Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О взыскании налога
Документ от 24.12.2024, опубликован на сайте 17.01.2025 под номером 116693, 2-я гражданская, о взыскании задолженности по транспортному налогу, решение (осн. требов.) изменено (без направления дела на новое рассмотрение)

У Л Ь Я Н О В С К И Й   О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0004-01-2024-005448-82                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

Судья Оленин И.Г.                                                                   Дело № 33а-5896/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ   ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г.  Ульяновск                                                                                       24 декабря  2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Лифановой З.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Васильевой Е.В.,

при секретаре Чичкиной А.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Семенова Владимира Александровича на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 5 сентября 2024 года по делу № 2а-2823/2024, которым постановлено:

административные исковые требования Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области удовлетворить.

Взыскать с Семенова Владимира Александровича (ИНН ***)              *** года рождения, задолженность по ЕНС, том числе:

- транспортному налогу с физических лиц за 2020 год в сумме 23 885  руб., за 2021 год в сумме 23 885  руб., за 2022 год в сумме 23 739  руб.;

- налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2022 год в сумме 354  руб.;

- пени за период с 12 августа 2023 года по 10 января 2024 года в размере 13 175 руб. 89 коп., а всего в сумме 85 038 руб. 55 коп.

Заслушав доклад судьи  Бахаревой Н.Н., объяснения Семенова В.А.,  поддержавшего доводы апелляционной жалобы,   судебная коллегия

 

установила:

 

Управление Федеральной налоговой службы по Ульяновской области (далее -УФНС России по Ульяновской области) обратилось в суд с административным иском  к Семенову В.А. о взыскании задолженности по налогам, пени.

Требования мотивированы тем, что на налоговом учете в УФНС России по Ульяновской области состоит Семенов В.А.

В 2020, 2021, 2022 годах ответчик имел транспортные средства, доли жилого дома, следовательно, является плательщиком транспортного налога и налога на имущество с физических лиц. Направленные в его адрес уведомление и требование об уплате недоимки по налогам и пени оставлены без удовлетворения.

Просят взыскать с Семенова В.А. задолженность по ЕНС, том числе по транспортному налогу с физических лиц за 2020 год в сумме 23 885  руб., за 2021 год в сумме 23 885  руб., за 2022 год в сумме 23 739  руб.; налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений за 2022 год в сумме 354  руб.; пени за период с 12 августа 2023 года по 10 января 2024 года в размере 13 175 руб. 89 коп., а всего в сумме 85 038 руб. 55 коп.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Семенов В.А. не соглашается с решением суда, просит его отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование жалобы указывает о том, что административный истец, злоупотребляя своим правом, повторно обратился в суд с требованиями, которые были рассмотрены Заволжским районным судом г. Ульяновска 27 января 2023 года. Данное решение вступило в законную силу.Таким образом, налоговый орган, повторно обращаясь с заявленными требованиями, своими незаконными действиями ввел суд в заблуждение,  в связи с чем производство по делу подлежит прекращению.

В возражениях на апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы установлена статьей 57 Конституции Российской Федерации и пунктом 1             статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Как следует из пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть исполнена в срок, установленный законодательством. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69 и 70 Налогового кодекса Российской Федерации.  

Согласно  положениям  статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации,  в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога.

В соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налогоплательщику требования об уплате задолженности по налогу и предусмотренной статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени, начисляемой за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.

Согласно статьям 357, 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса; лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками – физическими лицами в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. 

Как установлено судом  и следует из материалов дела, в собственности Семенова В.А. находились транспортные средства, доли жилого дома, подробный перечень которых приведен в исковом заявлении и оспариваемом решении, что подтверждается соответствующими сведениями регистрирующих органов                (л.д. 24-27, 28-29).  

В адрес административного ответчика было направлено налоговое уведомление № *** от *** года об оплате  в срок до 1 декабря 2023 года транспортного налога за 2020 год в сумме 23 885  руб., за 2021 год в сумме 23 885  руб., за 2022 год в сумме 23 739  руб.; налога на имущество физических лиц за 2022 год в сумме 354  руб. (л.д. 7).

В срок, указанный в уведомлении, налоги не были оплачены.

Налоговым органом в отношении налогоплательщика  также выставлялось  требование № *** от *** года об оплате налогов и сборов до 20 июля 2023 года в  общей сумме 167 743  руб. 65 коп., пени 55 932 руб. 87 коп. (л.д. 9).

В связи с неуплатой вышеуказанных налогов, пени административным ответчиком налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа.

*** года вынесен судебный приказ (дело № ***) о взыскании задолженности  по налогам  за 2020, 2021  и 2022 годы,  пени, который   был  отменен  *** года. С данным иском налоговый орган обратился в суд    6 августа 2024 года (л.д. 34, 37).

Установив, что налоговым органом соблюден порядок и сроки предъявления требования об уплате задолженности по налогам и пени, расчет налогов и пени является правильным, суд первой инстанции удовлетворил требования административного истца.

С выводами суда  в части взыскания  с Семенова В.А.  налога на имущество физических лиц за 2022 год в размере 354 руб., транспортного налога за 2021 год в размере 23 885  руб. и за 2022 год в размере 23 739  руб. судебная коллегия соглашается, поскольку надлежащих  доказательств, подтверждающих  оплату указанных налогов, в материалы дела не представлено.

При этом  заслуживают  внимания доводы апелляционной жалобы о необходимости прекращения производства по настоящему делу в части взыскания с него задолженности по транспортному налогу за 2020 год, поскольку  ранее  административный истец  обращался за ее взысканием в судебном порядке.

Как  следует из  представленных судебной коллегии копий  материалов административного дела № *** определением  Заволжского районного суда    г. Ульяновска  от *** года по административному  иску УФНС России по Ульяновской области к Семенову В.А. о взыскании  транспортного налога  за 2020 год в сумме 22 943  руб.  прекращено производство по делу на основании пункта 3 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с отказом  административного иска  от заявленных требований.

Последствия невозможности повторного обращения в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям, предусмотренные частью 1 статьи 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административному истцу были разъяснены.

Поскольку судебной коллегией  усматривается  тождественность  административных исковых требований, которая определяется не столько дословным соответствием сформулированного истцом требования, но и правовым смыслом цели обращения в суд, решение суда  подлежит  отмене с прекращением  производства по настоящему  делу в части взыскания с  Семенова В.А. в пользу  УФНС России  по Ульяновской области задолженности по транспортному налогу  за 2020  в сумме 23 885  руб. на основании пункта 2 части 1 статьи 194 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно  которому суд прекращает производство по административному делу в случае, если имеется вступившее в законную силу определение суда о прекращении производства по этому административному делу в связи с принятием отказа административного истца от административного иска. 

Аннулирование расчета транспортного налога за  налоговый период 2020 год и  осуществление налоговым органом нового расчета  по указанному  виду налога в соответствии с положениями пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации не свидетельствует об  изменении  предмета и основания административного иска, поскольку возможность  уточнения суммы исковых требований не была утрачена административным истцом при рассмотрении  административного дела № ***.

Доводы  жалобы о  том, что прекращению  также подлежит производство по делу в части взыскания задолженности по  транспортному налогу за 2021 год, являются не состоятельными, поскольку ранее  административный истец от права  взыскания указанной недоимки  в судебном порядке не отказывался.

Таким образом, с Семенова В.А. в пользу УФНС России по Ульяновской области надлежало взыскать задолженность по  транспортному налогу с физических лиц за 2021 год в сумме 23 885  руб., за 2022 год в сумме 23 739  руб., по налогу на имущество физических лиц  за 2022 год в сумме 354  руб., а всего 47 978 руб.

Согласно расчету, имеющему в материалах дела,  налоговым органом рассчитаны пени в размере 13 175 руб. 55 коп. за период с 12 августа 2023 года по      1 декабря 2023 года исходя из суммы  ЕНС в размере  167 743 руб. 65 коп., с                 2 декабря 2023 года  по 7 декабря 2023 года исходя из суммы  ЕНС в размере  239 606 руб. 65 коп., с  8 декабря 2023 года  по 10 января 2024 года исходя из суммы  ЕНС в размере  239 306 руб. 65 коп. (л.д. 5).

Как следует из искового заявления и приложенных к нему документов,  в сумму  ЕНС включена задолженность, обеспеченная ранее принятыми мерами по ее взысканию, а также  сумма  транспортного налога за 2020 год  в размере 23 885 руб. 

Поскольку производство по делу в  части заявленных требований о взыскании транспортного налога за 2020 год подлежит прекращению, то пени подлежат перерасчету в связи с исключением из суммы  ЕНС  23 885   руб.:

Исходя из суммы  ЕНС в размере  143 858 руб. 65 коп. (167 743 руб. 65 коп. -23 885 руб.) расчет пени производится следующим образом:

143 858 руб. 65 коп. × 2 дня × 8,5 % /300 =  81 руб.  52 коп. (за период с            13 августа 2023 года по 14 августа 2023 года);

143 858 руб. 65 коп. × 34 дня × 12 % /300 =  1956 руб.  48 коп. (за период с             15 августа 2023 года по 17 сентября 2023 года);

143 858 руб. 65 коп. × 42 дня × 13 % /300 =  2618 руб.  23 коп. (за период с             18 сентября 2023 года по 29 октября 2023 года);

143 858 руб. 65 коп. × 33 дня × 15 % /300 =  2373 руб.  67 коп. (за период с             30 октября 2023 года по 1 декабря 2023 года).

Исходя из суммы  ЕНС в размере  215 721 руб. 65 коп. (239 606 руб. 65 коп. - 23 885 руб.) расчет пени производится следующим образом:

215 721 руб. 65  коп. × 6 дней × 15 % /300 =  647  руб.  16 коп. (за период с          2 декабря 2023 года по 7 декабря 2023 года).

Исходя из суммы  ЕНС в размере  215 421 руб. 65 коп. (239 306 руб. 65 коп. - 23 885 руб.) расчет пени производится следующим образом:

215 421 руб. 65  коп. × 10 дней × 15 % /300 =  1077  руб.  11 коп. (за период с       8 декабря 2023 года по 17 декабря 2023 года);

215 421 руб. 65  коп. × 24 дня × 16 % /300 =  2757 руб.  40 коп. (за период с        18 декабря 2023 года  по 10 января 2024 года).

Всего задолженность по пени за указанный период составляет 11 516 руб.         91 коп. (81 руб.  52 коп. + 1956 руб.  48 коп. + 2618 руб.  23 коп. +   2373 руб.  67 коп. + 647  руб.  16 коп. + 1077  руб.  11 коп. + 2757 руб.  40 коп.).

Следовательно, в указанной части решение суда подлежит изменению.

В связи с уменьшением суммы задолженности подлежит уменьшению и размер госпошлины, взысканной с административного ответчика в доход местного бюджета, до 1985  руб.

В остальной части принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 5 сентября 2024 года отменить в части взыскания с Семенова Владимира Александровича задолженности  по  транспортному налогу за 2020 год в сумме 23 885  руб.

Производство по административному делу  в указанной части прекратить.

В остальной части решение изменить, уменьшив пени на отрицательное сальдо ЕНС за период с 12 августа 2023 года по 10 января 2024 года  до 11 516  руб.  91 коп., расходы  по государственной пошлине до 1985 руб.

В остальной части  решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Семенова Владимира Александровича – без  удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 16 января 2025 года.