У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33 – *** / 2009 Судья Даминова В.Л.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
01 сентября 2009
года
г. Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Королёвой А.В.,
судей Костенко А.П. и Хреновой Г.И.
с участием прокурора Балашовой Н.Н.,
при секретаре Трифоновой А.И.
рассмотрела гражданское
дело по кассационной жалобе администрации муниципального образования «Город Н***»
Ульяновской области на решение Ульяновского районного суда Ульяновской обрасти
от 21 июля 2009 года, по которому
постановлено:
Иск прокурора Ульяновского
района удовлетворить.
Признать незаконным
бездействие администрации МО «Город Н***» Ульяновской области и МУП «К*** ЖКХ»
по непринятию мер в части организации холодного водоснабжения на территории
села К*** МО «Город Н***».
Обязать
администрацию МО «Город Н***» Ульяновской области и МУП «К*** ЖКХ» организовать
на территории села К*** МО «Город Н***» холодное водоснабжение круглосуточно и бесперебойно, обеспечивая
потребителей и граждан холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой
в необходимых объемах в жилые дома и до водозаборных колонок.
Взыскать с
администрации МО «Город Н***» Ульяновской области и МУП «К*** ЖКХ» госпошлину в
доход бюджета муниципального образования по 50 руб.
Заслушав доклад
судьи Хреновой Г.И., судебная
коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Ульяновского
района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением к администрации
МО «Город Н***» Ульяновской области и МУП «К*** ЖКХ» о признании незаконным
бездействия по принятию мер по организации холодного водоснабжения на
территории села К*** МО «Город Н***».
В обоснование иска
указал на то, что в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ от 06.10.2003
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
и уставом МО «Город Н***» к вопросам местного значения городского округа
отнесены организация в границах округа водоснабжения населения и водоотведения.
В ходе проведенных
проверок, в том числе и по жалобам граждан, были выявлены многочисленные
нарушения в части организации холодного водоснабжения на территории села К***
МО «Город Н***». Непосредственно за холодное водоснабжение жителей села К***
отвечает МУП «К*** ЖКХ».
В отношении
руководителей МУП «К*** ЖКХ» за нарушение
режима обеспечения населения коммунальными услугами возбуждены дела об
административных правонарушениях. Государственной жилищной инспекцией по
Ульяновской области виновные привлечены к административной ответственности и подвергнуты административным
взысканиям в виде штрафа. Однако конкретных действенных мер к обеспечению
населения качественной питьевой водой в необходимых объемах со стороны администрации МО «Город Н***» и руководства МУП «К*** ЖКХ» до сих пор не принято.
Нормами Жилищного
кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Правилами предоставления
коммунальных услуг гражданам предписано
обеспечивать бесперебойное и круглосуточное водоснабжение потребителей водой, которая по своему качеству отвечает
требованиям стандарта.
Заключениями специалистов, обследовавших родник «С***» и
водопроводные сети, обеспечивающие в настоящее время водоснабжение села К***, подтверждена ненадежность родника в части
водообеспечения с указанием на необходимость поиска нового источника
водоснабжения, для чего следует
организовать водозабор и водовод из родников
в с. Т*** с разработкой проектно-сметной документации, разработать
проектно-сметную документацию на водовод от Н***го водовода, провести обследование и ремонт каптажей, питающих с. П***, а имеющийся водовод для с. К***
использовать как дополнительный
источник.
Однако
заключения специалистов администрацией МО «Город Н***» и МУП «К*** ЖКХ» игнорируются, поиск других источников
водоснабжения, иных способов
подачи воды не осуществляется.
Бездействие
ответчиков, влекущее ненадлежащее холодное водоснабжение абонентов-граждан,
нарушает их права в части своевременного и качественного получения коммунальных
услуг, в данном случае услуг по холодному водоснабжению.
Прокурор
просил признать незаконным бездействие администрации
муниципального
образования «Город Н***» и муниципального унитарного предприятия «К*** ЖКХ» по непринятию мер
в части организации холодного
водоснабжения на территории села К*** МО «Город Н***» и обязать их организовать холодное водоснабжение, круглосуточно и
бесперебойно обеспечивая
потребителей-граждан холодной питьевой водой надлежащего качества,
подаваемой в необходимых объемах в жилые помещения и до водоразборных колонок.
Судом
постановлено решение, указанное выше.
В кассационной
жалобе администрация МО «Н***» просит решение отменить.
В жалобе указывает
на то, что с. К*** было присоединено к МО «Город Н***» с 01.01.2006 года.
Функцию по организации и предоставлению услуг по водоснабжению МО передало МУП
«К*** ЖКХ», наделив его соответствующим имуществом. МУП имеет договорные
отношения с населением и является исполнителем по предоставлению коммунальных
услуг населению. Поэтому ответственность за круглосуточное и бесперебойное
водоснабжение лежит на МУП «К*** ЖКХ».
Администрация МО
«Город Н***», согласно своим полномочиям, принимала и осуществляла все необходимые
меры для надлежащего, бесперебойного
водоснабжения с. К***: внесено предложение об увеличении местного бюджета на
1 000 000 руб. для проектирования водовода «с. С*** – г. Н*** – с. К***»,
06.07.2009 заключены контракты с ООО «***-62» на выполнение
инженерно-геологических, топогеодезических и проектных работ по указанному
водоводу, 23.07.2009 заключены контракты на поставку материалов для ремонта
существующего водовода от родника «С***». Указанные действия подтверждают активную
работу администрации МО «Город Н***» по водоснабжению с. К***.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителя МО «Город Н***»
А*** Т.В. и прокурора Балашову Н.Н., полагавшую решение законным и обоснованным,
судебная коллегия не находит оснований
для отмены постановленного по делу решения.
В соответствии со
ст. 347 ГПК РФ, судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения
суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
По мнению судебной
коллегии, при рассмотрении дела суд тщательно исследовал обстоятельства дела и
представленные доказательства, проверил доводы сторон и правильно разрешил
спор.
В силу статьи 45 ГПК
РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту
прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или
интересов Российской Федерации, субъектов
РФ, муниципальных образований.
Согласно пункту 4
части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в
Российской Федерации», а также ст. 6
Устава муниципального образования «Город Н***» к вопросам местного
значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и
водоснабжения населения, водоотведения, снабжения топливом. В силу статьи 30 Устава МО организация электро-,
тепло-, газо- и водоснабжения
населения, водоотведения, снабжения населения топливом является конкретным полномочием администрации МО.
Холодное
водоснабжение жителей села К*** производится МУП «К*** ЖКХ», непосредственно отвечающим за
соблюдение режима обеспечения населения
коммунальными услугами. Согласно Уставу МУП «К*** ЖКХ» обязано обеспечить организацию бесперебойного и качественного обслуживания
населения и иных потребителей реализуемой продукции и услуг в соответствии с установленными стандартами,
параметрами, критериями, нормами и требованиями к их качеству и безопасности
(п. З.4.1.).
Между
МУП «К*** ЖКХ» и потребителями - физическими лицами заключены публичные договоры водоснабжения.
Согласно статье 542
ГК РФ качество подаваемой энергии должно
соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами.
Требования
о бесперебойном круглосуточном водоснабжении обусловлены техническими требованиями, которые должны
выполнять предприятия водоснабжения и канализации.
В
соответствии с п. 3 ст. 19 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом
благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться
питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения
физиологических и бытовых потребностей.
При
разбирательстве дела в суде первой инстанции с достоверностью установлено, что
ответчиками ненадлежащим образом исполняются обязанности по круглосуточному и
бесперебойному водоснабжению села К*** МО «Город Н***».
Факт
ненадлежащего водоснабжения населения подтверждается исследованными в суде документами:
обращением 310 жителей села К*** к прокурору Ульяновской области, представлениями
прокурора Ульяновского района от 19.05.2008 года, от 30.01.2009 года, от
07.02.2009 года, актами прокурорского реагирования по результатам проверок, а также ответами на них, где представители
администрации не отрицали указанный факт и предоставляли перечень выполненных
администрацией муниципального образования мероприятий по улучшению
водоснабжения.
Доводы
жалобы о том, что ненадлежащее водоснабжение с. К*** является следствием истощения родника «С***»,
приводились в суде первой инстанции и обоснованно не приняты как основание для
отказа в удовлетворении
иска прокурора.
Из
материалов дела следует, что обследование указанного родника, обеспечивающего водоснабжение
села К***, проводилось специалистами неоднократно. По результатам обследований
были даны заключения о ненадежности родника и необходимости поиска нового источника
водоснабжения для с. К***, которые были оставлены без внимания как К*** ЖКХ,
так и администрацией
муниципального образования «Город Н***».
Поскольку
непринятие конкретных мер по надлежащему обеспечению населения с. К*** холодным водоснабжением
нарушает права граждан в жилищно-коммунальной
сфере, может повлечь неблагоприятную эпидемиологическую обстановку, и, тем
самым, создать угрозу жизни и здоровью граждан, суд правомерно удовлетворил требования прокурора,
признал незаконным бездействие ответчиков по организации бесперебойного
холодного водоснабжения с. К*** и обязал их организовать круглосуточное и
бесперебойное водоснабжение.
Ссылка
в кассационной жалобе на то, что после обращения в суд администрация МО «Город
Н***» заключила договоры и контракты на проектирование, изыскание и поставку
материалов по строительству водовода к с. К***, не свидетельствует о
незаконности решения и не может явиться основанием для его отмены.
Остальные доводы
жалобы несостоятельны и не могут явиться
основанием для отмены решения, оно должно быть оставлено без изменения.
Судебная коллегия полагает, что суд постановил решение, исходя из
установленных по делу обстоятельств и требований материального и
процессуального закона, поэтому считает его законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.
361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ульяновского
районного суда Ульяновской области от 21 июля 2009 года оставить без изменения,
а кассационную жалобу администрации муниципального образования «Город Н***»
Ульяновской области – без
удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: