У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А
С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-***/2009
Судья К***
Э.Р.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
27 октября 2009 года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Колобковой О.Б.,
судей Аладина П.К., Шлейкиной О.В.,
при секретаре судебного заседания Рабчук Л.Ю.
рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления
Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Ульяновском районе и г.
Новоульяновске Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской
области от 15 сентября 2009 года, по которому постановлено:
Обязать Управление
Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г.
Новоульяновске Ульяновской области засчитать Л*** в специальный медицинский
стаж периоды ее работы с 02 апреля 1991 года по 10 сентября 1992 года, с 13
ноября 1992 года по 31 марта 1993 года, с 01 апреля 1993 года по 22 октября
1995 года, с 01 января 1997 года по 31 октября 1999 года в льготном исчислении
– 1 год работы за 1 год 9 месяцев, с 19 июля 2004 года по 13 февраля 2005 года
в льготном исчислении – 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Обязать Управление
Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г.
Новоульяновске Ульяновской области назначить Л*** досрочную трудовую пенсию с
02 марта 2009 года.
В удовлетворении
исковых требований Л*** о включении в специальный стаж периодов
нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 23 октября 1995 года по 31 декабря
1996 года и с 14 февраля 2005 года по 28 февраля 2008 года отказать.
Заслушав
доклад судьи Аладина П.К., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Л***. обратилась в суд с иском (уточненным в ходе
рассмотрения дела) к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) в Ульяновском районе и г. Новоульяновске Ульяновской области (далее
ГУ УПФ) об исчислении специального трудового стажа с применением льготных
коэффициентов, включении в специальный стаж периодов отпуска по уходу за
ребенком и возложении обязанности на ответчика назначить ей досрочную трудовую
пенсию.
В обоснование своих требований истица указала, что имеет
25-летний специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой
пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране
здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа. Однако
ответчик решением комиссии от 16 января 2009 года отказал ей в назначении
досрочной трудовой пенсии по старости в связи с отсутствием стажа. Отказ
мотивирован неправильным исчислением её периодов работы. Так, периоды ее работы
с 02 апреля 1991 года по 10 сентября 1992 года, с 13 ноября 1992 года по 31
марта 1993 года, с 01 апреля 1993 года по 22 октября 1995 года, с 01 января
1997 года по 01 октября 1999 года были зачтены в льготном исчислении – 1 год
работы за 1 год 6 месяцев, с чем она не согласна, поскольку вышеуказанные
периоды до 31 октября 1999 года должны быть исчислены по-другому - 1 год работы
за 1 год 9 месяцев. Кроме того, ответчиком не были включены периоды нахождения
ее в отпуске по уходу за ребенком с 23 октября 1995 года по 31 декабря 1996
года в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год 9 месяцев, и с 14 февраля
2005 года по 28 февраля 2008 года в льготном исчислении - 1 год работы за 1 год
6 месяцев. Подлежал включению и период ее нетрудоспособности, связанный с
беременностью и родами, с 19 июля 2004 года по 13 февраля 2005 года в льготном
исчислении - 1 год работы за 1 год 6 месяцев.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил
приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ГУ УПФ не соглашается с решением суда,
просит его отменить и отказать истице в удовлетворении ее требований в полном
объеме.
Свою жалобу ответчик мотивировал тем, что суд неверно
исчислил специальный стаж истице, применив к нему льготные коэффициенты.
Поскольку «смешанный» стаж у Л***. отсутствует, применение судом Постановления
Правительства РФ № 781 от 29 октября 2002 года является незаконным.
Исходя из смысла статьи 354 ГПК РФ в системной связи со
статьей 167 ГПК РФ, которые
предусматривают право суда кассационной инстанции по своему усмотрению решить
вопрос о рассмотрении дела в отсутствие лица, извещенного о времени и месте
рассмотрения дела и обязанности суда отложить разбирательство дела в случае
признания уважительными причин неявки этого лица, судебная коллегия приходит к
выводу о рассмотрении кассационной жалобы ГУ УПФ в его отсутствие.
ГУ УПФ был извещен надлежащим образом о времени и месте
рассмотрения его кассационной жалобы в суде второй инстанции.
В кассационную инстанцию представитель ответчика не явился,
не представил заявление об отложении рассмотрения его жалобы с указанием
обстоятельств, свидетельствующих о невозможности его присутствия в судебном
разбирательстве суда кассационной инстанции в назначенное время.
В связи с этим оснований для отложения судебного
разбирательства по жалобе ГУ УПФ у суда второй инстанции не имеется.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, выслушав Л***.,
просившую отказать в удовлетворении жалобы, проверив соответствие выводов суда
имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм
процессуального и материального права при вынесении решения, кассационная
инстанция не находит его подлежащим отмене.
Суд кассационной
инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции
исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе (п. 1 ст. 347 ГПК РФ).
При рассмотрении дела районный суд принял все необходимые
меры для всестороннего, полного и объективного выяснения действительных
обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон.
На основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела
доказательств суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных
требований истицы в части применения суммирования льгот (1,6 + 1,3) к периодам
работы Л***. в должностях акушерки акушерского отделения (с 02 апреля 1991 года
по 10 сентября 1992 года), операционной медицинской сестры гинекологического
отделения (с 13 ноября 1992 года по 31 марта 1993 года), медсестры-анестезистки
группы анестезиологии и реанимации (с 01 апреля 1993 года по 22 октября 1995
года, с 01 января 1997 года по 31 октября 1999 года).
Доводы кассационной жалобы этих выводов не опровергают.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 (ранее п.п. 11 п. 1 ст. 28)
Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации» лица, осуществлявшие лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках
городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа
на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в
городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не
менее 30 лет стажа.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную
и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и
муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 (с изм. от 26 мая 2009 года),
установлено, что лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности
и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности
или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж
работы как год и 3 месяца (п.п. «а»); лицам, работавшим в структурных
подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно
приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный
стаж работы как год и 6 месяцев (п.п. «б»).
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного
лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости, по
нормам Федерального закона № 173-ФЗ периоды работы до 01 января 2002 года
могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых
актов.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства
РФ от 23 сентября 1999 года № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за
выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения,
периоды работы до 01 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа в которых по охране здоровья населения дает
право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров
РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464.
В соответствии с п. 2 указанного выше постановления, один
год работы в сельской местности или поселке городского типа засчитывается в
стаж работы в льготном исчислении как 1 год и 3 месяца, а работа среднего
медицинского персонала независимо от наименования отделения палат
хирургического профиля стационара - один год работы за 1 год 6 месяцев.
Указанные условия действовали до 01 ноября 1999 года, то
есть до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 23 сентября 1999 года
№ 1066.
Согласно п. 5 Правил (от 29 октября 2002 года № 781) исчисление
стажа работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в
должностях согласно перечню в городе, в сельской местности и в поселке городского
типа (рабочем поселке), производится с применением льготного порядка исчисления
стажа, предусмотренного как подпунктом «а», так и подпунктом «б» настоящего
пункта.
Иными словами, Правилами от 29 октября 2002 года установлен
порядок льготного суммирования стажа для лиц, осуществляющих лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа
(1,3) и одновременно работающих в структурных подразделениях учреждений
здравоохранения в должностях по перечню (1,6).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к
выводу, что спорные периоды (с 02 апреля 1991 года по 10 сентября 1992 года, с
13 ноября 1992 года по 31 марта 1993 года, с 01 апреля 1993 года по 22 октября
1995 года, с 01 января 1997 года по 31 октября 1999 года) должны включаться в
стаж в льготном исчислении, с применением двух коэффициентов (1 год и 3 месяца
+ 1 год и 6 месяцев), поскольку истица
работала в сельской местности и занимала должности среднего медицинского
персонала в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях
по перечню.
По трудовому законодательству отпуск по беременности и родам
не относится к ежегодным оплачиваемым отпускам.
Основанием для его предоставления служит медицинское
заключение о временной нетрудоспособности, а оплачивается он по
государственному социальному страхованию в виде пособия по беременности и
родам.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 29
декабря 2006 года № 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по
временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному
социальному страхованию» был издан Приказ
Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 01 августа 2007 года № 514
«О порядке выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности» (с
изменениями от 27 октября, 18 декабря 2008 г.), которым был утвержден Порядок
выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности.
Согласно п. 1 указанного Порядка документом, удостоверяющим
временную нетрудоспособность граждан и подтверждающим их временное освобождение
от работы, является листок нетрудоспособности, выдаваемый, в том числе на
период отпуска по беременности и родам.
Таким образом, период нахождения женщины в отпуске по
беременности и родам следует рассматривать как период получения пособия по
беременности и родам в период временной нетрудоспособности, и, следовательно,
он подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации».
В связи с этим решение суда о включении в стаж работы Л***.,
дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периода с 19
июля 2004 года по 13 февраля 2005 года, основано на нормах материального права.
Правильно судом указанный период включен в льготном
исчислении – 1 год работы за 1 год 6 месяцев, поскольку такое исчисление, как
указано выше, предусмотрено п.п. «б» п. 5 Правил, утвержденным Постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781.
Толкование закона, приведенное в кассационной жалобе,
является ошибочным, поэтому не может быть принято судебной коллегией во
внимание.
На основании вышеизложенного, приведенные в кассационной
жалобе доводы не являются основаниями для отмены решения суда.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ,
судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ульяновского районного суда Ульяновской области от 15
сентября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления
Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в Ульяновском районе и г.
Новоульяновске Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: