УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Русакова И.В. 73RS0004-01-2023-004974-33
Дело № 33-2202/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
20 августа 2024 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Карабанова А.С.,
судей Самылиной
О.П., Шлейкина М.И.,
при секретаре
Герасимове А.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Шемякиной Ольги Георгиевны на
решение Заволжского районного суда г. Ульяновска от 1 декабря 2023 года по
гражданскому делу № 2-3736/2024, по которому постановлено:
в
удовлетворении исковых требований Шемякиной Ольги Георгиевны к Бюро № 16 –
филиала Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной
экспертизы по Ульяновской области» Минтруда России, Федеральному казенному
учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области»
Минтруда России о признании незаконным решения медико-социальной экспертизы от
03.08.2023, возложении обязанности признать инвалидом, отказать.
Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения истца Шемякиной О.Г. и ее
представителя Липинской Н.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Шемякина О.Г.
обратилась в суд с иском к Бюро № 16 - филиал Федерального казенного учреждения
«Главное бюро медико-социальной экспертизы по Ульяновской области» Минтруда
России, Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной
экспертизы по Ульяновской области» Минтруда России (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по
Ульяновской области») о признании решения медико-социальной экспертизы
незаконным, возложении обязанности признать инвалидом.
В обоснование иска
указано, что истица была направлена ГУЗ «Городская поликлиника № 6» на
медико-социальную экспертизу в связи с наличием установленных диагнозов: ***.
Решением бюро № 16 -
филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» от 3 августа 2023 г. ей было
отказано в установлении инвалидности, с которым она не согласна.
С учетом изложенного, Шемякина О.Г. просила признать незаконным решение
бюро № 16 - филиала ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области» от 3 августа 2023
г. об отказе в признании ее инвалидом, признать ее инвалидом.
Судом к участию по
делу в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно
предмета спора, привлечены ОСФР
по Ульяновской области, ГУЗ «Городская поликлиника № 6».
Рассмотрев
заявленные требования, суд принял вышеприведенное решение.
В апелляционной
жалобе Шемякина О.Г. просит решение суда отменить и принять по делу новое
решение. В обоснование доводов жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в
исковом заявлении. Считает решение суда незаконным и необоснованным, поскольку
судом были неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела,
нарушены нормы процессуального права, а также права и законные интересы истца.
Полагает, что назначение судебной медико-социальная экспертизы в ФКУ «Главное
бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской Республике – Чувашии» нарушает
основные принципы судопроизводства о равенстве всех перед законом и судом,
состязательности и равноправия сторон. Судом не указаны мотивы, по которым им
выбрано место проведения экспертизы и определен круг вопросов, также отсутствует ссылка на законы,
которыми суд руководствовался. Считает, что допущенные в экспертизе нарушения
не позволяют считать ее объективной, обоснованной и полной, с исчерпывающими
достоверными и обоснованными ответами на поставленные вопросы. В экспертном
заключении искажены сведения по основному диагнозу Шемякиной О.Г., отсутствуют
выводы по диагнозу, установленному *** от 17.10.2023. Также имеется ничем не
обоснованное заключение специалиста по реабилитации, которое полностью
противоречит заключению врачей, направивших Шемякину О.Г. на медико-социальную
экспертизу, в частности лист консультативного приема врача-*** от 11.10.2023 в
котором указано на неблагоприятный клинико-трудовой прогноз. В результате
допущенных нарушений, выразившихся в отсутствии в заключении экспертов полного
диагноза основного заболевания, выставленного лечащими врачом ***, отсутствии
оценки данных ***, не отражении сведений о неблагоприятном клинико-трудовом
прогнозе, занижении степени выраженности стойких нарушений статодинамических
функций организма, неверной интерпретации имеющихся сведений о нуждаемости
истца в мерах социальной защиты, указанное заключение нельзя считать
объективным и обоснованным. У Шемякиной О.Г. имеются выраженные и грубо
выраженные нарушения статодинамических функций, которые являются критериями для
установления инвалидности. Полагает, что в установлении инвалидности отказано
незаконно, поскольку имеются основания для признания истца инвалидом,
установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2022
№588 «О признании лица инвалидом», что подтверждается, в том числе ее
медицинскими документами. Полагает, что судом немотивированно отказано в
удовлетворении заявленного истцом ходатайства о проведении повторной судебной
экспертизы в ФКУ ГБ МСЭ г. Казани. Отмечает, что она постоянно испытывает боль
разного характера в ***. Из-за болевого синдрома она не может ***. Ей нельзя
поднимать тяжести, поэтому сложно ходить за продуктами питания, из-за
ограничений *** не может стирать белье. Имеются проблемы с ***. Не может
передвигаться в общественном транспорте, ***.
В соответствии со
статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом
извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
На основании части 1
статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах
доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Выслушав явившихся
участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, проверив соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и
правильность применения судом норм материального и процессуального права при
вынесении решения, судебная коллегия не находит оснований к его отмене.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, Шемякина О.Г. обратилась в учреждение
медико-социальной экспертизы (бюро № 16 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской
области») с заявлением о проведении медико-социальной экспертизы с целью
определения инвалидности.
По результатам медико-социальной
экспертизы, проведенной в очной форме (акт медико-социальной экспертизы
гражданина от 3 августа 2023 г. № ***), специалистами бюро № 16 - филиал
ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», установлено, что у Шемякиной О.Г. имеется нарушение
здоровья с *** степенью выраженности стойких нарушений функций организма (в
диапазоне от 10 до 30%), установленных с применением «Классификаций и
критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан
федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы»,
утвержденными приказом Министерства труда и социальной защиты Российской
Федерации от 27 августа 2019 г. № 585н, не приводящие к ограничению основных
категорий жизнедеятельности, что является основанием для не установления группы
инвалидности (л.д. 39-69).
Не согласившись с
решением бюро № 16 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по Ульяновской области», Шемякина О.Г.
обратилась в суд с настоящим иском.
С целью проверки
доводов истицы о незаконности принятого бюро № 16 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по
Ульяновской области» решения и о наличии оснований для установления ей
инвалидности, судом была назначена очная комиссионная судебная
медико-социальная экспертиза.
Из заключения очной
судебной медико-социальной экспертизы ФКУ «Главное бюро медико-социальной
экспертизы по Чувашской Республике – Чувашии» Минтруда России от 24 ноября 2023
г. следует, что у Шемякиной О.Г. имеется нарушение здоровья с *** степенью
выраженности стойких нарушений функций организма (в диапазоне 30%), установленных
с применением «Классификаций и критериев, используемыми при осуществлении
медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями
медико-социальной экспертизы», утвержденными приказом Министерства труда и
социальной защиты Российской Федерации от 27 августа 2019 г. № 585н, не
приводящие к ограничению основных категорий жизнедеятельности, и являются
основанием для не установления группы инвалидности. Поскольку приложением № 1 к
Классификациям и критериям не предусмотрена количественная оценка степени
выраженности стойких нарушений функций организма, имеющихся у
освидетельствуемого лица степень выраженности стойких нарушений функций
организма в процентном выражении установлена в соответствии с разделом 2
пунктом 5 Классификаций и критериев исходя из клинико-функциональной
характеристики заболевания, обусловившего нарушения, характера и тяжести
осложнений, стадии, течения и прогноза патологического процесса, соответствует
незначительному нарушению функций организма. Основания для установления
Шемякиной О.Г. инвалидности в связи с имевшимися у нее заболеваниями на момент
ее освидетельствования 3 августа 2023 г. в бюро № 16 - филиал ФКУ «ГБ МСЭ по
Ульяновской области» не имелись (л.д. 112-124).
Разрешая заявленные
требования, суд первой инстанции с учетом заключения указанной судебной
экспертизы ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской
Республике – Чувашии» Минтруда России от 24 ноября 2023 г., пришел к выводу о
том, что при проведении в освидетельствования истца нарушений законодательства
ответчиком не допущено, освидетельствование проведено компетентными лицами, в
пределах своих полномочий, исходя из комплексной оценки состояния организма
истца на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых
данных истца.
Судебная коллегия в
полной мере соглашается с выводами суда первой инстанции. Данные выводы
основаны судом на материалах дела, к ним он пришел в результате обоснованного
анализа представленных доказательств, которым дал надлежащую оценку в
соответствии с положениями ст. 67
ГПК РФ во взаимосвязи с нормами действующего законодательства.
Статьей 60
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья
граждан в Российской Федерации» установлено, что медико-социальная экспертиза
проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах
социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями
медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности,
вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза
проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной
защите инвалидов.
В соответствии с
частью 4 статьи 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О
социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Закон
№ 181-ФЗ) признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением
медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом
устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 1
статьи 8 Закона № 181-ФЗ медико-социальная экспертиза осуществляется
федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными
федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством
Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений
медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти,
осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
На федеральные
учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются установление инвалидности,
ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в
различных видах социальной защиты; разработка индивидуальных программ
реабилитации инвалидов; изучение уровня и причин инвалидности населения;
участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики
инвалидности и социальной защиты инвалидов; определение степени утраты
профессиональной трудоспособности (часть 3 статьи 8 Закона № 181-ФЗ).
Правила признания
лица инвалидом утверждены постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2022 г. №
588 (далее - Правила).
Согласно пункту 2
Правил признание лица (далее - гражданин) инвалидом осуществляется при оказании
ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы федеральными учреждениями
медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы
(далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы (далее -
главные бюро), а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах,
являющимися филиалами главных бюро (далее - бюро).
В соответствии с
пунктом 3 Правил медико-социальная экспертиза проводится исходя из комплексной
оценки состояния организма гражданина на основе анализа его
клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и
психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых
Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
В силу пункта 5
Правил условиями признания гражданина инвалидом, вызывающими необходимость его
социальной защиты, являются:
а) нарушение
здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное
заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение
жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или
возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться,
ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или
заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в
мероприятиях по реабилитации и абилитации.
Наличие одного из
указанных в пункте 5 настоящих Правил условий не является основанием,
достаточным для признания гражданина инвалидом (пункт 6 Правил).
В зависимости от
степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в
результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному
инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в
возрасте до 18 лет - категория «ребенок-инвалид» (пункт 7 Правил).
Согласно пункту 31
Правил медико-социальная экспертиза с личным присутствием гражданина проводится
путем опроса, осмотра и обследования гражданина специалистами бюро (главного
бюро, Федерального бюро) при необходимости с использованием специального
диагностического оборудования, изучения представленных документов, анализа
имеющихся в направлении на медико-социальную экспертизу данных о состоянии
здоровья гражданина, отражающих степень нарушения функций органов и систем
организма, состояние компенсаторных возможностей организма, сведений о
результатах проведенных реабилитационных или абилитационных мероприятий,
сведений о результатах медицинских обследований, необходимых для получения
клинико-функциональных данных в зависимости от заболевания в целях проведения
медико-социальной экспертизы.
Из содержания
приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица
инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для
признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных
учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства
труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие
лицензии на проведение медико-социальной экспертизы.
Исходя из Правил
признания лица инвалидом признание гражданина инвалидом осуществляется при
оказании ему услуги по проведению медико-социальной экспертизы и предполагает
обследование гражданина, изучение представленных им документов, анализ
социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных
гражданина.
Таким образом,
признание гражданина инвалидом с установлением ему группы инвалидности
производится федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в рамках
регламентированной нормативными предписаниями процедуры, исходя из комплексной
оценки состояния организма гражданина. При этом учреждение медико-социальной
экспертизы несет ответственность как за существо принятого решения, так и за
соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами,
включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы
документов. Решение учреждения медико-социальной экспертизы о признании
гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности,
является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами
местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых
форм и форм собственности. Сведения о лице, признанном инвалидом (группа,
причина, ограничение жизнедеятельности, нарушенная функция организма, степень
утраты профессиональной трудоспособности инвалида, дата установления
инвалидности, срок, на который установлена инвалидность, потребности в мерах
социальной защиты), включая сведения о результатах проведенной в отношении его
медико-социальной экспертизы, подлежат включению в федеральный регистр
инвалидов, оператором которого является Пенсионный фонд Российской Федерации.
Вопреки доводам
апелляционной жалобы судом первой инстанции правомерно указано на отсутствие
оснований для признания истца инвалидом и признания незаконным соответствующего
отказа ответчика по результатам освидетельствования.
Доводы апелляционной
жалобы, что ответчик неправомерно не учел все имеющиеся у истца заболевания при
его освидетельствовании, что не было учтено судом, опровергаются материалами
дела.
Как следует из
заключения ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Чувашской
Республике – Чувашии» Минтруда России от 24 ноября 2023 г., выводы экспертов
постановлены на основании очного освидетельствования Шемякиной О.Г.,
медицинских документов, представленных истцом (амбулаторные медицинские карты,
результатов исследований), данных предыдущих медико-социальных исследований и
материалов гражданского дела.
В целях проверки
доводов апелляционной жалобы судебной коллегией по делу была назначена
повторная судебная медико-социальная экспертиза, проведение которой было
поручено экспертам Федерального казенного учреждения «Главное бюро
медико-социальной экспертизы по Республике Татарстан».
Согласно заключению
повторной медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Татарстан» от
25 июня 2024 г. по результатам судебной медико-социальной
экспертизы специалисты экспертного состава №8 Главного бюро после изучения
представленных документов, после проведения анализа клинико-функциональных,
социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных, на основе
полученных документов и сведений пришли к выводу, что по состоянию на 3 августа
2023 у Шемякиной О.Г., имелось нарушение здоровья с *** степенью выраженности
стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне 10-30 процентов),
обусловленное заболеваниями: ***, не приводящее к ограничению основных
категорий жизнедеятельности, что не дает основание для установления группы
инвалидности в соответствии с Правилами признания лица инвалидом, утвержденными
постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 «О признании лица
инвалидом» (т. 2, л.д. 69-86).
Вопреки доводам
апелляционной жалобы и пояснений стороны истца оснований не соглашаться с
указанными выводами судебной медико-социальной экспертизы у судебной коллегии
не имеется, поскольку экспертиза проведена в соответствии с установленным
порядком ее проведения согласно статьи 84 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации, при проведении исследования использовались данные
установленные судом, квалификация и уровень экспертов сомнений у судебной
коллегии не вызывают, заключение содержит подробное описание проведенного
исследования, сделанный в результате его вывод содержит ответы на поставленные
судом вопросы, заключение экспертов проведено на всестороннем, полном,
объективном и непосредственном исследовании предоставленных сторонами и
собранными по делу доказательств с учетом прав и обязанностей эксперта в силу
статьи 85 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая данные выводы судебной
экспертизы по правилам, установленным статьей 67
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
отмечает, что они согласуются с другими доказательствами по делу, в частности
сведениями из медицинских карт истицы.
Все представленные
истцом данные о состоянии своего здоровья и имеющихся заболеваниях, являлись
предметом экспертного исследования, наличия оснований для установления истцу
группы инвалидности, в том числе на момент освидетельствования ответчиком,
экспертная комиссия не нашла.
В свою очередь
представленная стороной истца рецензия на указанное заключение судебной
экспертизы не может быть принята в качестве относимого и допустимого
доказательства по делу, поскольку при ее составлении медицинская документация
Шемякиной О.Г. не исследовалась.
Таким образом,
доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом
исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном
решении с изложением соответствующих мотивов.
Обстоятельства дела
исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами
доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы
применены судом правильно.
В силу изложенного
решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не
подлежит.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Заволжского районного суда г.
Ульяновска от 1 декабря 2023 года оставить без изменения, а апелляционную
жалобу Шемякиной Ольги Георгиевны – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Заволжский районный суд г. Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 21.08.2024