У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0025-01-2024-000315-12
Судья Школенок Т.Р. Дело № 33а-3838/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
3 сентября 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
судьи Пулькиной Н.А.,
судей Бахаревой
Н.Н., Лифановой З.А.
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Курбалы Николая Григорьевича
на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 17 мая 2024
года по делу № 2а-294/2024, которым постановлено:
административный иск управления Федеральной
налоговой службы по Ульяновской области
удовлетворить.
Взыскать с Курбалы Николая Григорьевича, *** года рождения,
зарегистрированного по адресу: ***, в пользу Управления Федеральной налоговой
службы по Ульяновской области
задолженность по ЕНС в общем размере 77 107 руб. 10 коп., в том числе задолженность
по страховым взносам за период
2019 год по ОПС в сумме
12 151 руб. 92 коп., по ОМС в
сумме - 2829 руб. 60 коп., за
период 2020 год по ОПС в сумме
32448 руб., по ОМС в сумме 8426 руб.;
пени 21 351 руб. 58 руб.
за период с 31
октября 2023 года по 10 января 2024 года.
Взыскать с Курбалы Николая Григорьевича, *** года рождения, в доход бюджета МО «Чердаклинский район»
государственную пошлину в сумме 2513 руб.
Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н.,
объяснения Курбалы Н.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
УФНС по Ульяновской
области обратилось в суд с административным иском к Курбале Н.Г. о взыскании
задолженности по единому налоговому счету.
Требования мотивированы
тем, что на налоговом учете состоит налогоплательщик Курбала Н.Г., который по
данным информационного ресурса по
состоянию на 5 марта 2024 года имеет
отрицательное сальдо по ЕНС в сумме
167 189 руб. 94 коп., в том
числе: страховые взносы до 1 января 2023 года – 129 137 руб. за 2019, 2020, 2021,
2022 годы, НДП – 138 руб. 27 коп., пени
– 37 913 руб. 94 коп.
В период с
2 июля 2019 года по 30 сентября
2022 года Курбала Н.Г. состоял
на учете в качестве ***. В
соответствии с выпиской ЕГРИП он
состоял на учете в
качестве *** с 15
июля 2019 года по 11 апреля 2022 года. С 2 августа 2019
года по настоящее время Курбала Н.Г.
состоит на учете в налоговом органе в качестве
налогоплательщика налога на
профессиональный доход. За период нахождения в статусе налогоплательщика налога
на профессиональный доход
страховые взносы на
обязательное пенсионное
страхование и на
обязательное медицинское
страхование в фиксированном размере
индивидуальным
предпринимателям не начисляются.
Исходя из положений статьи 432 Налогового кодекса
Российской Федерации Курбале Н.Г. как ***
за период с 2 июля 2019 года по 30 сентября 2022 года исчислены страховые
взносы: с 2 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года по
ОПС - 14 598 руб., ОМС -
3423 руб. 49 коп.; с 1 января 2020 года
по 31 декабря 2020 года по ОПС -
32 448 руб., ОМС – 8426 руб., с 1 января
2021 года по 31 декабря 2021 года по ОПС – 32 448 руб., ОМС - 5426 руб.,
с 1 января 2022 года по 30 сентября 2022 года по ОПС - 25 833 руб. 75 коп., по ОМС – 6574 руб. Неведение деятельности в
качестве *** не освобождает от уплаты страховых взносов в фиксированном
размере.
В сроки,
установленные законодательством, Курбала Н.Г. налоги не оплатил. 18 сентября 2023 года в его адрес направлено
требование № 278552, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и
пени, со сроком оплаты до 6 октября 2023 года, которое в добровольном порядке
им не исполнено.
В соответствии со
статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику
начислены пени в размере 21 351 руб. 58 коп. за период с 31 октября 2023
года по 10 января 2024 года.
Налоговым органом
направлено заявление о выдаче
судебного приказа о взыскании задолженности
по налогам в сумме 89 330 руб. 15
коп. Судебный приказ по делу № 2а-277/2024 от 5 февраля 2024 года на основании возражений Курбалы Н.Г. отменен
19 февраля 2024 года.
В рамках
административного дела № 2а-2084/2024
решением от 26 марта 2024 года с Курбалы Н.Г. взыскана
задолженность по страховым
взносам за период 2021 год
на ОПС в сумме
32 448, на ОМС в сумме
8426 руб., за период
2022 год по ОПС в сумме 25 833 руб. 10 коп., по ОМС в сумме
6573 руб. 75 коп., пени
13 301 руб. 61 коп., за период с
10 января 2022 года по 31 октября
2023 года.
Административный
истец, уточнив требования, просит взыскать с Курбалы Н.Г. задолженность по страховым взносам ОМС в сумме
11 255 руб. 60 коп. за 2019
год (2829 руб. 60 коп.) и за 2020 год
(8426 руб.), ОПС в сумме
44 599 руб. 92 коп. за 2019 год (12 151 руб. 92 коп.) и за 2020 год (32
448 руб.), пени 21 351 руб. 58
коп. за период с 31
октября 2023 года по 10 января 2024 года.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Курбала Н.Г. не соглашается с решением суда, просит его отменить и
принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых
требований. В обоснование жалобы указывает на то, что в качестве *** не
регистрировался, деятельностью по оказанию услуг *** не занимался,
соответствующего образования не имеет. Какие-либо уведомления от налогового
органа в адрес Курбалы Н.Г. не поступали, требования об оплате страховых
взносов не выносилось.
Отмечает, что в июле
2019 года он зарегистрировался в качестве *** в упрощенной системе
налогообложения. *** занимался до 1 августа 2019 года. За этот период все
страховые взносы им были оплачены в полном объеме. В апреле 2022 года закрыл ***.
Указывает, что
сведения о том, что он зарегистрирован в качестве *** получил 21 сентября 2022
года, после чего незамедлительно написал заявление в налоговый орган по
установленной форме о снятии его с учета в качестве ***, что подтверждается
перепиской с налоговым органом.
Считает начисление
пеней незаконным, поскольку о наличии задолженности ему не было известно.
В возражениях на
апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит решение суда
оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
Судебная коллегия
считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в
деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом
апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150,
части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив
правильность применения судом норм материального и процессуального права,
судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со
следующим.
В
соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные
органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в
соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных
платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с
административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм
в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у
этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование
контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в
добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты
денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания
обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о
взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение
шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате
обязательных платежей и санкций (часть 2 статьи 286 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской
Федерации плательщиками страховых
взносов признаются, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы,
нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики,
патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном
законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2
пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на:
обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование.
Согласно пункту 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации
исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период
плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса,
производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430
настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Размеры страховых
взносов установлены статьей 430
Налогового кодекса Российской Федерации. В случае неуплаты (неполной уплаты)
страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации,
в срок, установленный абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган определяет в
соответствии со статьей 430 Налогового
кодекса Российской
Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный
период такими плательщиками.
Согласно пункту 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации,
в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве медиатора, уплата
страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных
дней с даты снятии с учета в налоговом органе.
На основании части 1
статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по
установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»
применять специальный налоговый режим налог на профессиональный доход вправе
физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения
деятельности которых является территория любого из субъектов Российской
Федерации, включенных в эксперимент и указанных в статье 1
Федерального закона № 422-ФЗ.
В соответствии с подпунктом 12
пункта 2 статьи 6 названного Федерального не признаются объектом
налогообложения доходы от деятельности медиатора.
По смыслу
изложенного медиаторы не вправе
применять, предусмотренный Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ
«О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима
«Налог на профессиональный доход», специальный налоговый режим «Налог на
профессиональный доход», следовательно, положения части 11
статьи 2 данного Федерального закона об освобождении лиц, указанных
в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации,
от уплаты страховых взносов за период применения специального налогового режима
в данном случае применению не подлежат.
В силу
пункта 1
статьи 75 Налогового кодекса
Российской
Федерации обязанность налогоплательщика по уплате пени возникает в
случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в
установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Федеральным законом №
263-ФЗ от 14 июля 2022 года «О внесении изменений в части первую и вторую
Налогового Кодекса Российской
Федерации» внесены изменения в положения Налогового Кодекса Российской Федерации, которые вводят институт Единого налогового счета
с 1 января 2023 года
(далее – Федеральный закон № 263-ФЗ от 14 июля 2022 года).
В соответствии с пунктом 2 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым
счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения
совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого
налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.
Единый налоговый
счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации,
являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых
взносов и (или) налоговыми агентами.
Единым налоговым
платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком,
плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или)
иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального
казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности
налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового
агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика
сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с
настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 11.3
Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с
пунктом 8 статьи 45 Налогового
Кодекса Российской
Федерации принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или)
признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми
органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика
суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1)
недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента
ее возникновения; 2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения
обязанности по его перечислению налоговым агентом; 3) недоимка по иным налогам, сборам,
страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 4)
иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента
возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7)
штрафы.
Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных
средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового
платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.
Согласно статье 4 Федерального закона № 263-ФЗ от
14 июля 2022 года сальдо
единого налогового счета организации или физического лица формируется 1 января
2023 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке,
аналогичном установленному статьей 11.3
Налогового кодекса Российской Федерации, на основании имеющихся у налоговых
органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах, в том числе,
неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся
налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми
агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в
отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных
сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом
Российской Федерации процентов.
В силу пункта 1
части 9 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ
с 1 января 2023 года взыскание сумм недоимки по налогам, сборам,
страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам осуществляется с
учетом того, что требование об уплате задолженности, направленное после 1
января 2023 года в соответствии со статьей 69
Налогового кодекса Российской Федерации, прекращает действие требований об
уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31 декабря 2022 года
(включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований
не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской
Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей
юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: 1) в течение
шести месяцев со дня истечения срока
исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер
отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; 2) не позднее 1 июля года,
следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено
обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения
обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано
такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления
задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме
более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности,
подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч
рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения
требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в
соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1
января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого
налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при
этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном
порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в
соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.
Как следует из
материалов дела, Курбала Н.Г. состоял на налоговом учете в качестве *** с 2
июля 2019 года по 30 сентября 2022 года.
Постановка на учет административного ответчика
в качестве плательщика
страховых взносов (в качестве
***) осуществлена налоговым
органом на основании
заявления, направленного с помощью сервиса «личный
кабинет налогоплательщика –
физического лица». Снятие с налогового
учета Курбалы Н.Г. в качестве
плательщика страховых взносов (в
качестве ***) произведено на основании заявления, направленного им
лично в налоговый орган. В соответствии с выпиской ЕГРИП, Курбала
Н.Г. также состоял на учете в качестве ***
с 15 июля 2019 года по 11 апреля 2022 года. С 2 августа 2019 года по настоящее
время Курбала Н.Г. состоит на учете в налоговом органе в качестве
налогоплательщика налога на профессиональный доход (л.д. 29-32, 49, 78, 80-81).
На момент
рассмотрения настоящего дела, административному ответчику начислена задолженность по единому налоговому
счету, в том числе в сумме 55 855 руб. 52 коп., из которой ОМС
11 255 руб. 60 коп. за 2019
год (2829 руб. 60 коп.) и за 2020 год (8426
руб.), ОПС в сумме
44 599 руб. 92 коп. за 2019 год
(12 151 руб. 92 коп.) и за 2020 год (32 448 руб.) (с учетом исполнения
требования № 27436 и имеющейся переплаты). В
сроки, установленные законом, Курбала Н.Г. платежи не
оплатил.
18 сентября 2023
года в адрес административного ответчика направлено требование № 278552 об оплате
задолженности и пени в срок до 6 октября
2023 года. Требование в добровольном порядке не исполнено (л.д.13-14).
В соответствии со
статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику начислены
пени в размере 21 351 руб. за период
с 31 октября 2023 года по 10 января 2024 года с учетом ранее принятых мер по взысканию задолженности
по ОПС и ОМС за 2021, 2022 годы (дело № 2а-2085/2024) (л.д. 16, 67-69).
Также установлено, что судебный приказ мирового судьи
судебного участка Старомайнского района
Чердаклинского судебного района Ульяновской
области по делу № 2а-277/2024 от
5 февраля 2024 года отменен 19
февраля 2024 года (л.д. 12).
Административное
исковое заявление направлено в районный суд
14 марта 2024 года, то есть в установленный шестимесячный срок после
отмены судебного приказа (л.д. 37).
Установив вышеуказанные обстоятельства, дав
оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно
применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые
правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об
удовлетворении требований налогового органа.
С выводами районного суда судебная коллегия
соглашается.
Являясь ***, будучи зарегистрированным в качестве ***,
Курбала Н.Г.
знал о том, что
необходимо уплачивать страховые взносы,
чего в установленные сроки не произвел, что привело к начислению пени и
обращению налогового органа в суд в целях взыскания задолженности.
Доводы административного ответчика о том, что он не
являлся *** в спорный период, соответствующего заявления не подавал,
несостоятельны. Как следует из материалов дела, постановка на учет
административного ответчика
в качестве плательщика
страховых взносов (в качестве
***) осуществлена налоговым
органом на основании
заявления, направленного с помощью сервиса «личный
кабинет налогоплательщика –
физического лица».
В силу части 1
статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет
налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном
сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и
надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном
им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет
налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и
налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим
Кодексом.
Согласно части 2
названной статьи личный кабинет налогоплательщика используется
налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа
документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в
электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.
Документы,
используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях,
регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам -
физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на
бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено
настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 6 статьи 83
Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет медиатора
осуществляется налоговым органом по месту жительства этого физического лица
(месту его пребывания - при отсутствии у этого физического лица места
жительства на территории Российской Федерации) на основании заявления этого
физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.
Согласно пункту
7.2 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет
(снятие с учета) физического лица в качестве плательщика страховых взносов,
признаваемого таковым в соответствии со статьей 419 Кодекса, осуществляется
налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у
физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на
основании заявления этого физического лица о постановке на учет (снятии с
учета) в качестве плательщика страховых взносов, представляемого в любой
налоговый орган по своему выбору.
В
материалы настоящего дела представлено
заявление административного
ответчика от 1 июля 2019 года о постановке
на учет в качестве плательщика
страховых взносов (в качестве медиатора), направленного посредством личного кабинета, на
основании которого, не
усмотрев оснований для отказа в постановке
на учет, налоговый орган произвел
постановку на учет в качестве налогоплательщика страховых взносов (медиатора)
и направил в
личный кабинет налогоплательщика уведомление о постановке на учет физического
лица в качестве медиатора.
Таким
образом, административный ответчик
осведомлен о совершенном им действии. Соответственно, доводы
административного ответчика о
незаконности действий налогового органа в части его
регистрации в качестве медиатора суд
находит несостоятельными. Доказательств,
подтверждающих, что административный ответчик в силу непреодолимых
обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса
медиатора, материалы дела не содержат.
Срок для обращения в суд с целью
принудительного взыскания задолженности налоговым органом не пропущен.
В целом, доводы апелляционной жалобы
повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, были
предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка и на
правильность вынесенного судебного акта не влияют, поскольку направлены на
оспаривание обоснованности вывода суда, иное толкование норм права.
Принятое по делу
решение является правильным, нормы материального и процессуального права
применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 17 мая 2024 года оставить без
изменения, апелляционную жалобу Курбалы Николая Григорьевича - без
удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный
суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное
определение изготовлено 6 сентября 2024 года.