У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело-33-*** -2009
г.
Судья Шарапов И.И.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
08 сентября 2009 года г.
Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Бабойдо И.А.,
судей Казаковой М.В., Нестеровой Е.Б.
с участием прокурора
Николаевой Н.А.,
при секретаре Чаплинской Н.В.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе администрации муниципального образования «К*** район» на
решение Карсунского районного суда Ульяновской области от 27 июля 2009 года, по
которому постановлено:
Исковые требования
прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации
муниципального образования «К*** район» о признании незаконным бездействия
ответчика по организации утилизации и
переработки бытовых и промышленных отходов в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями, о понуждении организации утилизации
и переработки бытовых и промышленных отходов в соответствии с
санитарно-эпидемиологическими требованиями удовлетворить в полном объеме.
Признать бездействие
ответчика в части неорганизации утилизации и переработки бытовых и промышленных
отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями незаконным.
Обязать
администрацию МО «К*** район» организовать утилизацию и переработку бытовых и
промышленных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
требованиями.
Взыскать с МО «К***
район» Карсунского района в доход федерального бюджета государственную пошлину
в размере 100 руб.
Заслушав доклад
судьи Казаковой М.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Прокурор Карсунского
района Ульяновской области обратился в суд с иском к администрации
муниципального образования «К*** район» о признании незаконным бездействия ответчика по организации
утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, вывозимых с территории городских и сельских поселений,
входящих в состав МО «К*** район»,
понуждении организации утилизации и переработки бытовых и промышленных
отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями. В
обоснование иска указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения
природоохранного законодательства установлено, что на территории МО «К***
район» допускаются нарушения требований
законодательства в части утилизации и переработки бытовых и промышленных
отходов. Размещение бытовых отходов осуществляется на расположенной в МО «К***
городское поселение» свалке размером 600м х 600м («О*** б***»), которая не
соответствует требованиям санитарных правил и норм. Указанная свалка не
оборудована специальной площадкой для размещения и временного хранения бытовых отходов,
имеющей искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие.
Хранящиеся на свалке насыпью отходы не защищены от воздействия атмосферных
осадков и ветров; по периметру свалки отсутствует обваловка и обособленная сеть
ливнестоков. Земельный участок, на котором расположена свалка, не имеет
санитарно-эпидемиологического заключения
о соответствии его санитарным правилам. В
соответствии со ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах
производства и потребления», ст. 15
Федерального Закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации», п.1.13 СП № 4690-88 от 05.08.1988 г.
«Содержание территорий населенных мест», п.3.1, 3.2, 3.7 СанПиН
2.1.7.1322-03 полномочия по организации
утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов отнесены к полномочиям
органов местного самоуправления района, которые должны осуществляться в
надлежаще организованных местах. В нарушение п.2.2 СанПиН 2.17.1038-1
отсутствует санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии свалки
санитарным правилам.
Рассмотрев
заявленные требования, суд постановил вышеприведенное решение.
В кассационной
жалобе администрация муниципального образования «К*** район» не соглашается с
решением суда, просит его отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что
бездействие муниципального образования в организации утилизации и переработки
бытовых отходах отсутствует, так
как работа по данному вопросу началась
еще в марте 2006 г. Администрацией МО «К***
район» был заключен договор передачи в пользование полигона ТБО с
индивидуальным предпринимателем О*** Н.И., который впоследствии от исполнения взятых на себя
обязательств по приему и утилизации ТБО отказался из-за невыгодного для него
объема работ. В настоящее время ведется работа по образованию на территории К***
района собственного полигона. В этих целях в феврале 2009 года подана заявка
в ОАО «Ульяновская областная
корпорация ипотеки и строительства» на проведение предпроектной проработки по
свалке ТБО р/п К***. В мае 2009 г. был заключен договор по вопросу выполнения
кадастровых работ по образованию земельного участка для утилизации и переработки твердых бытовых
отходов. Но поскольку разрешение данного вопроса требует значительных денежных вложений, муниципальным образованием был заключен договор
с МУП «Р***» и ООО «Ч*** по которому
указанные организации взяли на себя обязательства по приему и
захоронению мусора. То есть работа в
данном направлении ведется, а выбор способов исполнения обязанностей принадлежит
самому органу местного самоуправления, поэтому органы прокуратуры вмешиваться в
них не должны.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав пояснения представителей МО
«К*** район» - К*** В.Ю., З*** М.А., прокурора, полагавшего решение суда
законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене
решения суда.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Из материалов дела
следует, что на территории МО «К***
городское поселение» Ульяновской области производится размещение бытовых
отходов на свалке ТБО размером 600м х 600м, расположенной на территории
муниципального образования («О***»).
Санитарными правилами № 2.1.7.1038-01,
утвержденными Постановлением Министерства здравоохранения РФ и Главного
Государственного санитарного врача РФ № 16 от 30.05.2001 г., предусмотрены
гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых
бытовых отходов, согласно которым полигоны
твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями,
предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать
санитарно - эпидемиологическую безопасность населения.
Устройство полигонов ТБО должно
осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации
и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.
Выбранный участок для устройства полигона
должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его
санитарным правилам (п.2.2).
Территория хозяйственной зоны бетонируется
или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение (п.4.2).
По требованию территориального ЦГСЭН на
выезде из полигона предусматривается контрольно - дезинфицирующая установка с
устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных
дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России (п.4.3).
По периметру всей территории полигона ТБО
устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея
глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается
шлагбаум у производственно - бытового здания (4.4).
По согласованию с гидрогеологической службой
и территориальным ЦГСЭН в зеленой зоне полигона устраиваются контрольные
скважины (п.4.6).
Кроме того, для полигона ТБО должна быть разработана специальная программа (план)
производственного контроля за состоянием
подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв,
уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона (п.п.6.4-6.6).
Свалка ТБО,
расположенная на территории МО «К*** район» Ульяновской области, данным
требованиям санитарных норм и правил не соответствует, полигон для утилизации и переработки ТБО должным
образом не организован. Земельный участок, на котором расположена свалка, не имеет
санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии его санитарным правилам
СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию
полигонов для твердых бытовых отходов».
В соответствии с п.1
ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и
потребления» организация сбора и вывоза
бытовых отходов и мусора относится к
полномочиям органов местного самоуправления поселений.
Согласно п. 14 ст.15
Федерального закона № 13-ФЗ от 06.10.2003 г. « Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской Федерации» организация утилизации и
переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросу местного значения муниципального района.
Установив нарушение
санитарно-эпидемиологических норм и правил при утилизации и переработке ТБО на
указанной свалке, суд первой инстанции правомерно признал бездействие МО «К***
район» Ульяновской области по
организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими
требованиями и обязал администрацию
муниципального образования организовать полигон для утилизации и переработки в
соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный закон
применены судом правильно.
Вывод суда
мотивирован, и оснований для признания его неправильным не имеется.
Доводы, приведенные МО
«К*** район» в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут
повлечь отмену решения суда.
Ссылки на то, что
муниципальное образование предпринимает необходимые меры по организации
полигона, поскольку заключило в 2006
году договор с индивидуальным предпринимателем, впоследствии отказавшимся от
его исполнения, а в настоящее время организовало работу по предпроектной
проработке вопроса организации свалки, проведению кадастровых работ в отношении
земельного участка и получению лицензии на вывоз ТБО, на правильность принятого
решения не влияют.
Указанные доводы
являлись предметом обсуждения суда
первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Суд правомерно
указал на то обстоятельство, что
решением Карсунского районного
суда Ульяновской области от 11.04.2006 года по иску прокурора района к
Карсунскому МПЖКХ приостановлена эксплуатация свалки ТБ, расположенной на территории
МО «К*** городское поселение» («О***»), на МП ЖКХ возложена обязанность получить необходимое санитарно-эпидемиологическое заключение о
соответствии свалки санитарным правилам и разработать программу
производственного контроля для полигона ТБО.
Данное решение до
настоящего времени не исполнено, тогда как учредителем МП ЖКХ являлась администрация
К*** района, размещение ТБО на свалке «О***» продолжается, свалка
увеличивается, утилизация отходов не производится.
Доводы о том, что
прокурор района не вправе вмешиваться в деятельность муниципального района в
части выбора способов организации работы в данном направлении, являются
несостоятельными.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002
г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
граждане имеют право на благоприятную окружающую среду.
В случае необходимости
защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права
и свободы значительного числа граждан, прокурор, в силу ст.ст. 27, 35
Федерального закона «О прокуратуре РФ», ст. 45 ГПК РФ, вправе обратиться в суд
с заявлением об устранении допущенных нарушений лицами, на которых законом
возложена обязанность по соблюдению требований природоохранного
законодательства.
В данном случае
прокурор воспользовался своим правом на защиту
прав неопределенного круга лиц, проживающих в Карсунском районе Ульяновской области.
В силу изложенного,
решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л
И Л А :
Решение Карсунского районного суда
Ульяновской области от 27 июля 2009 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу администрации муниципального образования «К*** район» – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: