Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О вызскании платежей и санкций
Документ от 03.09.2024, опубликован на сайте 19.09.2024 под номером 114601, 2-я гражданская, о взыскании задолженности по обязательным платежам, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

     У Л Ь Я Н О В С К И Й    О Б Л А С Т Н О Й   С У Д

 

73RS0025-01-2024-000315-12

Судья Школенок Т.Р.                                                                Дело № 33а-3838/2024

 

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ  ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 

г. Ульяновск                                                                                  3 сентября 2024 года

 

Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,

судей Бахаревой Н.Н., Лифановой З.А.

при секретаре  Каминской Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Курбалы Николая Григорьевича на решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 17 мая 2024 года по делу № 2а-294/2024, которым постановлено:

административный иск управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области удовлетворить.

Взыскать с Курбалы Николая Григорьевича, *** года рождения, зарегистрированного по адресу: ***, в пользу Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области  задолженность по ЕНС  в общем   размере 77 107 руб. 10  коп., в том числе  задолженность  по страховым взносам   за период 2019 год  по ОПС  в сумме  12 151 руб. 92 коп., по ОМС  в сумме  - 2829 руб. 60 коп., за период  2020 год по ОПС  в сумме  32448 руб., по ОМС  в сумме  8426 руб.;  пени    21 351 руб. 58 руб. за  период  с  31 октября 2023  года по  10 января 2024 года.

Взыскать с Курбалы Николая Григорьевича, *** года рождения,  в доход бюджета МО «Чердаклинский район» государственную пошлину в сумме 2513 руб.       

Заслушав доклад судьи Бахаревой Н.Н., объяснения Курбалы Н.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы,  судебная коллегия

 

установила:

 

УФНС по Ульяновской области обратилось в суд с административным иском к Курбале Н.Г. о взыскании задолженности по единому налоговому счету.  

Требования мотивированы тем, что на налоговом учете состоит налогоплательщик Курбала Н.Г., который по данным информационного ресурса   по состоянию на  5 марта 2024 года имеет отрицательное сальдо по ЕНС в сумме           167 189 руб. 94  коп., в том числе: страховые взносы до 1 января 2023 года –             129 137 руб. за 2019, 2020, 2021, 2022 годы, НДП – 138 руб. 27 коп.,  пени –         37 913 руб. 94  коп.

В  период с  2 июля 2019 года по  30 сентября 2022 года  Курбала  Н.Г. состоял  на  учете в качестве ***. В соответствии с выпиской  ЕГРИП  он  состоял  на учете  в  качестве  ***  с  15 июля 2019  года по         11 апреля 2022 года. С 2 августа 2019 года по настоящее время Курбала  Н.Г. состоит на учете в  налоговом органе  в качестве  налогоплательщика  налога на профессиональный доход. За период нахождения в статусе налогоплательщика налога на  профессиональный  доход  страховые  взносы  на  обязательное пенсионное  страхование  и  на  обязательное  медицинское страхование в  фиксированном  размере   индивидуальным  предпринимателям  не  начисляются.

Исходя  из положений статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации Курбале  Н.Г.  как ***  за период  с  2 июля 2019 года по  30 сентября 2022 года исчислены  страховые  взносы:   с  2 июля 2019 года по 31 декабря 2019 года по ОПС  - 14 598 руб.,  ОМС  - 3423 руб. 49 коп.; с  1 января 2020 года по  31 декабря 2020 года по  ОПС  - 32 448 руб.,  ОМС – 8426 руб., с 1 января 2021 года по  31 декабря 2021 года по  ОПС – 32 448 руб., ОМС  - 5426 руб.,  с  1 января 2022 года по  30 сентября 2022 года по ОПС  - 25 833 руб. 75 коп.,   по ОМС – 6574 руб. Неведение деятельности в качестве *** не освобождает от уплаты страховых взносов в фиксированном размере.

В сроки, установленные законодательством, Курбала Н.Г. налоги не оплатил.   18 сентября 2023 года в его адрес направлено требование № 278552, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и пени, со сроком оплаты до 6 октября 2023 года, которое в добровольном порядке им не исполнено.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику начислены пени в размере 21 351 руб. 58 коп. за период с 31 октября 2023 года по 10 января 2024 года.

Налоговым  органом  направлено  заявление о выдаче судебного приказа  о взыскании  задолженности  по налогам  в сумме 89 330 руб. 15 коп. Судебный приказ по делу № 2а-277/2024 от 5 февраля 2024 года  на основании возражений          Курбалы Н.Г.  отменен  19 февраля 2024 года.

В рамках административного дела № 2а-2084/2024  решением  от  26 марта 2024 года с Курбалы  Н.Г. взыскана  задолженность  по страховым взносам  за период  2021 год  на ОПС  в  сумме  32 448, на  ОМС  в сумме  8426 руб.,  за  период  2022 год  по ОПС  в сумме  25 833 руб. 10 коп., по ОМС  в сумме  6573 руб. 75 коп., пени        13 301 руб. 61 коп., за период с  10 января 2022 года по  31 октября 2023 года.

Административный истец, уточнив требования, просит взыскать с Курбалы Н.Г. задолженность  по страховым взносам  ОМС в сумме  11 255 руб. 60 коп. за  2019 год  (2829 руб. 60 коп.) и за 2020 год (8426 руб.),  ОПС  в сумме   44 599 руб. 92 коп. за 2019 год (12 151 руб. 92 коп.) и за 2020 год (32 448 руб.), пени    21 351 руб. 58 коп. за  период  с  31 октября 2023 года  по  10 января 2024 года.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение. 

В апелляционной жалобе Курбала Н.Г. не соглашается с решением суда, просит его отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований. В обоснование жалобы указывает на то, что в качестве *** не регистрировался, деятельностью по оказанию услуг *** не занимался, соответствующего образования не имеет. Какие-либо уведомления от налогового органа в адрес Курбалы Н.Г. не поступали, требования об оплате страховых взносов не выносилось.

Отмечает, что в июле 2019 года он зарегистрировался в качестве *** в упрощенной системе налогообложения. *** занимался до 1 августа 2019 года. За этот период все страховые взносы им были оплачены в полном объеме. В апреле 2022 года закрыл ***.

Указывает, что сведения о том, что он зарегистрирован в качестве *** получил 21 сентября 2022 года, после чего незамедлительно написал заявление в налоговый орган по установленной форме о снятии его с учета в качестве ***, что подтверждается перепиской с налоговым органом.

Считает начисление пеней незаконным, поскольку о наличии задолженности ему не было известно.

В возражениях на апелляционную жалобу УФНС России по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом, в соответствии со статьей 150, части 2 статьи 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций (часть 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов признаются, индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.

В соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают страховые взносы на: обязательное пенсионное страхование, на обязательное медицинское страхование.

Согласно пункту 1 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Размеры страховых взносов установлены статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации. В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, в срок, установленный абзацем 2 пункта 2 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 Налогового кодекса Российской Федерации сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Согласно пункту 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве медиатора, уплата страховых взносов таким плательщиком осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятии с учета в налоговом органе.

На основании части 1 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 года         № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» применять специальный налоговый режим налог на профессиональный доход вправе физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, местом ведения деятельности которых является территория любого из субъектов Российской Федерации, включенных в эксперимент и указанных в статье 1 Федерального закона № 422-ФЗ.

В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 6 названного Федерального не признаются объектом налогообложения доходы от деятельности медиатора.

По смыслу  изложенного  медиаторы не вправе применять, предусмотренный Федеральным законом от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», следовательно, положения части 11 статьи 2 данного Федерального закона об освобождении лиц, указанных в подпункте  2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты страховых взносов за период применения специального налогового режима в данном случае применению не подлежат.

В силу  пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность налогоплательщика по уплате пени возникает в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.

Федеральным законом № 263-ФЗ от 14 июля 2022 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации» внесены изменения в положения Налогового Кодекса Российской Федерации, которые вводят институт Единого налогового счета с 1 января 2023 года (далее – Федеральный закон № 263-ФЗ от 14 июля 2022 года).

В соответствии  с пунктом 2 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации единым налоговым счетом признается форма учета налоговыми органами: 1) денежного выражения совокупной обязанности; 2) денежных средств, перечисленных в качестве единого налогового платежа и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа.

Единый налоговый счет ведется в отношении каждого физического лица и каждой организации, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и (или) налоговыми агентами.

Единым налоговым платежом признаются денежные средства, перечисленные налогоплательщиком, плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом и (или) иным лицом в бюджетную систему Российской Федерации на счет Федерального казначейства, предназначенные для исполнения совокупной обязанности налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, а также денежные средства, взысканные с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 1 статьи 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 8 статьи 45 Налогового Кодекса Российской Федерации принадлежность сумм денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, определяется налоговыми органами на основании учтенной на едином налоговом счете налогоплательщика суммы его совокупной обязанности с соблюдением следующей последовательности: 1) недоимка по налогу на доходы физических лиц - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 2) налог на доходы физических лиц - с момента возникновения обязанности по его перечислению налоговым агентом;  3) недоимка по иным налогам, сборам, страховым взносам - начиная с наиболее раннего момента ее возникновения; 4) иные налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы - с момента возникновения обязанности по их уплате (перечислению); 5) пени; 6) проценты; 7) штрафы.

Отрицательное сальдо ЕНС формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве единого налогового платежа, меньше денежного выражения совокупной обязанности.

Согласно статье 4 Федерального закона № 263-ФЗ от 14 июля 2022 года сальдо единого налогового счета организации или физического лица формируется 1 января 2023 года с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, в порядке, аналогичном установленному статьей 11.3 Налогового кодекса Российской Федерации, на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах, в том числе, неисполненных обязанностей организации или физического лица, являющихся налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, по уплате налогов, авансовых платежей, государственной пошлины, в отношении уплаты которой налоговому органу выдан исполнительный документ, иных сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации процентов.

В силу пункта 1 части 9 статьи 4 Федерального закона от 14 июля 2022 года    № 263-ФЗ  с 1 января 2023 года взыскание сумм недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, процентам осуществляется с учетом того, что требование об уплате задолженности, направленное после 1 января 2023 года в соответствии со статьей 69 Налогового кодекса Российской Федерации, прекращает действие требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, направленных до 31 декабря 2022 года (включительно), в случае, если налоговым органом на основании таких требований не приняты меры взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе обратиться в суд общей юрисдикции с заявлением о взыскании задолженности: 1) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате задолженности в случае, если размер отрицательного сальдо превышает 10 тысяч рублей; 2) не позднее 1 июля года, следующего за годом, в течение которого налоговым органом осуществлено обращение в суд с заявлением о взыскании задолженности, в случае неисполнения обязанности по требованию об уплате задолженности, на основании которого подано такое заявление, и образовании после подачи предыдущего заявления задолженности, подлежащей взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме более 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года со срока исполнения требования об уплате, и сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, не превысила 10 тысяч рублей, либо года, на 1 января которого истекло три года, следующих за годом, в течение которого налоговый орган обратился в суд с заявлением о взыскании задолженности, и при этом по требованию об уплате указанной задолженности, взыскиваемой в судебном порядке, образовалась новая сумма задолженности, подлежащая взысканию в соответствии с настоящим пунктом, в сумме менее 10 тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, Курбала Н.Г. состоял на налоговом учете в качестве *** с 2 июля 2019 года по 30 сентября  2022 года. Постановка  на учет   административного  ответчика  в  качестве  плательщика  страховых  взносов  (в качестве  ***)   осуществлена  налоговым  органом  на  основании    заявления, направленного с помощью сервиса  «личный  кабинет  налогоплательщика – физического лица». Снятие с  налогового учета Курбалы  Н.Г. в  качестве  плательщика  страховых взносов (в качестве ***) произведено на основании заявления, направленного  им  лично   в налоговый орган. В  соответствии с выпиской ЕГРИП, Курбала Н.Г.  также состоял на учете в качестве *** с 15 июля 2019 года по 11 апреля 2022 года. С 2 августа 2019 года по настоящее время Курбала Н.Г. состоит на учете в налоговом органе в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход   (л.д. 29-32, 49, 78, 80-81).

На момент рассмотрения настоящего дела, административному ответчику  начислена задолженность по единому налоговому счету, в том числе  в сумме      55 855 руб. 52 коп., из которой ОМС 11 255 руб. 60 коп. за  2019 год  (2829 руб.          60 коп.) и за 2020 год (8426 руб.),  ОПС  в сумме   44 599 руб. 92 коп. за 2019 год       (12 151 руб. 92 коп.) и за 2020 год (32 448 руб.) (с учетом исполнения требования      № 27436 и имеющейся  переплаты). В  сроки, установленные законом, Курбала Н.Г. платежи  не  оплатил.

18 сентября 2023 года в адрес административного ответчика  направлено требование № 278552 об оплате задолженности и пени в срок  до 6 октября 2023 года. Требование в добровольном порядке не исполнено (л.д.13-14).

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации административному ответчику начислены пени в размере  21 351 руб. за период с       31 октября 2023 года по  10 января 2024 года с учетом  ранее принятых мер по взысканию задолженности по ОПС и ОМС за 2021, 2022 годы (дело № 2а-2085/2024) (л.д. 16, 67-69).

Также установлено, что судебный приказ мирового судьи судебного участка Старомайнского  района Чердаклинского судебного района Ульяновской  области по делу № 2а-277/2024 от 5 февраля 2024 года  отменен 19 февраля  2024 года (л.д. 12). 

Административное исковое заявление направлено в районный суд  14 марта 2024 года, то есть в установленный шестимесячный срок после отмены судебного приказа (л.д. 37).

Установив вышеуказанные обстоятельства, дав оценку всем представленным по делу доказательствам в их совокупности, правильно применив нормы материального права, регулирующие рассматриваемые правоотношения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований налогового органа.

С выводами районного суда судебная коллегия соглашается.

Являясь ***, будучи зарегистрированным в качестве ***, Курбала Н.Г. знал  о том, что необходимо уплачивать  страховые взносы, чего в установленные сроки не произвел, что привело к начислению пени и обращению налогового органа в суд в целях взыскания задолженности.

Доводы административного ответчика о том, что он не являлся *** в спорный период, соответствующего заявления не подавал, несостоятельны. Как следует из материалов дела, постановка  на учет   административного  ответчика  в  качестве  плательщика  страховых  взносов  (в качестве  ***)   осуществлена  налоговым  органом  на  основании    заявления, направленного с помощью сервиса  «личный  кабинет  налогоплательщика – физического лица».

В силу части 1 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика - информационный ресурс, который размещен на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и ведение которого осуществляется указанным органом в установленном им порядке. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, личный кабинет налогоплательщика может быть использован для реализации налогоплательщиками и налоговыми органами своих прав и обязанностей, установленных настоящим Кодексом.

Согласно части 2 названной статьи личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом.

Документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, налогоплательщикам - физическим лицам, получившим доступ к личному кабинету налогоплательщика, на бумажном носителе по почте не направляются, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В соответствии с пунктом 6 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет медиатора осуществляется налоговым органом по месту жительства этого физического лица (месту его пребывания - при отсутствии у этого физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании заявления этого физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.

Согласно пункту 7.2 статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации постановка на учет (снятие с учета) физического лица в качестве плательщика страховых взносов, признаваемого таковым в соответствии со статьей 419 Кодекса, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания - при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании заявления этого физического лица о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.

В  материалы настоящего дела представлено  заявление административного  ответчика  от  1 июля 2019 года  о постановке  на  учет в качестве  плательщика  страховых  взносов (в качестве  медиатора), направленного посредством  личного кабинета,  на  основании которого,   не усмотрев  оснований для отказа в постановке на учет, налоговый  орган произвел постановку на учет в качестве налогоплательщика страховых взносов (медиатора) и  направил  в  личный  кабинет  налогоплательщика  уведомление о постановке на учет физического лица в качестве медиатора.

Таким  образом, административный ответчик  осведомлен о совершенном им действии. Соответственно, доводы административного  ответчика  о  незаконности  действий  налогового органа в  части его  регистрации в  качестве  медиатора суд  находит  несостоятельными. Доказательств, подтверждающих, что административный ответчик в силу непреодолимых обстоятельств не мог в установленном порядке своевременно отказаться от статуса медиатора, материалы дела не содержат.

Срок для обращения в суд с целью принудительного взыскания задолженности налоговым органом не пропущен.

В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность вынесенного судебного акта не влияют, поскольку направлены на оспаривание обоснованности вывода суда, иное толкование норм права.

Принятое по делу решение является правильным, нормы материального и процессуального права применены судом верно. Оснований для его отмены не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Чердаклинского районного суда Ульяновской области от 17 мая 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Курбалы Николая Григорьевича - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой инстанции.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное  апелляционное определение изготовлено 6 сентября 2024 года.