У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2024-000429-69
Судья Бирюкова О.В.
Дело №33а-4059/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
17 сентября 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Васильевой
Е.В., Бахаревой Н.Н.
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционные жалобы администрации города
Ульяновска, Львова Андрея Викторовича на решение Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 3 апреля 2024 года по делу №2а-1048/2024, которым
постановлено:
административный иск
прокурора Ленинского района г. Ульяновска – удовлетворить.
Признать незаконным
Постановление администрации города Ульяновска от 02.03.2021 №210 «О признании
многоквартирных домов аварийными и подлежащими реконструкции» в части
установления срока проведения реконструкции, отселения физических и юридических
лиц, проживающих в доме №*** по ул*** в г.Ульяновске до 31.12.2030.
Обязать
администрацию города Ульяновска установить срок проведения реконструкции
аварийного дома №*** по ул.*** в г.Ульяновске и отселения из него жителей до
31.12.2025.
Заслушав доклад
председательствующего судьи Пулькиной Н.А., пояснения Львова А.В.,
поддержавшего доводы апелляционной жалобы, прокурора Зотова Д.Д., полагавшего
решение суда законным и обоснованным, Тутаева К.М., Тутаевой Д.А., полагавших
решение суда подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
прокурор Ленинского
района г. Ульяновска, действующий в интересах несовершеннолетнего ***.,
обратился в суд с административным иском к администрации города Ульяновска о
признании частично незаконным постановления администрации города Ульяновска,
установлении (изменении) срока проведения реконструкции и отселения жителей.
В обоснование
требований указал, что по результатам проверки законности установления сроков
отселения жителей аварийных домов и сноса таких домов прокуратурой Ленинского
района г. Ульяновска было установлено, 24.10.2019 межведомственной комиссией
администрации г. Ульяновска дано заключение №66 о выявлении оснований для
признания многоквартирного дома № *** по ул. *** в г. Ульяновске
аварийным и подлежащим сносу.
В этой связи
администрацией г. Ульяновска вынесено постановление № 210 от 02.03.2021 «О
признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими реконструкции», в
перечень которых включен дом №*** по ул. *** в г. Ульяновске, срок
реконструкции и отселения граждан установлен до 31.12.2030.
Согласно выводам
заключения эксперта по результатам обследования дома №*** по ул. *** в г.
Ульяновске, проведенному в 2019 году АНО ОС «***», износ фундамента дома
составляет 70%, стен 90%, перекрытий 80%, пола 80%, отмостки 100%. Таким
образом, строение не отвечает требованиям существующих строительных норм и
представляет опасность для людей, дальнейшая эксплуатация дома невозможна.
Аварийное, непригодное для проживания состояние жилого дома подтверждается
также заявлением ***., актом обследования, проведенного Агентством
государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области.
Проведенная прокуратурой
района в январе 2024 года проверка с привлечением специалиста Агентства
показала, что выявленные дефекты и повреждения свидетельствуют о невозможности
дальнейшей безопасной (безаварийной) эксплуатации жилого многоквартирного дома.
Полагает, что установленный
срок отселения жильцов дома является неразумным и чрезвычайно длительным,
нарушает права граждан на благоприятную среду проживания, грозит обрушением и
может повлечь причинение вреда их жизни и здоровью
Просил признать
незаконным Постановление администрации города Ульяновска от 02.03.2021 №210 «О
признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими реконструкции» в части
установления срока проведения реконструкции, отселения физических и юридических
лиц, проживающих в доме №*** по ул.*** в г.Ульяновске до 31.12.2030. Обязать
администрацию города Ульяновска установить срок проведения реконструкции
указанного аварийного дома и отселения из него жителей до 31.12.2025.
К участию в деле в
качестве заинтересованных лиц привлечены Управление муниципальной
собственностью администрации г.Ульяновска, Управление архитектуры и
градостроительства администрации г.Ульяновска, Жданюк О.М., Министерство ЖКХ и
строительства Ульяновской области, Министерство имущественных отношений и
архитектуры Ульяновской области, Агентство государственного строительного и
жилищного надзора Ульяновской области, финансовое управление администрации
г.Ульяновска, автономная некоммерческая организация
«Ульяновскстройсертификация», Филиппов Г.Г., Филиппов А.Г., Киселев Д.П.,
Сурков Ю.А., Мокеева А.А. в лице законного представителя Исаевой (Мокеевой)
А.А., Джураева Л.Н., Солодовников Л.А., Новоженина В.Н. в лице законного
представителя Новожениной М.С., Жданюк А.М., Мясников Л.В., Мясникова В.В.,
Мясников Г.В. в лице законных представителей Мясникова В.Е., Новожениной М.С.
Рассмотрев заявленные требования по существу,
суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация г.Ульяновска не
соглашается с решением суда, просит его отменить, принять новое решение об
отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование жалобы
указывает, что определение срока отселения физических и юридических лиц
относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления.
Возложение на администрацию обязанности установить новый срок отселения граждан
противоречит правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре
законодательства и судебной практики Верхового Суда РФ за 2 квартал 2009 года,
пунктам 1, 8, 9 ч.1 ст.14 Жилищного кодекса РФ, Положению, утвержденному
Постановлением Правительства от 28.01.2006 №47. При этом конкретные сроки, в
которые производится отселение жителей аварийного дома, а также требования о
незамедлительном отселении в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу,
законодательство не содержит.
Утверждает, что
жители аварийного многоквартирного дома вправе обратиться в Управление
муниципальной собственностью администрации города Ульяновска в случае
необходимости предоставления им для временного проживания жилых помещений
маневренного фонда.
Полагает, что
административное исковое заявление подано с нарушением процессуального срока.
В апелляционной
жалобе заинтересованное лицо Львов А.В. не соглашается с решением суда, просит
его отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы
указывает, что он является собственником нежилых помещений первого этажа
аварийного дома.
Утверждает, что
перенос срока реконструкции и отселения дома на более ранний срок влияет на его
предпринимательские планы и влечет для него неблагоприятные последствия,
связанные с использованием своей собственности.
Полагает, что плохое
состояние части дома (слева от арки) вызвано ненадлежащим уходом за имуществом
некоторых собственников. Утверждает, что выводы суда о возможности внезапного
обрушения дома основаны на акте Агентства государственного и строительного
надзора Ульяновской области от 15.01.2024, составленного на основе визуального
осмотра и документов обследования дома специалистами в 2015 году. Однако
обращает внимание, что в данных документах речь о риске внезапного обрушения
дома не ведется, а лишь указано на его плохое состояние.
Отмечает, что АНО ОС
«***» проводила в 2019 году осмотр только второго этажа левой части дома,
которая стоит на своем фундаменте и имеет свои несущие конструкции, не
связанные с правой частью дома.
Обращает внимание,
что строительно-техническая экспертиза, которая могла бы достоверно оценить
риск разрушения дома, не проводилась.
В судебное заседание
другие лица, участвующие в деле, не явились,
извещены надлежащим образом о
времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия с учетом положений
ст.ст.150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы
дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к
следующему.
В силу п.3, п.4 ч.2 ст. 310 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения
суда в апелляционном порядке являются несоответствие выводов суда первой
инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;
нарушение или неправильное применение норм материального права или норм
процессуального права.
Такие нарушения
допущены судом первой инстанции при рассмотрении дела.
В соответствии с
положениями ч.1 ст.39, ч.4 ст.218 Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в
суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений,
действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными
или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов
иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не
соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные
интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их
прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены
какие-либо обязанности.
Согласно пунктам 6 и
8 ст.2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и
органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия
для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль
за использованием и сохранностью жилищного фонда; осуществляют в соответствии
со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный
контроль.
К полномочиям
органов местного самоуправления в области жилищных отношений в силу п.8 ч.1
ст.14 Жилищного кодекса Российской Федерации относится, в частности, признание
многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые
помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта
Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с ч.3 ст.15 Жилищного кодекса
Российской Федерации многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим
сносу или реконструкции по основаниям
и в порядке,
которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47 утверждено Положение о
признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для
проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее -
Положение).
В соответствии с п.7
Положения признание помещения жилым, пригодным (непригодным) для проживания
граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или
реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих
целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома
установленным в Положении требованиям.
По результатам
работы комиссия принимает одно из решений, приведенных в п. 47 Положения.
При этом указанная норма разделяет решения о
выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим
реконструкции и о выявлении оснований для признания многоквартирного дома
аварийным и подлежащим сносу.
24.10.2019
межведомственной комиссией администрации г. Ульяновска принято заключение № 66
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома № *** по ул. *** в г. Ульяновске аварийным и подлежащим
реконструкции (том 1 л.д. 27-29).
Администрацией г.
Ульяновска 02.03.2021 вынесено постановление № 210 «О признании многоквартирных домов
аварийными и подлежащими реконструкции», в перечень которых включен дом №*** по ул. *** в г. Ульяновске, срок реконструкции
установлен до 31.12.2030 (том 1 л.д. 25-26).
В постановлении от
02.03.2021 № 210 также указано: по истечении срока (31.12.2030) в случае
непроведения собственниками помещений в аварийных многоквартирных домах их
реконструкции, Управлению имущественных отношений, экономики и развития
конкуренции администрации города Ульяновска осуществить процедуру изъятия
земельных участков, на которых расположены аварийные жилые дома, для
муниципальных нужд.
В силу ст.1
Градостроительного кодекса Российской Федерации под реконструкцией
объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов)
понимается изменение параметров
объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей,
площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта
капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих
строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением
замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие
показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных
элементов.
К объектам капитального строительства
относятся здание (в том числе многоквартирный дом), строение, сооружение и
объекты незавершенного строительства, кроме некапитальных строений, сооружений
(пункт 10
статьи 1 ГрК РФ и часть 6
статьи 15 ЖК РФ).
Оспаривая
постановление администрации города Ульяновска от 02.03.2021 № 210, считая, что
срок 31.12.2030 является неразумным, прокурор просил признать его незаконным
для реконструкции и отселения граждан из многоквартирного дома №*** по ул. ***,
а также просил обязать администрацию города Ульяновска установить срок
проведения реконструкции и отселения до 31.12.2025.
Суд первой
инстанции, разрешая требования прокурора, удовлетворил их в том виде, как они
были заявлены.
Между тем, ни
прокурором, ни районным судом не принято во внимание, что в оспариваемом
постановлении не идет речь об отселении граждан из аварийного дома, срок
установлен лишь для проведения собственниками помещений в доме его реконструкции.
Таким образом,
выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с
чем решение о признании незаконным постановления в части установления срока
отселения и возложении обязанности на администрацию города Ульяновска обязанность
по установлению нового срока для отселения граждан является незаконным и
подлежащим отмене с принятием решения об отказе в удовлетворении иска в этой
части.
В силу ч.10 ст.32 Жилищного кодекса
Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской
Федерации порядке
многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является
основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома
аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в
указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В
случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или
реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен
указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно
подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых
помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в
порядке, предусмотренном частями 1
- 3,
5
- 9
настоящей статьи.
Как следует из
заключения межведомственной комиссии, в основу принятого решения было положено
заключение от 2019 года о техническом состоянии несущих конструкций лишь
фрагмента здания (жилые помещения на 2 этаже) по ул. ***, *** в г. Ульяновске
(том 1 л.д. 15-24).
Акт обследования
жилого дома от 15.01.2024 составлен единолично специалистом Агентства
государственного строительного и жилищного надзора Ульяновской области,
результаты зафиксированы после визуального осмотра здания (том 1 л.д. 50-51).
Ряд собственников
жилых помещений в доме возражали против сокращения срока, поскольку их жилые и
нежилые помещения являются пригодными, представлены фотоматериалы, на которых
зафиксированы фрагменты здания дома и жилых помещений в нем.
Оценивая
разумность установленного администрацией г. Ульяновска срока для проведения
реконструкции – 31.12.2030, судебная коллегия отмечает, что, поскольку
реконструкция проводится силами собственников помещений в многоквартирном доме,
необходимо учитывать их реальные возможности, принимая во внимание не только
состояние дома и возможность выполнения реконструкции, но и соблюдение принципов
разумности и справедливости.
По
мнению судебной коллегии, административный иск прокурора не направлен на защиту
прав и законных интересов собственников помещений многоквартирного дома,
поскольку ограничивает их периодом времени, которого явно будет недостаточно
для проведения реконструкции дома.
Приведенные
обстоятельства судом первой инстанции во внимание не приняты.
В этой связи
судебная коллегия приходит к выводу, что отсутствуют основания считать срок
проведения реконструкции жилого дома по ул.***, *** в г. Ульяновске,
установленный в постановлении администрации г. Ульяновска от 02.03.2021 № 210,
до 31.12.2030, неразумным.
Данный срок согласуется с областной адресной программой
«Переселение граждан, проживающих на территории Ульяновской области, из
многоквартирных домов, признанных аварийными после 1 января 2012 года, в 2018 -
2030 годах», утвержденной Постановлением Правительства Ульяновской области от
21.11.2017 № 573-П.
С учетом изложенного
решение суда о признании незаконным постановления в части установления срока реконструкции
и возложении обязанности на администрацию города Ульяновска обязанность по
установлению нового срока для проведения реконструкции подлежит отмене с
принятием решения об отказе в удовлетворении иска в этой части.
На основании
изложенного, руководствуясь ст.ст.309-310 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 3 апреля 2024 года отменить, принять по делу
новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления
прокурора Ленинского района
г. Ульяновска к администрации г. Ульяновска о признании незаконным
постановления администрации г. Ульяновска от 02.03.2021 №210 «О признании
многоквартирных домов аварийными и подлежащими реконструкции» в части
установления срока проведения реконструкции, отселения физических и юридических
лиц, проживающих в доме №*** по ул.*** в г.Ульяновске до 31.12.2030, возложении
обязанности установить срок проведения реконструкции указанного аварийного дома
и отселения из него жителей до 31.12.2025 отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 19.09.2024.