Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Назначение досрочной страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста
Документ от 04.06.2024, опубликован на сайте 25.06.2024 под номером 113141, 2-я гражданская, об обязании снижения пенсионного возраста, решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

Судья Павлов Н. Е.                                                               73RS0004-01-2024-000255-44

Дело №33-2528/2024

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                                 4 июня 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Карабанова А.С.

судей Шлейкина М.И., Буделеева В.Г.,

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 20 февраля 2024 года по гражданскому делу №2-553/2024, по которому постановлено:

исковые требования Гавриловой Светланы Александровны (паспорт ***) удовлетворить.

Признать незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (ИНН 7325000479)           № *** от 09.10.2023.

Признать за Гавриловой Светланой Александровной право на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на основании статьи 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на 2 года в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 26.04.1986 по 26.06.1988, с 01.07.1988 по 30.08.1988, с 06.07.1990 по 27.07.1990, с 01.08.1990 по 02.08.1990, с 01.04.1991 по 25.07.1991, с 06.08.1991 по 24.08.1992, с 02.01.1994 по 01.07.1994.

Заслушав доклад судьи Шлейкина М.И.,  пояснения Гавриловой С.А. и ее представителя – адвоката Бердникова В.П., полгавших, что решение суда является законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Гаврилова С.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о признании решения незаконным, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста.

Требования были мотивированы тем, что 15.08.2023 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием (работой) в зоне со льготным социально-экономическим статусом соответствии со статей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС».

Решением ОСФР по Ульяновской области № *** от 09.10.2023 в назначении пенсии по старости с уменьшением возраста по указанному основанию было отказано, поскольку  населенный пункт – село Н*** не поименовано в Перечне населенных пунктов К*** района Ульяновской области, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 № 237-р, в редакции Распоряжения Правительства РФ от 05.04.1993 № 557-р (действовало до 01.02.1998).

При этом ответчиком при условии установлении тождественности населенных пунктов Н*** *** и Н*** К*** района Ульяновской области была учтена часть периодов ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, что дает ей право на снижение пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС» только на один год.

При этом ответчиком не были учтены периоды ее проживания с 26.04.1986 по 31.08.1998 и с 01.04.1991. по 01.07.1994 в с. Н*** По*** К*** района Ульяновской области

С указанным выше решением она не согласна, поскольку факт проживания ее в зоне со льготным социально-экономическим статусом подтверждается имеющимися у нее доказательствами.

В связи с этим просила суд признать решение ОСФР по Ульяновской области № *** от 09.10.2023 незаконным и возложить на ОСФР по Ульяновской области обязанность включить периоды ее проживания с 26.04.1986 по 31.08.1998 и с 01.04.1991 по 01.07.1994 на территории с льготным социально - экономическим статусом.

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ОСФР по Ульяновской области просит отменить решение суда, принять новое решение, отказав в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы ОСФР по Ульяновской области указывает, что факт проживания Гавриловой С.А. на территории с льготно-экономическим статусом в периоды с 01.04.1991 по 25.07.1991 и с 06.08.1991 по 24.08.1992 не подтверждается собранными по делу письменными доказательствами. ОСФР по Ульяновской области, полагает, что факт проживания на загрязненной территории должен быть подтвержден совокупностью представленных доказательств. В то время как суд при вынесении обжалуемого решения принял во внимание только свидетельские показания.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, которым, согласно пункту 3 статьи 5 данного Закона, назначается пенсия по старости.

Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в статье 28.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991  № 1244-1.

Согласно статье 7 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15.05.1991 № 1244-1 действие данного закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, к числу которых также отнесены зоны со льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 13 Закона от 15.05.1991                    № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяются данные нормы закона, относятся в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

В соответствии с абзацем 2 статьи 28.1 Закона от 15.05.1991 № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона.

Гражданам проживавшим (работавшим) на территории с льготным социально-экономическим статусом, в соответствии со статьей 34 Закона от 15.05.1991               № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

В примечании к статье 35 Закона от 15 мая 1991 г. № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предусмотрено, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Распоряжением Правительства РФ от 05.04.1993 № 557-р был определен Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, в который включено с. Н*** К*** района Ульяновской области.

Из содержания пункта 100 «Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.11.2014 №958н, следует, что проживание (период проживания) в зонах радиоактивного загрязнения, предусмотренных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», подтверждается удостоверениями установленного образца, документами, подтверждающими проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).

Согласно справочнику административно-территориального деления Ульяновской области на 1 июля 1992 г. на территории К*** района указан «Н*** сельский совет», в составе которого указано «село Н*** П***».

В соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления ОК 019-95, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 31.07.1995 № 413 (коды 66-99 ОКАТО), в состав Карсунского района входило «село Новое Погорелово Новопогореловского сельского округа».

Ни в справочниках административно-территориального устройства, ни в Общероссийском классификаторе не упоминается наименование населенного пункта «Н***».

Из материалов дела следует, что 15.08.2023 истец Гаврилова С.А.  обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом соответствии со статей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС».

Решением ОСФР по Ульяновской области № 121485/23 от 09.10.2023 в назначении пенсии по старости с уменьшением возраста по указанному основанию истцу было отказано, поскольку  населенный пункт – село Н*** П*** не поименовано в Перечне населенных пунктов К*** района Ульяновской области, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 28.12.1991 № 237-р, в редакции распоряжения Правительства РФ от 05.04.1993 № 557-р (действовало до 01.02.1998).

При этом ответчик в данном решении указал, что при условии установлении тождественности населенных пунктов Н*** П*** и Н*** К*** района Ульяновской области истцу Гавриловой С.А. могут быть  учтены следующие периоды ее проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом: с 26.04.1986 по 26.06.1988, с  01.07.1988 по 30.08.1988, с 06.07.1990 по 27.07.1990, с 01.08.1990 по 02.08.1990, с 01.04.1991 по 26.04.1991, с 01.05.1991 по 15.05.1991, с 02.01.1994 по 01.07.1994.

Продолжительность проживания (работы) Гавриловой С.А. в зоне  с льготным социально-экономическим статусом составит 3 года 6 дней, что дает ей право на снижение пенсионного возраста на основании статьи 34 Закона РФ от 15.05.1991             № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС» на 1 год.

Полагая, что указанное решение ответчика является незаконным, Гаврилова С.А.   обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о недостоверности наименования в прекратившем свое действие Перечне населенных пунктов К*** района Ульяновской области, относящихся к территории радиоактивного загрязнения, населенного пункта Н***, в связи с чем обосновано указал, что данное обстоятельство не должно нарушать конституционных прав истца на получение пенсии по старости ввиду проживания (работы) в селе Н*** П*** К*** района Ульяновской области, относившемся к зоне с льготным социально-экономическим статусом.

При этом суд первой инстанции к указанным выше периодам проживания истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом, которые поименованы в решение ОСФР по Ульяновской области № *** от 09.10.2023 и не оспариваются ответчиком, дополнительно включил периоды с 01.04.1991 по 25.07.1991 и с 06.08.1991 по 24.08.1992, в связи с чем признал за Гавриловой С.А. право на снижение пенсионного возраста на 2 года.

Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о включении истцу периодов проживания (работы) с 01.04.1991 по 25.07.1991 и с 06.08.1991 по 24.08.1992 на территории с льготным социально - экономическим статусом, поскольку материалы дела не содержат доказательств, свидетельствующих, что в названные периоды истец Гаврилова С.А. постоянно проживала (работала) на территории, отнесенной к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Так, из трудовой книжки истца Гавриловой С.А.  следует, что она 01.04.1991 принята на работу в колхоз «П***» К*** района Ульяновской области в качестве ***. 01.01.1994 уволена с работы в порядке перевода в связи с передачей детского сада на баланс Н*** сельской администрации.

Из трудовой книжки  колхозника следует, что истец Гаврилова С.А. 01.04.1991 принята в члены колхоза «П***» К*** района Ульяновской области. 01.01.1994  Гаврилова С.А выбыла из колхоза в связи с передачей детского сада на баланс Н*** сельской администрации.

Согласно архивной справке администрации МО «К*** район» Ульяновской области № *** от 06.10.2023 Гавриловой С.А. отработано в апреле            1991 г. – 26 человеко – дней, в мае 1991 г. – 15 человеко – дней. За период с июня               1991 г. по декабрь 1992 г. сведения об отработанных Гавриловой С.А. днях и начислениях ей заработной платы отсутствуют.

При этом ответчик на основании указанной справки учел периоды проживания (работы) истца в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 01.04.1991 по 26.04.1991, с 01.05.1991 по 15.05.1991.

26.07.1991 у истца Гавриловой С.А. родился ребенок.

Согласно архивной справке администрации МО «К*** район» Ульяновской области № *** от 06.10.2023 в ведомостях по заработной плате СКП «П***» за период с 1993 г. по 1994 г. записи на  Гаврилову С.А. отсутствуют.

В суде апелляционной инстанции Гаврилова С.А. пояснила, что она с июня 1991 г. находилась в отпуске по уходу за ребенком и была зарегистрирована в общежитии в г. Ульяновске, однако фактически проживала в с. Н*** П*** у родителей.

Между тем, каких – либо доказательств фактического  проживания (работы) истца в с. Н*** П*** с июня 1991 г. по январь 1994 г. материалы дела не содержат.

Свидетельские показания Галныкиной Е.А., данные ею в суде первой инстанции,  при наличии указанных архивных документов с безусловной достоверностью факт проживания истца на территории с льготным социально-экономическим статусом не подтверждают.

Таким образом, факт проживания (работы) истца в период с 01.04.1991 по 25.07.1991 и с 06.08.1991 по 24.08.1992 на территории с льготным социально - экономическим статусом, не подтверждается собранными по делу доказательствами.

В связи с этим выводы суда первой инстанции о включении истцу периодов проживания (работы) с 01.04.1991 по 25.07.1991 и с 06.08.1991 по 24.08.1992 на территории с льготным социально - экономическим статусом нельзя признать правильными.

Поскольку факт проживания (работы) истца в период с 01.04.1991 по 25.07.1991 и с 06.08.1991 по 24.08.1992 на территории с льготным социально - экономическим статусом не нашел своего подтверждения, то у суда первой инстанции не было правовых оснований для признания решения ОСФР по Ульяновской области                       № *** от 09.10.2023 незаконным.

При этом судебная коллегия соглашается с позицией ответчика о том, что истцу Гавриловой С.А. могут быть  учтены только периоды ее проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986 по 26.06.1988, с  01.07.1988 по 30.08.1988, с 06.07.1990 по 27.07.1990, с 01.08.1990 по 02.08.1990, с 01.04.1991 по 26.04.1991, с 01.05.1991 по 15.05.1991, с 02.01.1994 по 01.07.1994, что дает ей право на снижение пенсионного возраста в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на Чернобыльской АЭС» на один год.

При указанных обстоятельствах судебная коллеги приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, с принятием по делу нового решения, об отказе в  удовлетворении заявленных Гавриловой С.А. требований.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 20 февраля 2024 года отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Гавриловой Светлане Александровне  к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании решения незаконным, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста на два года отказать.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Заволжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи