегия не соглашается с доводом К***
О.А. о том, что справка эксперта не может являться основанием для признания
недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах
подписей избирателей, поскольку в соответствии с ч. 7 ст. 46 Закона Ульяновской
области от 01 августа 2007 года № 109-ЗО «О выборах
депутатов представительных органов муниципальных образований Ульяновской
области» таким основанием может быть только заключение эксперта.
Понятие заключение эксперта дано в
Федеральном законе от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О
государственной судебно-экспертной
деятельности в Российской Федерации». Заключение эксперта – это письменный
документ, отражающий ход и результаты исследований, проведенных экспертом. Вместе с тем данное понятие заключение
эксперта используется в гражданском, административном и уголовном
судопроизводстве. Избирательным законодательством не предусмотрен порядок
проведения почерковедческой экспертизы подписных листов. Часть 7 ст. 46 Закона Ульяновской области от
01 августа 2007 года № 109-ЗО «О выборах депутатов
представительных органов муниципальных образований Ульяновской области» предусматривает,
что для проверки соблюдения порядка выдвижения кандидатов, списка кандидатов,
порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности
содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей
соответствующая избирательная комиссия может своим решением создавать рабочие
группы из числа своих членов, работников ее аппарата и привлеченных
специалистов. В соответствии с законодательством к такой проверке могут
привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа
специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов,
специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской
Федерации, а также иных государственных органов.
Заключения экспертов, изложенные в ведомостях
проверки подписных листов, могут служить основанием для признания
недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах
сведений об избирателях и их подписей.
Вышеприведенные положения законодательства
были соблюдения избирательной комиссией при проверке подписных листов,
представленных К*** О.А. В качестве эксперта привлечен А*** Э.И. – старший
эксперт отделения по обслуживанию Железнодорожного района ЭКЦ УВД по
Ульяновской области. Он был допрошен в судебном заседании, в ходе которого
предупреждался об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного
заключения. При таких данных считать справку эксперта недопустимым
доказательством нельзя.
Также судебная коллегия не может согласиться
с доводом К*** О.А. о том, что письмо УФМС России по Ульяновской области не
может служить основанием для признания
недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах
сведений об избирателях. Данное письмо направлено инспектором УФМС России по
Ульяновской области Н.В. Г***, которая входит в состав рабочей группы по приему
и проверке документов, представляемых в Ульяновскую городскую избирательную
комиссию.
В соответствии с ч. 3 ст. 47 закона
Ульяновской области «О выборах депутатов представительных органов муниципальных
образований Ульяновской области» в случае принятия решения об отказе в
регистрации кандидата соответствующая избирательная комиссия обязана в течение
одних суток с момента принятия данного решения выдать кандидату копию решения с
изложением оснований отказа. Таким образом,
в обязанности избирательной комиссии не входит вручение кандидату копии
решения с изложением оснований отказа. К*** О.А. присутствовал на заседании
избирательной комиссии, где было принято решение об отказе ему в регистрации
как кандидата в депутаты. То обстоятельство, что К*** А.М. получил
постановление комиссии только 08.02.2010, его прав не нарушило, поскольку не
препятствовало ему в обжаловании указанного постановления.
Остальные доводы кассационной жалобы не могут
послужить основанием для отмены решения суда первой инстанции, поскольку сам по
себе факт непредставления К*** О.М. в избирательную комиссию необходимого
количества достоверных подписей
избирателей является самостоятельным основанием для отказа ему в регистрации
кандидатом в депутаты.
Учитывая, что при рассмотрении дела судом не
было допущено нарушений норм материального и процессуального права, всем
юридически значимым обстоятельствам по делу дана верная правовая оценка,
оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 18 февраля 2010 года оставить без изменения, а кассационную
жалобу К*** О*** А*** – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи