У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С
Т Н О Й С У Д
73RS0004-01-2024-005448-82
Судья Оленин И.Г.
Дело № 33а-5896/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
24 декабря 2024 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего судьи Лифановой
З.А.,
судей Бахаревой Н.Н.,
Васильевой Е.В.,
при секретаре Чичкиной А.П.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Семенова Владимира Александровича
на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 5 сентября 2024 года по
делу № 2а-2823/2024, которым постановлено:
административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по
Ульяновской области удовлетворить.
Взыскать с
Семенова Владимира Александровича (ИНН ***) *** года рождения,
задолженность по ЕНС, том числе:
- транспортному
налогу с физических лиц за 2020 год в сумме 23 885 руб., за 2021 год в сумме 23 885 руб., за 2022 год в сумме 23 739 руб.;
- налог на имущество физических лиц, взимаемый по
ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах
городских поселений за 2022 год в сумме 354 руб.;
- пени за период с 12 августа 2023 года по 10 января
2024 года в размере 13 175 руб. 89 коп., а всего в сумме 85 038 руб. 55
коп.
Заслушав доклад судьи
Бахаревой Н.Н., объяснения Семенова В.А., поддержавшего доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия
установила:
Управление
Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее -УФНС России по
Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском к Семенову В.А. о взыскании задолженности по
налогам, пени.
Требования мотивированы тем, что на налоговом
учете в УФНС России по Ульяновской
области состоит Семенов В.А.
В 2020, 2021, 2022 годах ответчик имел
транспортные средства, доли жилого дома, следовательно, является плательщиком
транспортного налога и налога на имущество с физических лиц. Направленные в его
адрес уведомление и требование об уплате недоимки по налогам и пени оставлены
без удовлетворения.
Просят взыскать с Семенова В.А. задолженность по
ЕНС, том числе по транспортному налогу с физических лиц за 2020 год в сумме 23 885
руб., за 2021 год в сумме 23 885 руб., за 2022 год в сумме 23 739 руб.; налог на имущество физических лиц,
взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в
границах городских поселений за 2022 год в сумме 354 руб.; пени за период с 12 августа 2023 года по
10 января 2024 года в размере 13 175 руб. 89 коп., а всего в сумме 85 038
руб. 55 коп.
Рассмотрев заявленные
требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Семенов В.А. не
соглашается с решением суда, просит его отменить, производство по делу
прекратить.
В обоснование жалобы указывает о том, что
административный истец, злоупотребляя своим правом, повторно обратился в суд с
требованиями, которые были рассмотрены Заволжским районным судом г. Ульяновска
27 января 2023 года. Данное решение вступило в законную силу.Таким образом, налоговый
орган, повторно обращаясь с заявленными требованиями, своими незаконными
действиями ввел суд в заблуждение, в
связи с чем производство по делу подлежит прекращению.
В возражениях на апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит
решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте
судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии
со статьей 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и
возражений на нее, проверив правильность применения судом норм
материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные
государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы,
наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой
обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с
административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм
в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у
этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование
контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в
добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты
денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания
обязательных платежей и санкций.
Обязанность каждого платить законно
установленные налоги и сборы установлена статьей 57 Конституции Российской Федерации и
пунктом 1 статьи 23 Налогового
кодекса Российской Федерации. Обязанность по уплате налога должна быть
выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Как следует из пункта 1 статьи 45
Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно
исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено
законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть
исполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для
направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в
порядке, предусмотренном статьями 69
и 70
Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно положениям
статьи 52
Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством
Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога
может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.
В случае если
обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не
позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет
налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть
указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая
база, а также срок уплаты налога.
В соответствии со
статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение
обязанности по уплате налога является основанием для
направления налогоплательщику требования об уплате задолженности по налогу и предусмотренной статьей 75 Налогового кодекса Российской
Федерации пени, начисляемой за каждый
календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога,
начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Согласно статьям 357, 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются
лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации
зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в
соответствии со статьей 358
настоящего Кодекса; лица, обладающие правом собственности на имущество,
признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401
настоящего Кодекса.
Налог
подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1
декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской
Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей
и санкций может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в
порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом
определения об отмене судебного приказа.
Как установлено судом
и следует из материалов дела, в собственности Семенова В.А. находились
транспортные средства, доли жилого дома, подробный перечень которых приведен в
исковом заявлении и оспариваемом решении, что подтверждается соответствующими
сведениями регистрирующих органов
(л.д. 24-27, 28-29).
В адрес административного ответчика было направлено
налоговое уведомление № *** от *** года об оплате в срок до 1 декабря 2023 года транспортного налога
за 2020 год в сумме 23 885 руб., за
2021 год в сумме 23 885 руб., за
2022 год в сумме 23 739 руб.; налога
на имущество физических лиц за 2022 год в сумме 354 руб. (л.д. 7).
В срок, указанный в уведомлении, налоги не были
оплачены.
Налоговым органом в отношении налогоплательщика также выставлялось требование № *** от *** года об оплате
налогов и сборов до 20 июля 2023 года в
общей сумме 167 743 руб. 65 коп.,
пени 55 932 руб. 87 коп. (л.д. 9).
В связи с неуплатой вышеуказанных налогов, пени административным
ответчиком налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении
судебного приказа.
*** года вынесен судебный приказ (дело № ***) о взыскании задолженности по налогам
за 2020, 2021 и 2022 годы, пени, который был отменен
*** года. С данным иском налоговый орган обратился в суд 6 августа 2024 года (л.д. 34, 37).
Установив, что налоговым органом соблюден порядок и сроки
предъявления требования об уплате задолженности по налогам и пени, расчет
налогов и пени является правильным, суд первой инстанции удовлетворил
требования административного истца.
С выводами суда в
части взыскания с Семенова В.А. налога на имущество физических лиц за 2022 год
в размере 354 руб., транспортного налога за 2021 год в размере 23 885
руб. и за 2022 год в размере 23 739
руб. судебная коллегия соглашается,
поскольку надлежащих доказательств,
подтверждающих оплату указанных налогов,
в материалы дела не представлено.
При
этом заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы о необходимости
прекращения производства по настоящему делу в части взыскания с него
задолженности по транспортному налогу за 2020 год, поскольку ранее
административный истец обращался
за ее взысканием в судебном порядке.
Как следует из
представленных судебной коллегии копий
материалов административного дела № *** определением Заволжского районного суда г. Ульяновска от *** года по административному иску УФНС
России по Ульяновской области к Семенову В.А. о взыскании транспортного налога за 2020 год в сумме 22 943 руб.
прекращено производство по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 194
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с
отказом административного иска от заявленных требований.
Последствия
невозможности повторного обращения в суд по административному спору между теми
же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, предусмотренные частью
1 статьи 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
административному истцу были разъяснены.
Поскольку
судебной коллегией усматривается тождественность административных исковых требований, которая
определяется не столько дословным соответствием сформулированного истцом
требования, но и правовым смыслом цели обращения в суд, решение суда подлежит
отмене с прекращением
производства по настоящему делу в
части взыскания с Семенова В.А. в
пользу УФНС России по Ульяновской области задолженности по
транспортному налогу за 2020 в сумме 23 885 руб. на основании пункта 2 части 1 статьи 194 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которому суд прекращает производство по
административному делу в случае, если имеется вступившее в законную силу
определение суда о прекращении производства по этому административному делу в
связи с принятием отказа административного истца от административного
иска.
Аннулирование
расчета транспортного налога за
налоговый период 2020 год и
осуществление налоговым органом нового расчета по указанному
виду налога в соответствии с положениями пункта 2.1 статьи 52 Налогового
кодекса Российской Федерации не свидетельствует об изменении
предмета и основания административного иска, поскольку возможность уточнения суммы исковых требований не была
утрачена административным истцом при рассмотрении административного дела № ***.
Доводы жалобы о
том, что прекращению также
подлежит производство по делу в части взыскания задолженности по транспортному налогу за 2021 год, являются не
состоятельными, поскольку ранее
административный истец от права
взыскания указанной недоимки в
судебном порядке не отказывался.
Таким образом, с Семенова В.А. в пользу УФНС России по Ульяновской области надлежало
взыскать задолженность по транспортному
налогу с физических лиц за 2021 год в сумме 23 885 руб., за 2022 год в сумме 23 739 руб., по налогу на имущество физических лиц за 2022 год в сумме 354 руб., а всего 47 978 руб.
Согласно
расчету, имеющему в материалах дела, налоговым
органом рассчитаны пени в размере 13 175 руб. 55 коп. за период с 12
августа 2023 года по 1 декабря 2023 года
исходя из суммы ЕНС в размере
167 743 руб. 65 коп., с 2 декабря 2023 года по 7 декабря 2023 года исходя из суммы ЕНС в размере
239 606 руб. 65 коп., с 8 декабря 2023 года по 10 января 2024 года исходя из суммы ЕНС в размере
239 306 руб. 65 коп. (л.д. 5).
Как
следует из искового заявления и приложенных к нему документов, в
сумму ЕНС включена задолженность, обеспеченная
ранее принятыми мерами по ее взысканию, а также
сумма транспортного налога за 2020 год в размере 23 885 руб.
Поскольку производство по делу в части заявленных требований о взыскании транспортного налога за 2020 год подлежит
прекращению, то пени подлежат перерасчету в связи с исключением из
суммы ЕНС 23 885 руб.:
Исходя из суммы ЕНС в размере
143 858 руб. 65 коп. (167 743 руб. 65 коп. -23 885 руб.) расчет пени производится следующим
образом:
143 858 руб. 65 коп.
× 2 дня × 8,5 % /300 = 81
руб. 52 коп. (за период с 13 августа 2023 года по 14 августа
2023 года);
143 858 руб. 65 коп.
× 34 дня × 12 % /300 = 1956
руб. 48 коп. (за период с 15 августа 2023 года по 17 сентября
2023 года);
143 858 руб. 65 коп.
× 42 дня × 13 % /300 = 2618
руб. 23 коп. (за период с 18 сентября 2023 года по 29 октября
2023 года);
143 858 руб. 65 коп.
× 33 дня × 15 % /300 = 2373
руб. 67 коп. (за период с 30 октября 2023 года по 1 декабря
2023 года).
Исходя из суммы ЕНС в размере
215 721 руб. 65 коп. (239 606 руб. 65 коп. - 23 885 руб.) расчет пени производится следующим
образом:
215 721 руб. 65 коп. × 6 дней × 15 % /300 = 647 руб. 16 коп. (за период с
2 декабря 2023 года по 7 декабря 2023 года).
Исходя из суммы ЕНС в размере
215 421 руб. 65 коп. (239 306 руб. 65 коп. - 23 885 руб.) расчет пени производится следующим
образом:
215 421 руб. 65 коп. × 10 дней × 15 % /300 = 1077 руб. 11 коп. (за период с 8
декабря 2023 года по 17 декабря 2023 года);
215 421 руб. 65 коп. × 24 дня × 16 % /300 = 2757 руб. 40
коп. (за период с 18 декабря 2023 года по 10 января 2024 года).
Всего задолженность по пени за указанный период составляет 11
516 руб. 91 коп. (81 руб.
52 коп. + 1956 руб. 48 коп. +
2618 руб. 23 коп. + 2373 руб.
67 коп. + 647 руб. 16 коп. + 1077 руб. 11
коп. + 2757 руб. 40 коп.).
Следовательно, в указанной части решение суда подлежит
изменению.
В связи с уменьшением суммы задолженности подлежит
уменьшению и размер госпошлины, взысканной с административного ответчика в
доход местного бюджета, до 1985 руб.
В остальной части принятое по делу решение является
правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно.
Оснований для его отмены не имеется.
На
основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Заволжского районного суда г. Ульяновска от 5 сентября 2024 года отменить в
части взыскания с Семенова Владимира
Александровича задолженности по транспортному налогу за 2020 год в сумме 23 885
руб.
Производство
по административному делу в указанной
части прекратить.
В
остальной части решение изменить, уменьшив пени на отрицательное сальдо ЕНС за
период с 12 августа 2023 года по 10 января 2024 года до 11 516 руб. 91
коп., расходы по государственной пошлине
до 1985 руб.
В остальной части
решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Семенова Владимира Александровича –
без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 января 2025
года.