Судебный акт
Оспаривание решения МСЭ об отказе в установлении группы инвалидности
Документ от 02.03.2010, опубликован на сайте 23.03.2010 под номером 15652, 2-я гражданская, о признании актов освид.незаконными, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Дело-33- ***/2010 г.                                                             Судья П.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

02 марта   2010 года                                                                                г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего  Королёвой А.В.,

судей  Трифоновой Т.П. и Кинчаровой О.Е.,

при секретаре    Рабчук Л.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе К*** А*** В*** на решение Ленинского районного  суда г. Ульяновска от 13 января  2010 года, которым постановлено:

Исковые требования К*** А*** В*** к  Федеральному государственному учреждению «***» о признании актов освидетельствования незаконными, оспаривании решения об отказе в установлении группы инвалидности,  установлении группы инвалидности удовлетворить частично.

Обязать Федеральное государственное учреждение «***» устранить нарушения пункта  29 Порядка проведения медико-социальной экспертизы, утв. постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95, включив в акт медико-социальной экспертизы от 19 октября 2009г. заключения специалистов-консультантов, привлеченных  к проведению медико- социальной экспертизы - главного внештатного пульмонолога Министерства здравоохранения Ульяновской области Б*** Л.А.; главного внештатного травматолога Министерства здравоохранения Ульяновской области Ш*** Г.А.

В остальной части иска К*** А*** В*** к Федеральному государственному учреждению «***»  отказать.

 

Заслушав доклад судьи Трифоновой Т.П., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а :

 

К*** А. В. обратился в суд с иском к Федеральному государственному учреждению «***» о признании незаконными актов освидетельствования, оспаривании решения об отказе в установлении ему группы инвалидности, установлении группы инвалидности.

В обоснование заявленных требований указал, что в связи с заболеванием по врожденной патологии костно-мышечной системы со стойкими умеренно выраженными нарушениями статодинамических функций он являлся ребенком- инвалидом.  По достижению совершеннолетия ему была установлена инвалидность III группы, которая была подтверждена через год при переосвидетельствовании с диагнозом: врожденная множественная аномалия шейного (С57) и грудного (Тh1- Тh 6) отдела позвоночника, врожденный левосторонний сколиоз шейно-грудного отдела позвоночника 3 степени.

В 2008 г. при очередном переосвидетельствовании во МСЭ ему была подтверждена 3 группа инвалидности по основному диагнозу.

В феврале 2009г. при очередном переосвидетельствовании для подтверждения группы инвалидности без сроков переосвидетельствования *** отказало ему в установлении группы инвалидности. 

Данное решение было оспорено им в судебном порядке, и решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 26.05.2009г. в иске было отказано.

В период с 05 по 19 октября 2009г. в *** по Ульяновской области проводилось повторное его переосвидетельствование на предмет установления группы инвалидности. Экспертным решением филиала № *** по Ульяновской области, а затем  решением Главного Бюро *** от 19.10.2009г. в установлении группы инвалидности ему вновь было отказано.

Истец  данные решения Бюро *** считает незаконными и необоснованными по следующим основаниям.

При проведении переосвидетельствования экспертам была предоставлена необъективная и недостоверная  информация о состоянии его здоровья, в частности:

- о том, что в 2009г. адекватного  лечения по имеющемуся у него заболеванию он не проходил. В действительности  в 2009 году он дважды проходил консервативное лечение по основному заболеванию. Результат - без эффекта и положительной динамики; 

- о положительной трудовой направленности (п. 27 Акта освидетельствования). В действительности трудовая направленность отрицательная, поскольку с последнего места работы истец был уволен по состоянию здоровья.

Кроме того, при проведении его освидетельствования в период с 05 по 19 октября 2009г. экспертным составом не были учтены заключения врачей - узких специалистов, наблюдавших и лечивших его в 2008 - 2009г.г., а именно: пульмонолога, невропатолога, кардиолога, травматолога-ортопеда.

Экспертным составом Бюро *** необоснованно изменен основной диагноз ортопеда-травматолога и невропатолога,  по которому до 2009г. истец признавался инвалидом.     

Не отражены в актах освидетельствования истца и результаты проведенных обследований: рентгенографии, триплексного исследования, эхокардиографии, реоэнцефалографии, спирографии.

Истец считает,  что при проведении медико-социальной экспертизы специалистами не была учтена клиническая картина его заболеваний, стабильно ухудшающееся с каждым годом состояние его здоровья, что подтверждается заключением врачей: пульмонолога от 29.09.2009г., невропатолога от 23.09.2009г., главного травматолога Ульяновской области Ш*** Г.А. от 06.02.2009г., 10.03.2009г., 25.03.2009г., 25.09.2009г. Всё это привело в конечном итоге к вынесению неправомерных решений.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе К*** А.В. не соглашается с решением суда. Указывает при этом, что акты освидетельствования были подписаны в чистом виде. В акте освидетельствования неверно указан диагноз пульмонолога Б*** Л.А.: вместо диагноза дыхательная недостаточность ДН 1-2 степени в акте указан диагноз дыхательная недостаточность ДН 0-1, что могло повлиять на назначение группы инвалидности. Также неверно указан диагноз главного областного травматолога Ш*** Г.А. В акт не внесены диагнозы с информацией о стойкости и степени выраженности нарушений функций организма. Изменены основной и сопутствующие диагнозы. Всё это явилось основанием для отказа в установлении ему III группы инвалидности.

Суд необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о вызове в судебное заседание экспертов *** для дачи разъяснений экспертного заключения.

Необоснованно отказано в удовлетворении ходатайства о назначении судебной медицинской экспертизы.

Судом не затребованы сведения из Росздравнадзора о достоверности предоставленной суду информации представителями МСЭ, сведения об отчислении К*** А.В. из института из-за неуспеваемости.

Заключение МСЭ г. ***, положенное в основу решения суда, является незаконным. В нем отсутствует дата проведения экспертизы. Экспертное заключение не мотивировано. Ходатайство о проведении повторной экспертизы отклонено.

В материалах отсутствуют достоверные сведения о том, какие документы были направлены в МСЭ г. *** для проведения экспертизы.

Суд в ходе рассмотрении дела установил, что в акт освидетельствования не были внесены заключения приглашенных специалистов – пульмонолога и травматолога. В связи с этим возложил на ФГУ «***» обязанность внеси в акт освидетельствования указанные заключения, в связи с этим акт освидетельствования должен быть признан недействительным и незаконным, оформлен заново со всеми внесенными в него достоверными диагнозами и заключениями о стойкости и степени выраженности заболевания. Только после этого эксперты должны сделать заключение о наличии у истца группы инвалидности. 

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителей К*** А.В. – К*** В.Н. и И.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, представителя ФГУ «***» С*** Ю.Л., просившего решение суда оставить без изменения, обозрив в судебном заседании рентгено-снимки и их описание, судебная коллегия приходит к следующему.

В ходе рассмотрения дела установлено, что  К*** А.В., *** года рождения, до 18 лет признавался ребенком-инвалидом ввиду наличия у него  врожденной патологии костно-мышечной системы со стойкими умеренно выраженными нарушениями статодинамических функций.

При достижении 18-летнего возраста в ***г. в связи с отсутствием улучшений клинической картины заболевания истцу была установлена 3 группа инвалидности с ОСТД 1 степени по основному диагнозу - врожденная  множественная аномалия развития грудных позвонков Th1- Th 6  и шейных позвонков- С5-С7. Врожденный сколиоз в шейно- грудном и поясничном отделах 3 степени с умеренными нарушениями статодинамических функций позвоночника» с причиной - инвалидность с детства сроком на 1 год.

В 2008г. при очередном переосвидетельствовании во МСЭ ему подтверждена 3 группа инвалидности по основному диагнозу: «Врожденная множественная аномалия развития грудных позвонков Th1- Th 6  и шейных позвонков- С5-С7. Врожденный сколиоз в шейно- грудном и поясничном отделах 3 степени с умеренными нарушениями статодинамических функций позвоночника, инвалидность установлена сроком на 1 год, краткое обоснование экспертного решения: стойкая умеренная патология статодинамических нарушений приводит к ОЖД 1 степени, по критериям - ограничение способности к трудовой деятельности 1 степени, к передвижению первой степени, требует социальной защиты и помощи- Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 535 от 22 августа 2005г., постановление Правительства РФ № 95 от 20.02.2006г.

В феврале 2009г. при направлении К*** А.В. на МСЭ для подтверждения группы инвалидности без сроков переосвидетельствования в установлении группы инвалидности ему  было отказано.

Данное решение было оспорено истцом в судебном порядке, вступившим в законную силу решением Заволжского районного суда г. Ульяновска от 26.05.2009г., в удовлетворении иска было отказано.

В период с 05 по 19 октября 2009г. в ГБ МСЭ ***»проводилось повторное переосвидетельствование истца на предмет установления ему группы инвалидности. Экспертным решением филиала № *** ГБ МСЭ по *** от 12.10.2009 года, а затем  решением Главного Бюро МСЭ *** от 19.10.2009г. в установлении истцу группы инвалидности вновь было отказано. Краткое обоснование экспертного решения - незначительные нарушения статодинамических функций, функций кровообращения и дыхания не приводят  к ограничению жизнедеятельности социальной недостаточности, не дают основания определить группу инвалидности.

Оспаривая данное решение МСЭ, К*** А.В. указывает на то, что диагнозы имеющихся у него заболеваний были указаны в акте освидетельствования неверно, не отражены заключения узких специалистов, что привело к отказу в установлении ему группы инвалидности. 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ № 95 от 20.02.2006 утверждены Правила признания лица инвалидом. В соответствии с п. 1 и 2 указанных правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина, на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Таким образом, признание лица инвалидом осуществляется только федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. С учётом вышеизложенного, оснований для проведения по делу судебной медицинской экспертизы не имелось.

Для определения правильности заключения филиала № *** ГБ МСЭ по *** от 12.10.2009 года, а также  решения Главного Бюро МСЭ *** от 19.10.2009г. об отказе в установлении истцу группы инвалидности судом была назначена экспертиза в другой регион - ФГУ «***». При этом в определении суд указал имеющиеся у истца диагнозы заболеваний, в том числе и заключения узких специалистов (пульмонолога, главного травматолога Министерства здравоохранения Ульяновской области Ш*** Г.А., ортопеда, невролога, кардиолога, окулиста): врожденный шейногрудной сколиоз 4 степени, множественные врожденные аномалии СV – С VII и Th 1- Th 6 позвонков, остеохондроз шейного, грудного, поясничного отделов позвоночника, нарушение статики, стойкое умеренное ограничение функций позвоночника, аномалия развития S1 позвонка, цервикотораколюмбалгия, стойкий умеренный алгический синдром, синдром вегето-сосудистой дистонии с частыми цефалгиями, хронический бронхит с бронхообструктивным синдромом в стадии ремиссии на фоне деформации грудной клетки, дыхательная недостаточность 2 степени, пролапс передней створки митрального клапана второй степени с регургитацией первой степени, хроническая сердечная недостаточность, миопия слабой степени обоих глаз. (В заседании судебной коллегии представители истца не оспаривали, что в определении суда диагнозы заболеваний истца указаны верно и полно). При этом суд поставил перед экспертами вопрос: правомерны ли решение  филиала № *** ГБ МСЭ *** от 12.10.2009 года и  решение Главного Бюро «МСЭ по ***» от 19.10.2009г. об отказе в установлении истцу группы инвалидности при наличии у него указанных заболеваний, имеются ли основания для установления К*** А.В. по имеющимся у него заболеваниям инвалидности 3 группы, и на какой срок. При этом из материалов гражданского дела следует, что для производства экспертизы в  ФГУ «***» были направлены копии материалов гражданского дела, подлинники материалов освидетельствования К*** А.В. в МСЭ *** (л.д. ***), а также рентгено-снимки от 17.90.2009 года шейного отдела № 12 в двух проекциях, грудного отдела № 13 в двух проекциях, поясничного отдела № 14 в двух проекциях (л.д. ***). Все эти документы были положены в основу экспертного заключения, о чем непосредственно указано в самом экспертном заключении. 

Экспертное заключение ФГУ «***» от 23.12.2009 года подтвердило правильность и обоснованность выводов  обжалуемого истцом экспертного решения ГБ МСЭ ***.  Оснований сомневаться в правильности и достоверности указанного экспертного заключения не имеется.

При этом в ходе рассмотрения дела суд установил, что в нарушение п. 29 Порядка проведения медико-социальной экспертизы гражданина, утв. постановлением Правительства РФ от 20.02.2006г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом», в акт  медико-социальной экспертизы, составленный по результатам освидетельствования истца в ФГУ «ГБ МСЭ ***» в период с 05.10. по 19.10.2009г., не были внесены заключения специалистов-консультантов, привлеченных  к проведению медико-социальной экспертизы- главного внештатного пульмонолога Министерства здравоохранения Ульяновской области Б*** Л.А.; главного внештатного травматолога Министерства здравоохранения Ульяновской области Ш*** Г.А.  В связи с этим суд возложил на ФГУ «ГБ МСЭ ***» обязанность устранить допущенные нарушения, включив в акт медико-социальной экспертизы от 19 октября 2009г. указанные заключения. Вместе с тем это не дает основания считать акт медико-социальной экспертизы незаконным (недействительным).

Доводы кассационной жалобы К*** А.В. аналогичны доводам, которые он заявлял изначально при обращении в суд. Указанные доводы были подробно исследованы судом первой инстанции. Всем им дана правовая оценка в решении суда. Нарушений норм материального и процессуального законодательства при рассмотрении дела судом не допущено. В связи с этим оснований для отмены решения суда перовой инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 13 января 2010 года оставить без изменения, а кассационную жалобу К*** А*** В*** – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи