Судебный акт
Оспаривание бездействия администрации муниципального образования по утилизации и переработке отходов
Документ от 08.09.2009, опубликован на сайте 21.09.2009 под номером 12844, 2-я гражданская, о признании незакон.бездействия по организации утилизации и переработ.бытовых и промыш.отходов, без изменения (жалоба или представление - без удовлетворения)

                У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й    С У Д

 

Дело-33-*** -2009 г.                                              Судья Шарапов  И.И.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

08 сентября  2009 года                                                                    г. Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Бабойдо И.А.,

судей  Казаковой М.В.,  Нестеровой Е.Б.

с участием прокурора Николаевой Н.А.,

при секретаре  Чаплинской Н.В.

рассмотрела дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «К*** район» на решение Карсунского районного  суда  Ульяновской области от 27 июля 2009 года, по которому постановлено:

Исковые требования прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «К*** район» о признании незаконным бездействия ответчика по организации утилизации и  переработки бытовых и промышленных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, о понуждении организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями удовлетворить в полном объеме.  

Признать бездействие ответчика в части неорганизации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями незаконным.

Обязать администрацию МО «К*** район» организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.

Взыскать с МО «К*** район» Карсунского района в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 100 руб.

Заслушав доклад судьи Казаковой М.В., судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Прокурор Карсунского района Ульяновской области обратился в суд с иском к администрации муниципального образования «К*** район» о признании  незаконным бездействия ответчика по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, вывозимых  с территории городских и сельских поселений, входящих в состав МО «К*** район»,  понуждении организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. В обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения природоохранного законодательства установлено, что на территории МО «К*** район» допускаются нарушения требований  законодательства в части утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Размещение бытовых отходов осуществляется на расположенной в МО «К*** городское поселение» свалке размером 600м х 600м («О*** б***»), которая не соответствует требованиям санитарных правил и норм. Указанная свалка не оборудована специальной площадкой для размещения  и временного хранения бытовых отходов, имеющей искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие. Хранящиеся на свалке насыпью отходы не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров; по периметру свалки отсутствует обваловка и обособленная сеть ливнестоков. Земельный участок, на котором расположена свалка, не имеет санитарно-эпидемиологического  заключения о соответствии его санитарным правилам.  В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,  ст. 15 Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,  п.1.13 СП № 4690-88 от 05.08.1988 г. «Содержание территорий населенных мест», п.3.1, 3.2, 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03  полномочия по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены к полномочиям органов местного самоуправления района, которые должны осуществляться в надлежаще организованных местах. В нарушение п.2.2 СанПиН 2.17.1038-1 отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии свалки санитарным правилам.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе администрация муниципального образования «К*** район» не соглашается с решением суда, просит его отменить, производство по делу прекратить.  Указывает, что  бездействие муниципального образования в организации утилизации и переработки бытовых отходах  отсутствует, так как  работа по данному вопросу началась еще в марте 2006 г.  Администрацией МО «К*** район» был заключен договор передачи в пользование полигона ТБО с индивидуальным предпринимателем О*** Н.И., который  впоследствии от исполнения взятых на себя обязательств по приему и утилизации ТБО отказался из-за невыгодного для него объема работ. В настоящее время ведется работа по образованию на территории К*** района собственного полигона. В этих целях в феврале 2009 года  подана заявка  в ОАО «Ульяновская   областная корпорация ипотеки и строительства» на проведение предпроектной проработки по свалке ТБО р/п К***. В мае 2009 г. был заключен договор по вопросу выполнения кадастровых работ по образованию земельного участка   для утилизации и переработки твердых бытовых отходов. Но поскольку разрешение данного вопроса требует  значительных денежных вложений,  муниципальным образованием был заключен договор с МУП «Р***» и  ООО «Ч***  по которому  указанные организации взяли на себя обязательства по приему и захоронению мусора.  То есть работа в данном направлении ведется, а выбор способов исполнения обязанностей принадлежит самому органу местного самоуправления, поэтому органы прокуратуры вмешиваться в них не должны.  

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителей МО «К*** район» - К*** В.Ю., З*** М.А., прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии со ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.

Из материалов дела следует, что  на территории МО «К*** городское поселение» Ульяновской области производится размещение бытовых отходов на свалке ТБО размером 600м х 600м, расположенной на территории муниципального образования («О***»).

Санитарными правилами № 2.1.7.1038-01, утвержденными Постановлением  Министерства здравоохранения РФ и Главного Государственного санитарного врача РФ № 16 от 30.05.2001 г., предусмотрены гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов, согласно которым  полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения.

Устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.

Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам (п.2.2).

Территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение (п.4.2).

По требованию территориального ЦГСЭН на выезде из полигона предусматривается контрольно - дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России (п.4.3).

По периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания (4.4).

По согласованию с гидрогеологической службой и территориальным ЦГСЭН в зеленой зоне полигона устраиваются контрольные скважины (п.4.6).

Кроме того, для полигона ТБО должна быть разработана  специальная программа (план) производственного контроля за состоянием  подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона (п.п.6.4-6.6).

Свалка ТБО, расположенная на территории МО «К*** район» Ульяновской области, данным требованиям санитарных норм и правил не соответствует, полигон  для утилизации и переработки ТБО должным образом не организован. Земельный участок, на котором расположена свалка, не имеет санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

В соответствии с п.1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»  организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора   относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений.

Согласно п. 14 ст.15 Федерального закона № 13-ФЗ от 06.10.2003 г. « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросу  местного значения муниципального района.

Установив нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил при утилизации и переработке ТБО на указанной свалке, суд первой инстанции правомерно признал бездействие МО «К*** район» Ульяновской области  по организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов  в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями  и обязал администрацию муниципального образования организовать полигон для утилизации и переработки в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон применены судом правильно.

Вывод суда мотивирован, и оснований для признания его неправильным не имеется.  

Доводы, приведенные МО «К*** район» в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда.

Ссылки на то, что муниципальное образование предпринимает необходимые меры по организации полигона, поскольку   заключило в 2006 году договор с индивидуальным предпринимателем, впоследствии отказавшимся от его исполнения, а в настоящее время организовало работу по предпроектной проработке вопроса организации свалки, проведению кадастровых работ в отношении земельного участка и получению лицензии на вывоз ТБО, на правильность принятого решения не влияют. 

Указанные доводы являлись предметом  обсуждения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.

Суд правомерно указал на то обстоятельство, что  решением Карсунского районного  суда Ульяновской области от 11.04.2006 года по иску прокурора района к Карсунскому   МПЖКХ приостановлена эксплуатация  свалки ТБ, расположенной  на территории  МО «К*** городское поселение» («О***»), на МП ЖКХ возложена обязанность  получить необходимое  санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии свалки санитарным правилам и разработать программу производственного контроля для полигона ТБО.  

Данное решение до настоящего времени не исполнено, тогда как учредителем МП ЖКХ являлась администрация К*** района, размещение ТБО на свалке «О***» продолжается, свалка увеличивается, утилизация отходов не производится.

Доводы о том, что прокурор района не вправе вмешиваться в деятельность муниципального района в части выбора способов организации работы в данном направлении, являются несостоятельными.

В соответствии  со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»  граждане имеют право на благоприятную окружающую среду.

В случае необходимости защиты прав граждан и охраняемых законом интересов  общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, прокурор, в силу ст.ст. 27, 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд с заявлением об устранении допущенных нарушений лицами, на которых законом возложена обязанность по соблюдению требований природоохранного законодательства.

В данном случае прокурор воспользовался своим правом на защиту  прав неопределенного круга лиц, проживающих в Карсунском районе  Ульяновской области.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А :

 

Решение Карсунского районного  суда  Ульяновской области от 27 июля 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального образования «К*** район» – без удовлетворения.

 

Председательствующий

 

Судьи: