Судебный акт
Назначение досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью
Документ от 27.10.2009, опубликован на сайте 27.11.2009 под номером 13220, 2-я гражданская, Назначение досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

Дело № 33-***/2009                                                                   Судья К*** Э.Р.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

27 октября 2009 года                                                                                   г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

 

председательствующего судьи Колобковой О.Б.,

судей Аладина П.К., Шлейкиной О.В.,

при секретаре судебного заседания Рабчук Л.Ю.

 

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 15 сентября 2009 года, по которому постановлено:

 

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области засчитать Л*** в специальный медицинский стаж периоды ее работы с 02 апреля 1991 года по 10 сентября 1992 года, с 13 ноября 1992 года по 31 марта 1993 года, с 01 апреля 1993 года по 22 октября 1995 года, с 01 января 1997 года по 31 октября 1999 года в льготном исчислении – 1 год работы за 1 год 9 месяцев, с 19 июля 2004 года по 13 февраля 2005 года в льготном исчислении – 1 год работы за 1 год 6 месяцев.

 

Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области назначить Л*** досрочную трудовую пенсию с 02 марта 2009 года.

 

В удовлетворении исковых требований Л*** о включении в специальный стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 23 октября 1995 года по 31 декабря 1996 года и с 14 февраля 2005 года по 28 февраля 2008 года отказать.

 

Заслушав доклад судьи Аладина П.К., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

Л***. обратилась в суд с иском (уточненным в ходе рассмотрения дела) к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области (далее ГУ УПФ) об исчислении специального трудового стажа с применением льготных коэффициентов, включении в специальный стаж периодов отпуска по уходу за ребенком и возложении обязанности на ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию.

 

В обоснование своих требований истица указала, что имеет 25-летний специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа. Однако ответчик решением комиссии от 16 января 2009 года отказал ей в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа. Отказ мотивирован неправильным исчислением её периодов работы. Так, периоды ее работы с 02 апреля 1991 года по 10 сентября 1992 года, с 13 ноября 1992 года по 31 марта 1993 года, с 01 апреля 1993 года по 22 октября 1995 года, с 01 января 1997 года по 01 октября 1999 года были зачтены в льготном исчислении – 1 год работы за 1 год 6 месяцев, с чем она не согласна, поскольку вышеуказанные периоды до 31 октября 1999 года должны быть исчислены по-другому - 1 год работы за 1 год 9 месяцев. Кроме того, ответчиком не были включены периоды нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 23 октября 1995 года по 31 декабря 1996 года в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год 9 месяцев, и с 14 февраля 2005 года по 28 февраля 2008 года в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год 6 месяцев. Подлежал включению и период ее нетрудоспособности, связанный с беременностью и родами, с 19 июля 2004 года по 13 февраля 2005 года в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год 6 месяцев.

 

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

 

В кассационной жалобе ГУ УПФ не соглашается с решением суда, просит его отменить и отказать истице в удовлетворении ее требований в полном объеме.

 

Свою жалобу ответчик мотивировал тем, что суд неверно исчислил специальный стаж истице, применив к нему льготные коэффициенты. Поскольку «смешанный» стаж у Л***. отсутствует, применение судом Постановления Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года является незаконным.

 

Исходя из смысла статьи 354 ГПК РФ в системной связи со статьей 167 ГПК РФ,  которые предусматривают право суда кассационной инстанции по своему усмотрению решить вопрос о рассмотрении дела в отсутствие лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела и обязанности суда отложить разбирательство дела в случае признания уважительными причин неявки этого лица, судебная коллегия приходит к выводу о рассмотрении кассационной жалобы ГУ УПФ в его отсутствие.

 

ГУ УПФ был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения его кассационной жалобы в суде второй инстанции.

 

В кассационную инстанцию представитель ответчика не явился, не представил заявление об отложении рассмотрения его жалобы с указанием обстоятельств, свидетельствующих о невозможности его присутствия в судебном разбирательстве суда кассационной инстанции в назначенное время.

 

В связи с этим оснований для отложения судебного разбирательства по жалобе ГУ УПФ у суда второй инстанции не имеется.

 

Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, выслушав Л***., просившую отказать в удовлетворении жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм процессуального и материального права при вынесении решения, кассационная инстанция не находит его подлежащим отмене.

 

Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (п. 1 ст. 347 ГПК РФ).

 

При рассмотрении дела районный суд принял все необходимые меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон.

 

На основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела доказательств суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований истицы в части применения суммирования льгот (1,6 + 1,3) к периодам работы Л***. в должностях акушерки акушерского отделения (с 02 апреля 1991 года по 10 сентября 1992 года), операционной медицинской сестры гинекологического отделения (с 13 ноября 1992 года по 31 марта 1993 года), медсестры-анестезистки группы анестезиологии и реанимации (с 01 апреля 1993 года по 22 октября 1995 года, с 01 января 1997 года по 31 октября 1999 года).

 

Доводы кассационной жалобы этих выводов не опровергают.

 

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 (ранее п.п. 11 п. 1 ст. 28) Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не менее 30 лет стажа.

 

Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (с изм. от 26 мая 2009 года), установлено, что лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца (п.п. «а»); лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев (п.п. «б»).

 

Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости, по нормам Федерального закона № 173-ФЗ  периоды работы до 01 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

 

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 23 сентября 1999 года № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа  в которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464.

 

В соответствии с п. 2 указанного выше постановления, один год работы в сельской местности или поселке городского типа засчитывается в стаж работы в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца, а работа среднего медицинского персонала независимо от наименования отделения палат хирургического профиля стационара - один год работы за 1 год 6 месяцев.

 

Указанные условия действовали до 01 ноября 1999 года, то есть до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 23 сентября 1999 года № 1066.

 

Согласно п. 5 Правил (от 29 октября 2002 года № 781) исчисление стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего пункта.

 

Иными словами, Правилами от 29 октября 2002 года установлен порядок льготного суммирования стажа для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа (1,3) и одновременно работающих в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню (1,6). 

 

Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что спорные периоды (с 02 апреля 1991 года по 10 сентября 1992 года, с 13 ноября 1992 года по 31 марта 1993 года, с 01 апреля 1993 года по 22 октября 1995 года, с 01 января 1997 года по 31 октября 1999 года) должны включаться в стаж в льготном исчислении, с применением двух коэффициентов (1 год и 3 месяца +  1 год и 6 месяцев), поскольку истица работала в сельской местности и занимала должности среднего медицинского персонала в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню.

 

По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам.

 

Основанием для его предоставления служит медицинское заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он по государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и родам.

 

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» был издан Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01 августа 2007 года № 514 «О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности» (с изменениями от 27 октября, 18 декабря 2008 г.), которым был утвержден Порядок выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности.

 

Согласно п. 1 указанного Порядка документом, удостоверяющим временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый, в том числе на период отпуска по беременности и родам.

 

Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по беременности и родам в период временной нетрудоспособности, и, следовательно, он подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

 

В связи с этим решение суда о включении в стаж работы Л***., дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода с 19 июля 2004 года по 13 февраля 2005 года, основано на нормах материального права.

 

Правильно судом указанный период включен в льготном исчислении – 1 год работы за 1 год 6 месяцев, поскольку такое исчисление, как указано выше, предусмотрено п.п. «б» п. 5 Правил, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.

 

Толкование закона, приведенное в кассационной жалобе, является ошибочным, поэтому не может быть принято судебной коллегией во внимание.

 

На основании вышеизложенного, приведенные в кассационной жалобе доводы не являются основаниями для отмены решения суда.

 

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия  

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 15 сентября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: