Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О назначении досрочной пенсии
Документ от 12.11.2024, опубликован на сайте 18.11.2024 под номером 115410, 2-я гражданская, о возложении обязанности включить период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, назначить досрочную пенсию по старости, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Сизов И.А.                                                      73RS0001-01-2024-004133-15

Дело № 33-5506/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                       12 ноября 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 июля 2024 года, с учетом определения от 17 сентября 2024 года об исправлении описки, по гражданскому делу № 2-3308/2024, по которому постановлено:

 

исковые требования Зиминой Ольги Владимировны удовлетворить.

Признать за Зиминой Ольгой Владимировной право на снижение пенсионного возраста на один год при назначении пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области включить Зиминой Ольге Владимировне в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, дающий право на досрочную пенсию по старости, период проживания в *** с 26.04.1986 по 30.09.1988, назначить ей досрочную пенсию по старости с 03.11.2024.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения истца Зиминой О.В., просившей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Зимина О.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности включить периоды проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, назначить страховую пенсию по старости.

В обоснование требований указано, что решением ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 02.11.2022 Зиминой О.В. отказано в уменьшении пенсионного возраста, в связи с тем, что продолжительность проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом составляет 2 года 4 месяца 6 дней с 26.04.1986 по 31.08.1988 и рекомендовано обратиться в пенсионный фонд после установления тождественности населенных пунктов ***.

Основанием тому явилось то обстоятельство, что населенный пункт, в котором истец проживала с 26.04.1986 по 30.09.1988, - село Урено-Карлинское Карсунского района Ульяновской области!% не было поименовано в Перечне населенных пунктов ***, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, утвержденном Распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 № 237-р. В указанном Перечне в составе *** был поименован только населенный пункт «***».

В то же время, фактически на территории *** в период с 26.04.1986 по 30.09.1988 существовал только населенный пункт – село ***, села «***» в это время не существовало. Наименование села «***» было указано в Перечне загрязненных территорий ошибочно.

Зимина О.В. полагает, что имеет право на назначение пенсии по старости в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом со снижением возраста на 1 год, поскольку период ее проживания в селе *** должен учитываться для назначения досрочной страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста как период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

С учетом изложенного, Зимина О.В. просила обязать ОСФР по Ульяновской области включить период проживания в с. *** с 26.04.1986 по 30.09.1988 в период проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, дающий право на досрочную пенсию по старости и назначить ей досрочную пенсию по старости с 03.11.2024.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять новое решение. В обоснование доводов жалобы указывает, что факт проживания (работы) на загрязненной территории должен подтверждаться документально. В рассматриваемом споре может идти речь лишь о праве на включение в стаж периодов проживания на загрязненной территории. Ссылаясь на судебную практику по аналогичным делам, считает, что истцом выбран ненадлежащий способ защиты права. Отмечает, что Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивном загрязнения, утвержденный распоряжением Правительства от 28.12.1991 №237-р, которым населенный пункт в составе *** – «***» был отнесен к зоне с льготным социально-экономическим статусом утратил силу с 01.02.1998. С учетом срока действия распоряжения Правительства от 28.12.1991 № 237-р в период до 01.01.1998, право на снижение пенсионного возраста имеют граждане, проживавшие (работавшие) в этой зоне в период с 26.04.1986 по 31.01.1998. При установлении тождественности населенных пунктов «***» и «***» *** продолжительность проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом у Зиминой О.В. составит 2 года 4 месяца 6 дней (с 26.04.1986 по 31.08.1988), что даст ей право на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на 1 год лишь с 03.11.2024.

В возражениях на апелляционную жалобу Зимина О.В. просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Из материалов дела следует, что Зимина О.В. обратилась в ГУ-ОПФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации впоследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением ГУ-ОПФР по Ульяновской области от 02.11.2022 № *** Зиминой О.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания или работы в зоне с льготно-экономическом статусом.

Не согласившись с этим, Зимина О.В. обратилась в суд с настоящим иском.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд, верно применив закон и дав правильную правовую оценку представленным доказательствам, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 13 Закона от 15.05.1991 № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяются нормы Закона №1244-1, относятся в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Указанной категории граждан в соответствии со статьей 34 Закона №1244- 1 пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом согласно примечанию к статье 35 Закона № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Согласно статье 7 Закона № 1244-1 действие данного Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально- экономическим статусом.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557 село *** было включено в Перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесено к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582 село *** с 01.02.1998 не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Между тем, исследованные судом доказательства свидетельствуют о том, что фактически на территории *** в период с 26.04.1986 по 31.01.1998 существовал только один населенный пункт со схожим наименованием – село ***, села *** на территории указанного района не имелось.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014 № 958н утвержден «Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».

В соответствии с пунктом 100 названного перечня периоды проживания или работы в загрязненной зоне подтверждаются соответствующими документами, к числу которых относятся удостоверение установленного образца и документы, подтверждающие проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).

Согласно справки администрации муниципального образования «*** от 10.08.2022 № *** истец Б*** (Зимина) О.В., *** года рождения, фактически постоянно проживала с рождения в данном населенном пункте, но была зарегистрирована только с 10.06.1987 по 30.09.1988 (л.д. 11).

Указанные сведения также подтверждаются представленной копией похозяйственной книги, из которой следует, что Б*** (Зимина) О.В. проживала в доме своих родителей в с. *** по состоянию на 01.01.1986 и на 01.01.1987, обучалась в *** школе по 14.06.1986 (л.д. 36-38).

Оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о доказанности факта постоянного проживания Зиминой О.В. на момент катастрофы на Чернобыльской АЭС в населенном пункте ***, который относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом, что дает ей право на снижение пенсионного возраста на один год.

Приведенные в апелляционной жалобе ответчика доводы на правильность выводов суда первой инстанции не виляют.

Судебная коллегия учитывает, что в настоящее время Зимина О.В. достигла возраста 54 лет, вследствие чего у нее возникло право на назначение ей пенсии в порядке статьи 34 Закона № 1244-1 со снижением пенсионного возраста на один год с 03.11.2024.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 июля 2024 года, с учетом определения от 17 сентября 2024 года об исправлении описки, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.11.2024