Судебный акт
Об оспаривании заключения медико-социальной экспертизы
Документ от 20.08.2024, опубликован на сайте 04.09.2024 под номером 114187, 2-я гражданская, о признании незаконным решения об отказе в признании ивалидом, обязании признать инвалидом, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Русакова И.В.                                                  73RS0004-01-2023-004974-33

Дело № 33-2202/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                               20 августа 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шемякиной Ольги Георгиевны на решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 1 декабря 2023 года по гражданскому делу № 2-3736/2024, по которому постановлено:

 

в удовлетворении исковых требований Шемякиной Ольги Георгиевны к Бюро № 16 – филиала Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Минтруда России, Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Минтруда России о признании незаконным решения медико-социальной экспертизы от 03.08.2023, возложении обязанности признать инвалидом, отказать.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения истца Шемякиной О.Г. и ее представителя Липинской Н.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Шемякина О.Г. обратилась в суд с иском к Бюро № 16 - филиал Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Минтруда России, Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Минтруда России (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области») о признании решения медико-социальной экспертизы незаконным, возложении обязанности признать инвалидом.

В обоснование иска указано, что истица была направлена ГУЗ «Городская поликлиника № 6» на медико-социальную экспертизу в связи с наличием установленных диагнозов: ***.

Решением бюро № 16 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» от 3 августа 2023 г. ей было отказано в установлении инвалидности, с которым она не согласна.

С учетом изложенного, Шемякина О.Г. просила признать незаконным решение бюро № 16 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» от 3 августа 2023 г. об отказе в признании ее инвалидом, признать ее инвалидом.

Судом к участию по делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены ОСФР по Ульяновской области, ГУЗ «Городская поликлиника № 6».

Рассмотрев заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Шемякина О.Г. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении. Считает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы процессуального права, а также права и законные интересы истца. Полагает, что назначение судебной медико-социальная экспертизы в ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике – Чувашии» нарушает основные принципы судопроизводства о равенстве всех перед законом и судом, состязательности и равноправия сторон. Судом не указаны мотивы, по которым им выбрано место проведения экспертизы и определен круг вопросов, также отсутствует ссылка на законы, которыми суд руководствовался. Считает, что допущенные в экспертизе нарушения не позволяют считать ее объективной, обоснованной и полной, с исчерпывающими достоверными и обоснованными ответами на поставленные вопросы. В экспертном заключении искажены сведения по основному диагнозу Шемякиной О.Г., отсутствуют выводы по диагнозу, установленному *** от 17.10.2023. Также имеется ничем не обоснованное заключение специалиста по реабилитации, которое полностью противоречит заключению врачей, направивших Шемякину О.Г. на медико-социальную экспертизу, в частности лист консультативного приема врача-*** от 11.10.2023 в котором указано на неблагоприятный клинико-трудовой прогноз. В результате допущенных нарушений, выразившихся в отсутствии в заключении экспертов полного диагноза основного заболевания, выставленного лечащими врачом ***, отсутствии оценки данных ***, не отражении сведений о неблагоприятном клинико-трудовом прогнозе, занижении степени выраженности стойких нарушений статодинамических функций организма, неверной интерпретации имеющихся сведений о нуждаемости истца в мерах социальной защиты, указанное заключение нельзя считать объективным и обоснованным. У Шемякиной О.Г. имеются выраженные и грубо выраженные нарушения статодинамических функций, которые являются критериями для установления инвалидности. Полагает, что в установлении инвалидности отказано незаконно, поскольку имеются основания для признания истца инвалидом, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022 №588 «О признании лица инвалидом», что подтверждается, в том числе ее медицинскими документами. Полагает, что судом немотивированно отказано в удовлетворении заявленного истцом ходатайства о проведении повторной судебной экспертизы в ФКУ ГБ МСЭ г. Казани. Отмечает, что она постоянно испытывает боль разного характера в ***. Из-за болевого синдрома она не может ***. Ей нельзя поднимать тяжести, поэтому сложно ходить за продуктами питания, из-за ограничений *** не может стирать белье. Имеются проблемы с ***. Не может передвигаться в общественном транспорте, ***.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

На основании части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Шемякина О.Г. обратилась в учреждение медико-социальной экспертизы (бюро № 16 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области») с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы с целью определения инвалидности.

По результатам медико-социальной экспертизы, проведенной в очной форме (акт медико-социальной экспертизы гражданина от 3 августа 2023 г. № ***), специалистами бюро № 16 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», установлено, что у Шемякиной О.Г. имеется нарушение здоровья с *** степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне от 10 до 30%), установленных с применением «Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 августа 2019 г. № 585н, не приводящие к ограничению основных категорий жизнедеятельности, что является основанием для не установления группы инвалидности (л.д. 39-69).

Не согласившись с решением бюро № 16 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», Шемякина О.Г. обратилась в суд с настоящим иском.

С целью проверки доводов истицы о незаконности принятого бюро № 16 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» решения и о наличии оснований для установления ей инвалидности, судом была назначена очная комиссионная судебная медико-социальная экспертиза.

Из заключения очной судебной медико-социальной экспертизы ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике – Чувашии» Минтруда России от 24 ноября 2023 г. следует, что у Шемякиной О.Г. имеется нарушение здоровья с *** степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне 30%), установленных с применением «Классификаций и критериев, используемыми при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 27 августа 2019 г. № 585н, не приводящие к ограничению основных категорий жизнедеятельности, и являются основанием для не установления группы инвалидности. Поскольку приложением № 1 к Классификациям и критериям не предусмотрена количественная оценка степени выраженности стойких нарушений функций организма, имеющихся у освидетельствуемого лица степень выраженности стойких нарушений функций организма в процентном выражении установлена в соответствии с разделом 2 пунктом 5 Классификаций и критериев исходя из клинико-функциональной характеристики заболевания, обусловившего нарушения, характера и тяжести осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса, соответствует незначительному нарушению функций организма. Основания для установления Шемякиной О.Г. инвалидности в связи с имевшимися у нее заболеваниями на момент ее освидетельствования 3 августа 2023 г. в бюро № 16 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» не имелись (л.д. 112-124).

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции с учетом заключения указанной судебной экспертизы ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике – Чувашии» Минтруда России от 24 ноября 2023 г., пришел к выводу о том, что при проведении в освидетельствования истца нарушений законодательства ответчиком не допущено, освидетельствование проведено компетентными лицами, в пределах своих полномочий, исходя из комплексной оценки состояния организма истца на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых данных истца.

Судебная коллегия в полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного анализа представленных доказательств, которым дал надлежащую оценку в соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.

Статьей 60 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.

В соответствии с частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон № 181-ФЗ) признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 8 Закона № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов; изучение уровня и причин инвалидности населения; участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов; определение степени утраты профессиональной трудоспособности (часть 3 статьи 8 Закона № 181-ФЗ).

Правила признания лица инвалидом утверждены постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. № 588 (далее - Правила).

Согласно пункту 2 Правил признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее - главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (далее - бюро).

В соответствии с пунктом 3 Правил медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

В силу пункта 5 Правил условиями признания гражданина инвалидом, вызывающими необходимость его социальной защиты, являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мероприятиях по реабилитации и абилитации.

Наличие одного из указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (пункт 6 Правил).

В зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид» (пункт 7 Правил).

Согласно пункту 31 Правил медико-социальная экспертиза с личным присутствием гражданина проводится путем опроса, осмотра и обследования гражданина специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) при необходимости с использованием специального диагностического оборудования, изучения представленных документов, анализа имеющихся в направлении на медико-социальную экспертизу данных о состоянии здоровья гражданина, отражающих степень нарушения функций органов и систем организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведений о результатах проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий, сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения медико-социальной экспертизы.

Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы.

Исходя из Правил признания лица инвалидом признание гражданина инвалидом осуществляется при оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы и предполагает обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.

Таким образом, признание гражданина инвалидом с установлением ему группы инвалидности производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в рамках регламентированной нормативными предписаниями процедуры, исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина. При этом учреждение медико-социальной экспертизы несет ответственность как за существо принятого решения, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов. Решение учреждения медико-социальной экспертизы о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Сведения о лице, признанном инвалидом (группа, причина, ограничение жизнедеятельности, нарушенная функция организма, степень утраты профессиональной трудоспособности инвалида, дата установления инвалидности, срок, на который установлена инвалидность, потребности в мерах социальной защиты), включая сведения о результатах проведенной в отношении его медико-социальной экспертизы, подлежат включению в федеральный регистр инвалидов, оператором которого является Пенсионный фонд Российской Федерации.

Вопреки доводам апелляционной жалобы судом первой инстанции правомерно указано на отсутствие оснований для признания истца инвалидом и признания незаконным соответствующего отказа ответчика по результатам освидетельствования.

Доводы апелляционной жалобы, что ответчик неправомерно не учел все имеющиеся у истца заболевания при его освидетельствовании, что не было учтено судом, опровергаются материалами дела.

Как следует из заключения ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике – Чувашии» Минтруда России от 24 ноября 2023 г., выводы экспертов постановлены на основании очного освидетельствования Шемякиной О.Г., медицинских документов, представленных истцом (амбулаторные медицинские карты, результатов исследований), данных предыдущих медико-социальных исследований и материалов гражданского дела.

В целях проверки доводов апелляционной жалобы судебной коллегией по делу была назначена повторная судебная медико-социальная экспертиза, проведение которой было поручено экспертам Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан».

Согласно заключению повторной медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Татарстан» от 25 июня 2024 г. по результатам судебной медико-социальной экспертизы специалисты экспертного состава №8 Главного бюро после изучения представленных документов, после проведения анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных, на основе полученных документов и сведений пришли к выводу, что по состоянию на 3 августа 2023 у Шемякиной О.Г., имелось нарушение здоровья с *** степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне 10-30 процентов), обусловленное заболеваниями: ***, не приводящее к ограничению основных категорий жизнедеятельности, что не дает основание для установления группы инвалидности в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 «О признании лица инвалидом» (т. 2, л.д. 69-86).

Вопреки доводам апелляционной жалобы и пояснений стороны истца оснований не соглашаться с указанными выводами судебной медико-социальной экспертизы у судебной коллегии не имеется, поскольку экспертиза проведена в соответствии с установленным порядком ее проведения согласно статьи 84 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при проведении исследования использовались данные установленные судом, квалификация и уровень экспертов сомнений у судебной коллегии не вызывают, заключение содержит подробное описание проведенного исследования, сделанный в результате его вывод содержит ответы на поставленные судом вопросы, заключение экспертов проведено на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании предоставленных сторонами и собранными по делу доказательств с учетом прав и обязанностей эксперта в силу статьи 85 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Оценивая данные выводы судебной экспертизы по правилам, установленным статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия отмечает, что они согласуются с другими доказательствами по делу, в частности сведениями из медицинских карт истицы.

Все представленные истцом данные о состоянии своего здоровья и имеющихся заболеваниях, являлись предметом экспертного исследования, наличия оснований для установления истцу группы инвалидности, в том числе на момент освидетельствования ответчиком, экспертная комиссия не нашла.

В свою очередь представленная стороной истца рецензия на указанное заключение судебной экспертизы не может быть принята в качестве относимого и допустимого доказательства по делу, поскольку при ее составлении медицинская документация Шемякиной О.Г. не исследовалась.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 1 декабря 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Шемякиной Ольги Георгиевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Заволжский районный суд г. Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.08.2024