УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ
СУД
Дело
№ ***2010
Судья
А.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16
марта 2010 года
город Ульяновск
Судебная
коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Болбиной
Л.В.,
судей Лисовой Л.С.,
Костюниной Н.В.,
с участием прокурора
Логинова Д.А.,
при секретаре
Сиразетдиновой Э.Я.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе мэрии г. Ульяновска на решение Ленинского районного суда г.
Ульяновска от 09 февраля 2010 года, которым постановлено:
Исковые требования
прокурора Ленинского района г. Ульяновска
удовлетворить.
Признать
незаконным бездействие мэрии города
Ульяновска по неорганизации ликвидации снежной скользкости и снежных валов на автомобильной дороге.
Обязать мэрию города
Ульяновска устранить выявленные нарушения эксплуатационного состояния автомобильной
дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Радищева, а именно: зимнюю скользкость автомобильной дороги от
перекрестка с ул. Советской до перекрестка с ул. Тухачевского, от перекрестка с
ул. Новгородской до перекрестка с ул. Докучаева, от дома №141 до дома №147 по ул. Радищева, на остановочных пунктах
общественного транспорта
«ул. Рылеева», «ул.
Тухачевского», «4-я школа», «Гарнизонный
магазин», на трамвайных и
автобусных остановках напротив дома
№147, снежные валы на пересечении ул.
Радищева и ул. Красногвардейская, на
пересечении ул. Радищева и ул. Рылеева,
на пересечении ул. Радищева и ул. Новгородская, на пересечении ул. Радищева и ул.
Тухачевского и со всех сторон
пешеходного перехода, напротив дома №
85 по ул. Радищева, также на
остановочных пунктах общественного
транспорта «ул. Рылеева», «ул. Тухачевского», «4-я школа», «Гарнизонный магазин», на трамвайных и
автобусных остановках напротив дома
№147. Обязать мэрию г. Ульяновска организовать надлежащее содержание и уборку
автомобильной дороги, расположенной по
ул. Радищева в г. Ульяновске.
Заслушав доклад
председательствующего, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Прокурор Ленинского
района города Ульяновска обратился в суд с иском в интересах неопределённого
круга лиц, уточненным в ходе разбирательства дела, к мэрии города Ульяновска о
признании бездействия незаконным, обязании устранить зимнюю скользкость
автомобильной дороги, расположенной по адресу: г. Ульяновск, ул. Радищева,
ссылаясь на неисполнение ответчиком
обязанности по содержанию автомобильной дороги в соответствии с требованиями
государственного стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы.
Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения
безопасности дорожного движения», которые являются обязательными и направлены
на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья и
имущества населения, охрану окружающей среды.
Рассмотрев заявление
по существу, суд постановил решение, приведенное выше.
В кассационной
жалобе мэрия г. Ульяновска, считая решение суда незаконным, просит его
отменить, указывая на неверную оценку судом представленных доказательств. При
этом ссылается на то, что мэрия в лице структурного подразделения – Комитета
наделена полномочиями по организации
содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования
территории муниципального образования, но не обязана выполнять эту функцию
своими силами. Для содержания и ремонта городских дорог на основании
распоряжений мэра города Ульяновска были созданы Ульяновское муниципальное унитарное
предприятие «Асфальтобетонный завод», переименованное в 2007 году в МУП
«Ульяновскдорремсервис», МУП «Благоустройство Заволжья», УМУС «АТП по уборке
города». Факт отсутствия бездействия со стороны мэрии г. Ульяновска по
проведению работ по ликвидации снежной скользкости и снежных валов на
автомобильной дороге по ул. Радищева в г. Ульяновске подтверждается ежедневными
отчетами предприятий, занимающихся
содержанием автомобильных дорог. Для ликвидации снежной скользкости
используются пескосолевые смеси и песчано-соленые растворы. Реагенты при борьбе
со скользкостью не применяются, поскольку они наносят большой вред экологии
города.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора,
полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит
оснований к его отмене.
Материалами дела
установлено, что состояние автомобильной дороги, расположенной по адресу: г.
Ульяновск, ул. Радищева, не соответствует требованиям государственного
стандарта ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к
эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности
дорожного движения».
Так, актом
проверки эксплуатационного состояния автомобильной дороги, расположенной
по адресу: г. Ульяновск, ул. Радищева, Управлением Государственной Инспекции
Безопасности Дорожного Движения установлено следующее:
В нарушение п.п.
3.1.6 ГОСТ Р 50597-93, п.п.2.1 Руководства по борьбе с зимней скользкостью на автомобильных дорогах, утв. распоряжением
Минтранса РФ от 16.06.2003 года за № ОС -548-р на протяжении ул. Радищева от
перекрестка с ул. Советской до перекрестка с ул. Тухачевского имеется снежный
накат высотой от 3 до 20 см, ширина проезжей части загружена на величину от 0,5
до 1,5 метра.
Ледяной покров
автодороги на ул. Радищева от дома №141 до дома №147 составляет от 5 до 15 см.
На протяжении ул. Радищева
- от перекрестка с ул. Новгородской до перекрестка с ул. Докучаева имеется
снежный накат высотой от 3 до 10 см.
На остановочных пунктах
и посадочных площадках общественного транспорта имеется снежный накат:
на двух остановках «ул. Рылеева» - высотой от 5 до 10 см.; на двух остановках «ул. Тухачевского» - высотой
от 5 до 15 см.; на двух остановках «4-я
школа» - высотой от 10 до 20 см.; на
трамвайных и автобусных остановках напротив дома №147 - высотой от 5
до 30 см.; на двух остановках «Гарнизонный
магазин» - высотой от 5 до 10 см.
Вопреки п. 3.1.8 ГОСТ 50597-93 имеются формирования снежных валов на
пересечении ул. Радищева и ул.
Красногвардейская высотой от 0,5 до 1,5 метра;
на пересечении ул. Радищева и ул. Рылеева - высотой от 0,3 до 1 метра;
на пересечении ул. Радищева и ул. Новгородская - высотой от 1 до 1,8 метра; на
пересечении ул. Радищева и ул. Тухачевского и со всех сторон пешеходного
перехода - высотой от 0,2 до 1 метра; на
пересечении ул. Радищева и ул. Тимирязева со стороны домов №173 и №166 по ул.
Радищева и со всех сторон пешеходного перехода - высотой от 0,2 до 2 метров;
напротив дома №85 по ул. Радищева со всех
сторон пешеходного перехода - высотой от 0,5 до 1 метра.
На остановочных
пунктах общественного транспорта имеются снежные валы: на двух остановках
«улица Рылеева» высотой от 0,5 до 1 метра;
на двух остановках «ул. Тухачевского» - высотой от 0,5 до 1,2 метра; на
двух остановках «4 школа» - высотой от 0,5 до 1,5 метров; на трамвайных и автобусных остановках напротив
дома №147 - высотой от 0,5 до 1,5 метров; на двух остановках «Гарнизонный
магазин» - высотой от 0,3 до 0,8 метра.
Удовлетворяя
требования прокурора, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что
данные нарушения создают угрозу для
жизни и здоровья граждан, пользующихся указанной дорогой, так как они могут привести к дорожно-транспортным
происшествиям, поскольку состояние автомобильной дороги не отвечает требованиям
безопасности движения.
Требования
Государственного стандарта «Требования к эксплуатационному состоянию,
допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (ГОСТ Р
50597-93), введенные в действие Постановлением Госстандарта России от
11.10.1993 года № 221, являются обязательными и направлены на обеспечение
безопасности дорожного движения, сохранения жизни, здоровья граждан.
Обязанность по
ремонту и содержанию дорог, находящихся в муниципальной казне, согласно ст. 16
Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской федерации», лежит на органах местного самоуправления.
В соответствии с ч.
4 ст. 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» органы местного
самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы
обеспечения безопасности дорожного движения. При этом полномочия органов
местного самоуправления в области
обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами
муниципальных образований.
К числу полномочий
мэрии города Ульяновска в соответствии со ст. 36 Устава муниципального образования
«Город Ульяновск» относится дорожная деятельность в отношении автомобильных
дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление
иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в
соответствии с законодательством РФ.
Согласно выписке из
реестра объектов муниципальной собственности от 14 января 2010 года
автомобильная дорога, расположенная по адресу: город Ульяновск, ул. Радищева,
находится в собственности муниципального образования «Город Ульяновск».
Таким образом, суд
первой инстанции обоснованно возложил обязанность по содержанию муниципального
имущества в надлежащем состоянии на мэрию города Ульяновска, признав её
надлежащим ответчиком по делу.
Доводы жалобы о неправильной оценке судом обстоятельств по
делу, отсутствии оснований для возложения ответственности на мэрию города
Ульяновска являются несостоятельными. Создание структурных подразделений и
наделение их полномочиями по содержанию автомобильных дорог не являются
основанием для освобождения собственника от указанных функций, возложенных на
него законом.
Нарушений норм
материального и процессуального права судом первой инстанции не допущено.
Оснований для отмены решения суда по
доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а
:
Решение Ленинского
районного суда г. Ульяновска от 09 февраля 2010 года оставить без изменения,
кассационную жалобу мэрии города Ульяновска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи