Судебный акт
Оспаривание сроков реконструкции многоквартирного дома
Документ от 17.09.2024, опубликован на сайте 20.09.2024 под номером 114664, 2-я гражданская, о признании незаконным постановления О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими реконструкции в части установления срока проведения реконструкции, отселения физ. и юр. лиц, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0001-01-2024-000429-69

Судья Бирюкова О.В.                                                                     Дело №33а-4059/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                    17 сентября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,                       

судей Васильевой Е.В., Бахаревой Н.Н.

при секретаре Чичкиной А.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города Ульяновска, Львова Андрея Викторовича на решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 3 апреля 2024 года по делу                      №2а-1048/2024, которым постановлено:

административный иск прокурора Ленинского района г. Ульяновска – удовлетворить.

Признать незаконным Постановление администрации города Ульяновска от 02.03.2021 №210 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими реконструкции» в части установления срока проведения реконструкции, отселения физических и юридических лиц, проживающих в доме №*** по ул*** в г.Ульяновске до 31.12.2030.

Обязать администрацию города Ульяновска установить срок проведения реконструкции аварийного дома №*** по ул.*** в г.Ульяновске и отселения из него жителей до 31.12.2025.

 

Заслушав доклад председательствующего судьи Пулькиной Н.А., пояснения Львова А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Зотова Д.Д., полагавшего решение суда законным и обоснованным, Тутаева К.М., Тутаевой Д.А., полагавших решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия

 

установила:

 

прокурор Ленинского района г. Ульяновска, действующий в интересах несовершеннолетнего ***., обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска о признании частично незаконным постановления администрации города Ульяновска, установлении (изменении) срока проведения реконструкции и отселения жителей.

В обоснование требований указал, что по результатам проверки законности установления сроков отселения жителей аварийных домов и сноса таких домов прокуратурой Ленинского района г. Ульяновска было установлено, 24.10.2019 межведомственной комиссией администрации г. Ульяновска дано заключение №66 о выявлении оснований для признания многоквартирного дома № *** по                          ул. *** в г. Ульяновске аварийным и подлежащим сносу.

В этой связи администрацией г. Ульяновска вынесено постановление № 210 от 02.03.2021 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими реконструкции», в перечень которых включен дом №*** по ул. *** в               г. Ульяновске, срок реконструкции и отселения граждан установлен до 31.12.2030.

Согласно выводам заключения эксперта по результатам обследования дома №*** по ул. *** в г. Ульяновске, проведенному в 2019 году АНО ОС «***», износ фундамента дома составляет 70%, стен 90%, перекрытий 80%, пола 80%, отмостки 100%. Таким образом, строение не отвечает требованиям существующих строительных норм и представляет опасность для людей, дальнейшая эксплуатация дома невозможна. Аварийное, непригодное для проживания состояние жилого дома подтверждается также заявлением ***., актом обследования, проведенного Агентством государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области.

Проведенная прокуратурой района в январе 2024 года проверка с привлечением специалиста Агентства показала, что выявленные дефекты и повреждения свидетельствуют о невозможности дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации жилого многоквартирного дома.

Полагает, что установленный срок отселения жильцов дома является неразумным и чрезвычайно длительным, нарушает права граждан на благоприятную среду проживания, грозит обрушением и может повлечь причинение вреда их жизни и здоровью

Просил признать незаконным Постановление администрации города Ульяновска от 02.03.2021 №210 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими реконструкции» в части установления срока проведения реконструкции, отселения физических и юридических лиц, проживающих в доме №*** по ул.*** в г.Ульяновске до 31.12.2030. Обязать администрацию города Ульяновска установить срок проведения реконструкции указанного аварийного дома и отселения из него жителей до 31.12.2025.

К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Управление муниципальной собственностью администрации г.Ульяновска, Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, Жданюк О.М., Министерство ЖКХ и строительства Ульяновской области, Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области, Агентство государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, финансовое управление администрации г.Ульяновска, автономная некоммерческая организация «Ульяновскстройсертификация», Филиппов Г.Г., Филиппов А.Г., Киселев Д.П., Сурков Ю.А., Мокеева А.А. в лице законного представителя Исаевой (Мокеевой) А.А., Джураева Л.Н., Солодовников Л.А., Новоженина В.Н. в лице законного представителя Новожениной М.С., Жданюк А.М., Мясников Л.В., Мясникова В.В., Мясников Г.В. в лице законных представителей Мясникова В.Е., Новожениной М.С.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе администрация г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. 

В обоснование жалобы указывает, что определение срока отселения физических и юридических лиц относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления. Возложение на администрацию обязанности установить новый срок отселения граждан противоречит правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики Верхового Суда РФ за 2 квартал 2009 года, пунктам 1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ, Положению, утвержденному Постановлением Правительства от 28.01.2006 №47. При этом конкретные сроки, в которые производится отселение жителей аварийного дома, а также требования о незамедлительном отселении в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу, законодательство не содержит.

Утверждает, что жители аварийного многоквартирного дома вправе обратиться в Управление муниципальной собственностью администрации города Ульяновска в случае необходимости предоставления им для временного проживания жилых помещений маневренного фонда.

Полагает, что административное исковое заявление подано с нарушением процессуального срока.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо Львов А.В. не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.

В обоснование жалобы указывает, что он является собственником нежилых помещений первого этажа аварийного дома.

Утверждает, что перенос срока реконструкции и отселения дома на более ранний срок влияет на его предпринимательские планы и влечет для него неблагоприятные последствия, связанные с использованием своей собственности.

Полагает, что плохое состояние части дома (слева от арки) вызвано ненадлежащим уходом за имуществом некоторых собственников. Утверждает, что выводы суда о возможности внезапного обрушения дома основаны на акте Агентства государственного и строительного надзора Ульяновской области от 15.01.2024, составленного на основе визуального осмотра и документов обследования дома специалистами в 2015 году. Однако обращает внимание, что в данных документах речь о риске внезапного обрушения дома не ведется, а лишь указано на его плохое состояние.

Отмечает, что АНО ОС «***» проводила в 2019 году осмотр только второго этажа левой части дома, которая стоит на своем фундаменте и имеет свои несущие конструкции, не связанные с правой частью дома.

Обращает внимание, что строительно-техническая экспертиза, которая могла бы достоверно оценить риск разрушения дома, не проводилась.

В судебное заседание другие лица, участвующие в деле, не явились,  извещены  надлежащим образом о времени и месте судебного  заседания.

Судебная коллегия с учетом положений ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п.3, п.4 ч.2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения допущены судом первой инстанции при рассмотрении дела.

В соответствии с положениями ч.1 ст.39, ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пунктам 6 и 8 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль.

К полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п.8 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится, в частности, признание многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В соответствии с ч.3 ст.15 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее - Положение).

В соответствии с п.7 Положения признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в Положении требованиям.

По результатам работы комиссия принимает одно из решений, приведенных в п. 47 Положения.

При этом указанная норма разделяет решения о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции и о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

24.10.2019 межведомственной комиссией администрации г. Ульяновска принято заключение № 66 о выявлении оснований для признания многоквартирного дома № *** по ул. ***   в г. Ульяновске аварийным и подлежащим реконструкции (том 1 л.д. 27-29).

Администрацией г. Ульяновска 02.03.2021 вынесено постановление № 210   «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими реконструкции», в перечень которых включен дом  №*** по ул. *** в              г. Ульяновске, срок реконструкции установлен до 31.12.2030 (том 1 л.д. 25-26).

В постановлении от 02.03.2021 № 210 также указано: по истечении срока (31.12.2030) в случае непроведения собственниками помещений в аварийных многоквартирных домах их реконструкции, Управлению имущественных отношений, экономики и развития конкуренции администрации города Ульяновска осуществить процедуру изъятия земельных участков, на которых расположены аварийные жилые дома, для муниципальных нужд.

В силу ст.1  Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

К объектам капитального строительства относятся здание (в том числе многоквартирный дом), строение, сооружение и объекты незавершенного строительства, кроме некапитальных строений, сооружений (пункт 10 статьи 1 ГрК РФ и часть 6 статьи 15 ЖК РФ).

Оспаривая постановление администрации города Ульяновска от 02.03.2021 № 210, считая, что срок 31.12.2030 является неразумным, прокурор просил признать его незаконным для реконструкции и отселения граждан из многоквартирного дома №*** по ул. ***, а также просил обязать администрацию города Ульяновска установить срок проведения реконструкции и отселения до 31.12.2025.

Суд первой инстанции, разрешая требования прокурора, удовлетворил их в том виде, как они были заявлены.

Между тем, ни прокурором, ни районным судом не принято во внимание, что в оспариваемом постановлении не идет речь об отселении граждан из аварийного дома, срок установлен лишь для проведения собственниками помещений в доме его реконструкции.

Таким образом, выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем решение о признании незаконным постановления в части установления срока отселения и возложении обязанности на администрацию города Ульяновска обязанность по установлению нового срока для отселения граждан является незаконным и подлежащим отмене с принятием решения об отказе в удовлетворении иска в этой части.

В силу ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Как следует из заключения межведомственной комиссии, в основу принятого решения было положено заключение от 2019 года о техническом состоянии несущих конструкций лишь фрагмента здания (жилые помещения на 2 этаже) по ул. ***, *** в г. Ульяновске (том 1 л.д. 15-24).

Акт обследования жилого дома от 15.01.2024 составлен единолично специалистом Агентства государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области, результаты зафиксированы после визуального осмотра здания (том 1 л.д. 50-51).

Ряд собственников жилых помещений в доме возражали против сокращения срока, поскольку их жилые и нежилые помещения являются пригодными, представлены фотоматериалы, на которых зафиксированы фрагменты здания дома и жилых помещений в нем.

Оценивая разумность установленного администрацией г. Ульяновска срока для проведения реконструкции – 31.12.2030, судебная коллегия отмечает, что, поскольку реконструкция проводится силами собственников помещений в многоквартирном доме, необходимо учитывать их реальные возможности, принимая во внимание не только состояние дома и возможность выполнения реконструкции, но и соблюдение принципов разумности и справедливости.

По мнению судебной коллегии, административный иск прокурора не направлен на защиту прав и законных интересов собственников помещений многоквартирного дома, поскольку ограничивает их периодом времени, которого явно будет недостаточно для проведения реконструкции дома.

Приведенные обстоятельства судом первой инстанции во внимание не приняты.

В этой связи судебная коллегия приходит к выводу, что отсутствуют основания считать срок проведения реконструкции жилого дома по ул.***, *** в г. Ульяновске, установленный в постановлении администрации г. Ульяновска от 02.03.2021 № 210, до 31.12.2030, неразумным.

Данный срок согласуется с областной адресной программой «Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2018 - 2030 годах», утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области от 21.11.2017 № 573-П.

С учетом изложенного решение суда о признании незаконным постановления в части установления срока реконструкции и возложении обязанности на администрацию города Ульяновска обязанность по установлению нового срока для проведения реконструкции подлежит отмене с принятием решения об отказе в удовлетворении иска в этой части.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда г.Ульяновска от 3 апреля 2024 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления прокурора Ленинского района                      г. Ульяновска к администрации г. Ульяновска о признании незаконным постановления администрации г. Ульяновска от 02.03.2021 №210 «О признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими реконструкции» в части установления срока проведения реконструкции, отселения физических и юридических лиц, проживающих в доме №*** по ул.*** в г.Ульяновске до 31.12.2030, возложении обязанности установить срок проведения реконструкции указанного аварийного дома и отселения из него жителей до 31.12.2025 отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий                                     

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19.09.2024.