УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Павлов Н. Е.
73RS0004-01-2024-000255-44
Дело
№33-2528/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск 4
июня 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Карабанова А.С.
судей Шлейкина М.И., Буделеева В.Г.,
при секретаре Герасимове А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную
жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области на решение Заволжского районного суда города
Ульяновска от 20 февраля 2024 года по гражданскому делу №2-553/2024, по
которому постановлено:
исковые требования
Гавриловой Светланы Александровны (паспорт ***) удовлетворить.
Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного
и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН
7325000479) № *** от
09.10.2023.
Признать за Гавриловой Светланой Александровной право на
назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на основании
статьи 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на
2 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом
в период с 26.04.1986 по 26.06.1988, с 01.07.1988 по 30.08.1988, с 06.07.1990
по 27.07.1990, с 01.08.1990 по 02.08.1990, с 01.04.1991 по 25.07.1991, с
06.08.1991 по 24.08.1992, с 02.01.1994 по 01.07.1994.
Заслушав доклад судьи
Шлейкина М.И., пояснения Гавриловой С.А.
и ее представителя – адвоката Бердникова В.П., полгавших, что решение суда
является законным и обоснованным, судебная коллегия
У С Т
А Н О В И Л А:
Гаврилова
С.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании решения незаконным, признании права на
назначение досрочной страховой пенсии по старости со снижением пенсионного
возраста.
Требования были мотивированы тем, что 15.08.2023 она
обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости с
уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием
(работой) в зоне со льготным социально-экономическим статусом соответствии со
статей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС».
Решением ОСФР по Ульяновской области № *** от 09.10.2023 в
назначении пенсии по старости с уменьшением возраста по указанному основанию
было отказано, поскольку населенный
пункт – село Н*** не поименовано в Перечне населенных пунктов К*** района
Ульяновской области, относящихся к территории радиоактивного загрязнения,
утвержденном распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 № 237-р, в редакции
Распоряжения Правительства РФ от 05.04.1993 № 557-р (действовало до
01.02.1998).
При этом ответчиком при условии установлении тождественности
населенных пунктов Н*** *** и Н*** К*** района Ульяновской области была учтена
часть периодов ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим
статусом, что дает ей право на снижение пенсионного возраста в соответствии со
статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС»
только на один год.
При этом ответчиком не были учтены периоды ее проживания с 26.04.1986 по
31.08.1998 и с 01.04.1991. по 01.07.1994 в с. Н*** По*** К*** района
Ульяновской области
С
указанным выше решением она не согласна, поскольку факт проживания ее в зоне со
льготным социально-экономическим статусом подтверждается имеющимися у нее
доказательствами.
В связи с
этим просила суд признать решение ОСФР по Ульяновской области № *** от
09.10.2023 незаконным и возложить на ОСФР по Ульяновской области обязанность
включить периоды ее проживания с 26.04.1986 по 31.08.1998 и с 01.04.1991 по 01.07.1994
на территории с льготным социально - экономическим статусом.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда,
принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований в полном
объеме.
В обоснование доводов жалобы ОСФР по Ульяновской области указывает, что факт проживания
Гавриловой С.А. на территории с льготно-экономическим статусом в периоды с
01.04.1991 по 25.07.1991 и с 06.08.1991 по 24.08.1992 не подтверждается
собранными по делу письменными доказательствами. ОСФР по Ульяновской области, полагает, что факт проживания
на загрязненной территории должен быть подтвержден совокупностью представленных
доказательств. В то время как суд при вынесении обжалуемого решения принял во
внимание только свидетельские показания.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени
судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского
процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции
рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной
жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В
соответствии с подпунктом 5
пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О
государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию
по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в
результате радиационных или техногенных катастроф, которым, согласно пункту 3
статьи 5 данного Закона, назначается пенсия по старости.
Общие
условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС, установлены в статье 28.1
Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от
15.05.1991 № 1244-1.
Согласно
статье 7
Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991
№ 1244-1 действие данного закона
распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, к числу которых также отнесены зоны
со льготным социально-экономическим статусом.
В
соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 13 Закона от 15.05.1991 № 1244-ФЗ «О социальной
защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на
Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяются данные нормы закона,
относятся в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на
территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
В
соответствии с абзацем 2
статьи 28.1 Закона от 15.05.1991 № 1244-ФЗ «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия
по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8
Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» по
состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30
- 37
настоящего Закона.
Гражданам
проживавшим (работавшим) на территории с льготным социально-экономическим
статусом, в соответствии со статьей 34
Закона от 15.05.1991 №
1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» пенсия по старости назначается с
уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на
1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с
льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
В примечании к
статье 35 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
предусмотрено, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста,
установленная статьями 32
- 35
настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или
проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному
загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня
1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента
переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством
Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Распоряжением
Правительства РФ от 05.04.1993 № 557-р был определен Перечень населенных
пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, в который
включено с. Н*** К*** района Ульяновской области.
Из
содержания пункта 100 «Перечня документов, необходимых для установления страховой
пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой
пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения
накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному
обеспечению», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты
Российской Федерации от 28.11.2014 №958н, следует, что проживание (период
проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом
Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается
удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание
в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).
Согласно
справочнику административно-территориального деления Ульяновской области на 1
июля 1992 г. на территории К*** района указан «Н*** сельский совет», в составе
которого указано «село Н*** П***».
В
соответствии с Общероссийским классификатором объектов
административно-территориального деления ОК 019-95, утвержденным постановлением
Госстандарта РФ от 31.07.1995 № 413 (коды 66-99 ОКАТО), в состав Карсунского
района входило «село Новое Погорелово Новопогореловского сельского округа».
Ни в
справочниках административно-территориального устройства, ни в Общероссийском
классификаторе не упоминается наименование населенного пункта «Н***».
Из материалов дела следует, что 15.08.2023 истец Гаврилова
С.А. обратилась в ОСФР по Ульяновской
области с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением
общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием (работой) в зоне
с льготным социально-экономическим статусом соответствии со статей 34 Закона РФ
от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС».
Решением ОСФР по Ульяновской области № 121485/23 от
09.10.2023 в назначении пенсии по старости с уменьшением возраста по указанному
основанию истцу было отказано, поскольку
населенный пункт – село Н*** П*** не поименовано в Перечне населенных
пунктов К*** района Ульяновской области, относящихся к территории
радиоактивного загрязнения, утвержденном распоряжением Правительства РФ от
28.12.1991 № 237-р, в редакции распоряжения Правительства РФ от 05.04.1993 №
557-р (действовало до 01.02.1998).
При этом ответчик в данном
решении указал, что при условии установлении тождественности населенных пунктов
Н*** П*** и Н*** К*** района Ульяновской области истцу Гавриловой С.А. могут
быть учтены следующие периоды ее
проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом: с
26.04.1986 по 26.06.1988, с 01.07.1988
по 30.08.1988, с 06.07.1990 по 27.07.1990, с 01.08.1990 по 02.08.1990, с
01.04.1991 по 26.04.1991, с 01.05.1991 по 15.05.1991, с 02.01.1994 по
01.07.1994.
Продолжительность проживания (работы) Гавриловой С.А. в
зоне с льготным социально-экономическим
статусом составит 3 года 6 дней, что дает ей право на снижение пенсионного
возраста на основании статьи 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской
АЭС» на 1 год.
Полагая, что указанное решение ответчика является
незаконным, Гаврилова С.А. обратилась в
суд с вышеуказанным иском.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции
правильно пришел к выводу о недостоверности наименования в прекратившем свое
действие Перечне населенных пунктов К*** района Ульяновской области,
относящихся к территории радиоактивного загрязнения, населенного пункта Н***, в
связи с чем обосновано указал, что данное обстоятельство не должно нарушать
конституционных прав истца на получение пенсии по старости ввиду проживания
(работы) в селе Н*** П*** К*** района Ульяновской области, относившемся к зоне
с льготным социально-экономическим статусом.
При этом суд первой инстанции к указанным выше периодам
проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом, которые
поименованы в решение ОСФР по Ульяновской области № *** от 09.10.2023 и не
оспариваются ответчиком, дополнительно включил периоды с 01.04.1991 по
25.07.1991 и с 06.08.1991 по 24.08.1992, в связи с чем признал за Гавриловой
С.А. право на снижение пенсионного возраста на 2 года.
Между тем,
судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о
включении истцу периодов проживания (работы) с 01.04.1991 по 25.07.1991
и с 06.08.1991 по 24.08.1992 на территории с льготным социально - экономическим
статусом, поскольку материалы дела не содержат доказательств,
свидетельствующих, что в названные периоды истец Гаврилова С.А. постоянно
проживала (работала) на территории, отнесенной к зоне проживания с льготным
социально-экономическим статусом.
Так, из трудовой книжки истца Гавриловой С.А. следует, что она 01.04.1991 принята на работу
в колхоз «П***» К*** района Ульяновской области в качестве ***. 01.01.1994
уволена с работы в порядке перевода в связи с передачей детского сада на баланс
Н*** сельской администрации.
Из трудовой книжки
колхозника следует, что истец Гаврилова С.А. 01.04.1991 принята в члены
колхоза «П***» К*** района Ульяновской области. 01.01.1994 Гаврилова С.А выбыла из колхоза в связи с
передачей детского сада на баланс Н*** сельской администрации.
Согласно архивной справке администрации МО «К*** район»
Ульяновской области № *** от 06.10.2023 Гавриловой С.А. отработано в
апреле 1991 г. – 26 человеко –
дней, в мае 1991 г. – 15 человеко – дней. За период с июня 1991 г. по декабрь 1992 г.
сведения об отработанных Гавриловой С.А. днях и начислениях ей заработной платы
отсутствуют.
При этом ответчик на основании указанной справки учел
периоды проживания (работы) истца в зоне с льготным социально-экономическим
статусом с 01.04.1991 по 26.04.1991, с 01.05.1991 по 15.05.1991.
26.07.1991 у истца Гавриловой С.А. родился ребенок.
Согласно архивной справке администрации МО «К*** район»
Ульяновской области № *** от 06.10.2023 в ведомостях по заработной плате СКП «П***»
за период с 1993 г. по 1994 г. записи на
Гаврилову С.А. отсутствуют.
В суде апелляционной инстанции Гаврилова С.А. пояснила,
что она с июня 1991 г. находилась в отпуске по уходу за ребенком и была
зарегистрирована в общежитии в г. Ульяновске, однако фактически проживала в с.
Н*** П*** у родителей.
Между тем, каких – либо доказательств фактического проживания (работы) истца в с. Н*** П*** с
июня 1991 г. по январь 1994 г. материалы дела не содержат.
Свидетельские показания Галныкиной Е.А., данные ею в
суде первой инстанции, при наличии
указанных архивных документов с безусловной достоверностью факт проживания
истца на территории с льготным социально-экономическим статусом не
подтверждают.
Таким образом, факт проживания (работы) истца в период с
01.04.1991 по 25.07.1991 и с 06.08.1991 по 24.08.1992 на территории с льготным
социально - экономическим статусом, не подтверждается собранными по делу
доказательствами.
В связи с этим выводы суда первой инстанции о включении истцу периодов проживания
(работы) с 01.04.1991 по 25.07.1991 и с 06.08.1991 по 24.08.1992 на территории
с льготным социально - экономическим статусом нельзя признать правильными.
Поскольку факт проживания (работы) истца в период с
01.04.1991 по 25.07.1991 и с 06.08.1991 по 24.08.1992 на территории с льготным
социально - экономическим статусом не нашел своего подтверждения, то у суда
первой инстанции не было правовых оснований для признания решения ОСФР по
Ульяновской области
№ *** от 09.10.2023 незаконным.
При этом судебная коллегия соглашается с позицией
ответчика о том, что истцу Гавриловой С.А. могут быть учтены только периоды ее проживания (работы)
в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986 по 26.06.1988,
с 01.07.1988 по 30.08.1988, с 06.07.1990
по 27.07.1990, с 01.08.1990 по 02.08.1990, с 01.04.1991 по 26.04.1991, с
01.05.1991 по 15.05.1991, с 02.01.1994 по 01.07.1994, что дает ей право на
снижение пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая
1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС» на один год.
При указанных обстоятельствах судебная
коллеги приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит
отмене, с принятием по делу нового решения, об отказе в удовлетворении заявленных Гавриловой С.А.
требований.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса
Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение
Заволжского районного суда города Ульяновска от 20 февраля 2024 года отменить,
принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований
Гавриловой Светлане Александровне к
Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области о признании решения незаконным, признании права на
назначение досрочной страховой пенсии по старости со снижением пенсионного
возраста на два года отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции
(г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Заволжский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи