УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Сизов И.А. 73RS0001-01-2024-004133-15
Дело № 33-5506/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
12
ноября 2024 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Карабанова А.С.,
судей Самылиной
О.П., Шлейкина М.И.,
при секретаре Герасимове
А.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 июля 2024 года, с учетом
определения от 17 сентября 2024 года об исправлении описки, по гражданскому
делу № 2-3308/2024, по которому постановлено:
исковые
требования Зиминой Ольги Владимировны удовлетворить.
Признать за Зиминой
Ольгой Владимировной право на снижение пенсионного возраста на один год при
назначении пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской
Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и обязать
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области включить Зиминой Ольге Владимировне в период проживания в
зоне с льготным социально-экономическим статусом, дающий право на досрочную
пенсию по старости, период проживания в *** с 26.04.1986 по 30.09.1988,
назначить ей досрочную пенсию по старости с 03.11.2024.
Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., пояснения истца Зиминой О.В., просившей решение суда
оставить без изменения, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Зимина О.В.
обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее –
ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности включить периоды
проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, назначить
страховую пенсию по старости.
В обоснование
требований указано, что решением ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 02.11.2022
Зиминой О.В. отказано в уменьшении пенсионного возраста, в связи с тем, что
продолжительность проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом
составляет 2 года 4 месяца 6 дней с 26.04.1986 по 31.08.1988 и рекомендовано
обратиться в пенсионный фонд после установления тождественности населенных
пунктов ***.
Основанием тому
явилось то обстоятельство, что населенный пункт, в котором истец проживала с
26.04.1986 по 30.09.1988, - село Урено-Карлинское Карсунского района
Ульяновской области!% не было поименовано в Перечне населенных пунктов ***,
относящихся к территории радиоактивного загрязнения, утвержденном Распоряжением
Правительства РФ от 28.12.1991 № 237-р. В указанном Перечне в составе *** был
поименован только населенный пункт «***».
В то же время,
фактически на территории *** в период с 26.04.1986 по 30.09.1988 существовал
только населенный пункт – село ***, села «***» в это время не существовало.
Наименование села «***» было указано в Перечне загрязненных территорий
ошибочно.
Зимина О.В.
полагает, что имеет право на назначение пенсии по старости в связи с
проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом со снижением
возраста на 1 год, поскольку период ее проживания в селе *** должен учитываться
для назначения досрочной страховой пенсии по старости со снижением пенсионного
возраста как период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
С учетом
изложенного, Зимина О.В. просила обязать ОСФР по Ульяновской области включить
период проживания в с. *** с 26.04.1986 по 30.09.1988 в период проживания в
зоне с льготным социально-экономическим статусом, дающий право на досрочную
пенсию по старости и назначить ей досрочную пенсию по старости с 03.11.2024.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять новое
решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что факт проживания (работы)
на загрязненной территории должен подтверждаться документально. В
рассматриваемом споре может идти речь лишь о праве на включение в стаж периодов
проживания на загрязненной территории. Ссылаясь на судебную практику по
аналогичным делам, считает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права.
Отмечает, что Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям
радиоактивном загрязнения, утвержденный распоряжением Правительства от
28.12.1991 №237-р, которым населенный пункт в составе *** – «***» был отнесен к
зоне с льготным социально-экономическим статусом утратил силу с 01.02.1998. С
учетом срока действия распоряжения Правительства от 28.12.1991 № 237-р в период
до 01.01.1998, право на снижение пенсионного возраста имеют граждане,
проживавшие (работавшие) в этой зоне в период с 26.04.1986 по 31.01.1998. При
установлении тождественности населенных пунктов «***» и «***» ***
продолжительность проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим
статусом у Зиминой О.В. составит 2 года 4 месяца 6 дней (с 26.04.1986 по
31.08.1988), что даст ей право на назначение пенсии по старости со снижением
пенсионного возраста на 1 год лишь с 03.11.2024.
В возражениях на
апелляционную жалобу Зимина О.В. просит решение суда оставить без изменения,
жалобу – без удовлетворения.
В соответствии со
статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом
извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Выслушав
явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах
доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для
отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела
следует, что Зимина О.В. обратилась в ГУ-ОПФР по Ульяновской области с
заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии
со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации впоследствии катастрофы на Чернобыльской
АЭС».
Решением ГУ-ОПФР по
Ульяновской области от 02.11.2022 № *** Зиминой О.В. было отказано в назначении
досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой
продолжительности проживания или работы в зоне с льготно-экономическом
статусом.
Не согласившись с
этим, Зимина О.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Рассмотрев по
существу заявленные требования, суд, верно применив закон и дав правильную
правовую оценку представленным доказательствам, обоснованно пришел к выводу об
удовлетворении исковых требований.
Согласно части 1
статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право
на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет
(соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных
приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с
подпунктом 8 пункта 1 статьи 13 Закона от 15.05.1991 № 1244-ФЗ «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1) к гражданам,
подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
на которых распространяются нормы Закона №1244-1, относятся в том числе
граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с
льготным социально-экономическим статусом.
Указанной категории
граждан в соответствии со статьей 34 Закона №1244- 1 пенсия по старости
назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и
дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории
зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, но не более чем
на 3 года в общей сложности.
При этом согласно
примечанию к статье 35 Закона № 1244-1 первоначальная величина снижения
пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона,
предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших
(работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период
от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от
времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с
этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об
изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Согласно статье 7
Закона № 1244-1 действие данного Закона распространяется на территории,
подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС.
Указанные территории
подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона
проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально-
экономическим статусом.
Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557 село *** было включено в
Перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному
загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесено к зоне
проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно Перечню
населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582 село *** с 01.02.1998
не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Между тем,
исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что фактически на
территории *** в период с 26.04.1986 по 31.01.1998 существовал только один
населенный пункт со схожим наименованием – село ***, села *** на территории
указанного района не имелось.
Приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 № 958н утвержден
«Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии,
установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с
учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения
накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному
обеспечению».
В соответствии с
пунктом 100 названного перечня периоды проживания или работы в загрязненной
зоне подтверждаются соответствующими документами, к числу которых относятся
удостоверение установленного образца и документы, подтверждающие проживание в
указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).
Согласно справки
администрации муниципального образования «*** от 10.08.2022 № *** истец Б***
(Зимина) О.В., *** года рождения, фактически постоянно проживала с рождения в данном
населенном пункте, но была зарегистрирована только с 10.06.1987 по 30.09.1988
(л.д. 11).
Указанные сведения
также подтверждаются представленной копией похозяйственной книги, из которой
следует, что Б*** (Зимина) О.В. проживала в доме своих родителей в с. *** по
состоянию на 01.01.1986 и на 01.01.1987, обучалась в *** школе по 14.06.1986
(л.д. 36-38).
Оценив
представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к
обоснованному выводу о доказанности факта постоянного проживания Зиминой О.В.
на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС в населенном пункте ***, который
относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, что дает
ей право на снижение пенсионного возраста на один год.
Приведенные в
апелляционной жалобе ответчика доводы на правильность выводов суда первой
инстанции не виляют.
Судебная коллегия
учитывает, что в настоящее время Зимина О.В. достигла возраста 54 лет,
вследствие чего у нее возникло право на назначение ей пенсии в порядке статьи
34 Закона № 1244-1 со снижением пенсионного возраста на один год с 03.11.2024.
Выводы суда
мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для
признания их неправильными не имеется.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 29 июля 2024 года, с учетом
определения от 17 сентября 2024 года об исправлении описки, оставить без
изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления
мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой
41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский
районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 15.11.2024