УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Алексеева Е.В. 73RS0001-01-2023-007972-25
Дело № 33-2469/2024
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
28 мая 2024 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова
А.С., Шлейкина М.И.,
при секретаре Дементьевой
Е.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области на решение
Ленинского районного суда города Ульяновска от 29 января 2024 года по
гражданскому делу № 2-668/2024, по которому постановлено:
исковые требования
Ашкеровой Любови Ивановны к Отделению фонда Пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании решения
незаконным, возложении обязанности включить период работы в общий трудовой (страховой) стаж
удовлетворить.
Признать незаконным
решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской
Федерации по Ульяновской области от 29.11.2023 года №*** об исключении периода
работы Ашкеровой Любови Ивановны с 25.06.1991 по 16.10.1992 в Ч*** Т*** области
Украины из индивидуального лицевого счета и об отказе в принятии данного
периода работы к зачёту в общий и
страховой стаж.
Возложить на
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области обязанность включить Ашкеровой Любови Ивановне период
работы с 25.06.1991 по 16.10.1992 в Ч*** Т*** области Украины в индивидуальный
лицевой счет.
Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., выслушав пояснения истца Ашкеровой Л.И., возражавшей
против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Ашкерова Л.И.
обратилась в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее –
ОСФР по Ульяновской области) о признании решения незаконным, возложении
обязанности включить период работы в общий страховой стаж.
В обоснование
требований указано, что Ашкерова Л.И. в период с 25.06.1991 по 16.10.1992
осуществляла трудовую деятельность на территории Республики Украины.
Ашкерова Л.И.
обратилась в ОСФР по Ульяновской
области с заявлением от 24.11.2023 о
назначении досрочно страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1.2
статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по
Ульяновской области от 29.11.2023 №185142/21 истице было отказано во включении в
общий страховой стаж периода работы с 25.06.1991 по 16.10.1992 в Ч*** Т***
области Украины. Данные периоды исключены из индивидуального лицевого счёта
застрахованного лица.
Ашкерова Л.И. не
согласна с указанным решением, полагает, что не засчитанные ответчиком периоды
работы, включаемые в страховой (общий) стаж работы, на территории Республики
Украина, подлежат зачёту в страховой (общий) стаж.
С учетом
изложенного, Ашкерова Л.И. просила признать незаконным решение ОСФР по
Ульяновской области от 29.11.2023 № *** об отказе в принятии к зачёту в страховой
(общий) стаж периода её работы с 25.06.1991 по 16.10.1992 в Ч*** Т*** области
Украины, обязать засчитать и включить в общий страховой стаж указанный период работы.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд постановил приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе ОСФР по Ульяновской
области просит отменить решение суда, принять новое решение. В обоснование
доводов жалобы указывает, что при определении права истца на пенсию и
исчислении ее размера периоды работы и иные периоды после 01.01.1991 не
учитываются и не могут быть включены в индивидуальный лицевой счет. Украина не
является участником Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся
государств-членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019, регулирующим
в настоящее время вопросы пенсионного обеспечения граждан, переселившихся на
территорию РФ из государств-членов Евразийского экономического союза. Периоды
работы, приобретенные на территории Украины после 01.01.1991, считаются как
работа за границей и могут быть учтены при исчислении страхового стажа только
при условии подтверждения уплаты страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской
Федерации. Таким образом, важным условием для включения в страховой стаж истца
спорного периода работы на территории Украины является уплата страховых взносов
в Пенсионный Фонд Российской Федерации.
В возражениях на
апелляционную жалобу Ашкерова Л.И. просит решение суда оставить без изменения,
жалобу – без удовлетворения.
В соответствии со
статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом
извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Выслушав
явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы
апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах
доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено
судом и следует из материалов дела, 24.11.2023 Ашкерова Л.И. обратилась в ОСФР
по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по
старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ «О страховых взносах» (далее – Закон № 400-ФЗ).
Решением пенсионного
органа от 04.12.2023 № *** истице отказано в назначении досрочной страховой
пенсии по старости на основании части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ ввиду
отсутствия необходимого страхового стажа. Принятый к учету пенсионным органом
страховой стаж Ашкеровой Л.И. составил 36 лет 0 месяцев 28 дней (л.д. 48-50).
При этом решение
ОСФР по Ульяновской области от 29.11.2023 № *** об отказе в принятии к
зачету в страховой (общий) стаж периодов работы из индивидуального лицевого
счета Ашкеровой Л.И. исключен период работы с 25.06.1991 по 16.10.1992 в Ч*** Т***
области Украины (л.д. 51-52).
Считая
необоснованным и незаконным отказ в назначении досрочной страховой пенсии по
старости на основании части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ в связи с исключением
из страхового стажа указанного выше периода, Ашкерова Л.И. обратилась в
суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые
требования, руководствуясь при этом нормами Соглашения от 13.03.1992 «О
гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств
в области пенсионного обеспечения», суд первой инстанции исходил из того, что
период работы истца Ашкеровой Л.И. с 25.06.1991 по 16.10.1992 в Ч*** Т*** области
Украины подлежит включению в общий страховой стаж истца.
Судебная коллегия с
указанными выводами суда согласиться не может, поскольку они основаны на
неправильном применении норм материального и процессуального права.
В соответствии с
частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ (здесь и далее в ред. по состоянию на
05.05.2022) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие
возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений,
предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В силу части 1.2
статьи 8 Закона № 400-ФЗ лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет
(соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может
назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1
и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет
(соответственно мужчины и женщины).
Согласно части 1
статьи 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или)
иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации
лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при
условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в
Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу части 1
статьи 12 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или)
иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального
закона, засчитываются другие периоды, в том числе период прохождения военной
службы (пункт 1), период получения пособия по обязательному социальному
страхованию в период временной нетрудоспособности (пункт 2), период ухода
одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет,
но не более шести лет в общей сложности (пункт 3).
Из положений части 9
статьи 13 Закона № 400-ФЗ следует, что при исчислении страхового стажа лиц,
указанных в части 1.2 статьи 8 данного Федерального закона, в целях определения
их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются)
периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11
этого Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1
статьи 12 данного Федерального закона (период получения пособия по
обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности).
При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений
части 8 указанной статьи.
Согласно положений
части 8 статьи 13 Закона № 400-ФЗ при исчислении страхового стажа в целях определения
права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые
имели место до дня вступления в силу этого Федерального закона и засчитывались
в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством,
действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в
указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа,
предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного
порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Таким образом,
только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Закона
№ 400-ФЗ периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2
статьи 8 названного Федерального закона в целях определения их права на
страховую пенсию по старости.
Для назначения
пенсии истице ранее достижения пенсионного возраста в страховой стаж для
назначения страховой пенсии по старости со снижением пенсионного возраста с
учетом нового пенсионного законодательства подлежат включению только периоды
работы и иной деятельности, за которые уплачивались страховые взносы в
пенсионный орган, при этом страховой стаж должен составлять 37 лет, который у Ашкеровой
Л.И. на момент обращения в пенсионный орган отсутствовал.
Учитывая, что за
период с 25.06.1991 по 16.10.1992 сведений об уплате страховых взносов за Ашкерову
Л.И. в Пенсионный фонд России не имеется, данный период не может быть учтен при
определении права истицы на назначение страховой пенсии по старости со
снижением пенсионного возраста в порядке части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ.
Кроме того, включая Ашкеровой Л.И. в общий
страховой стаж период ее работы с 25.06.1991 по 16.10.1992 в Ч*** Т*** области на
территории Республики Украины, имевший место после 01.01.1991, суд первой
инстанции не учел следующее.
Согласно части 1
статьи 2 Закона № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых
пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от
16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»,
Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ
«Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного
пенсионного страхования», других федеральных законов.
В сфере пенсионного
обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и
международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным
договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные
настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора
Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Закона № 400-ФЗ).
Вопросы в области
пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых
Государств (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан,
Республика Кыргызстан, Российская Федерация, Республика Таджикистан,
Туркменистан, Республика Узбекистан, Украина) были урегулированы Соглашением от
13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых
Государств в области пенсионного обеспечения» (действовало до 01.01.2023), в
статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан
государств-участников Соглашения и членов их семей осуществляется по
законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии со
статьей 10 Соглашения компетентные органы государств - участников Содружества
берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их
государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также
принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее
значение для определения права на пенсию и ее размера.
Распоряжением
Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О
некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на
место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР»
утверждены рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам,
прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
Согласно пункту 5
названных Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в
том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств
- участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный
на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от
13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах
работ. Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж
на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета
указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного
законодательства Российской Федерации. Периоды работы по найму после 01.01.2002
(после вступления в силу Федерального закона от 17.01.2001 № 173-ФЗ) могут быть
включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых
взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на
территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные
периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992
подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате
страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное
страхование.
В пункте 8 указанных
Рекомендаций также разъяснено, что для определения права на трудовую пенсию по
старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из
государств - республик бывшего СССР, не заключивших соглашения с Российской
Федерацией (Азербайджан, Латвия, Эстония), учитывается страховой (трудовой)
стаж, исчисленный с учетом периодов работы в СССР до 01.01.1991, независимо от
уплаты страховых взносов
Указанное Соглашение
от 13.03.1992 Федеральным законом от 11.06.2022 № 175-ФЗ денонсировано
Российской Федерацией, прекратило действие в отношениях между Российской
Федерацией и Республикой Украина с 01.01.2023.
Частью 1 статьи 4
Закона № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане
Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от
15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным
законом.
Согласно пункту 2
статьи 3 Закона № 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права
на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и
(или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы
в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в
страховой стаж.
В соответствии с
частью 2 статьи 11 Закона № 400-ФЗ периоды работы и (или) иной деятельности,
которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего
Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в
страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской
Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае
уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии
с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном
страховании в Российской Федерации».
Таким образом, в
силу вышеприведенных требований пенсионного законодательства, решение вопроса о
зачете времени работы Ашкеровой Л.И. на территории Республики Украины в
страховой стаж истца, не являвшегося в этот период застрахованным в российской
системе государственного социального страхования, возможно только путем
принятия соответствующего международного соглашения с участием Российской
Федерации и Республики Украины или специального закона.
Договор в области
пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и Республикой Украиной в
настоящее время не заключен.
Исходя из того, что
Соглашение от 13.03.1992 денонсировано Российской Федерацией, прекратило
действие в отношениях между Российской Федерацией и Республикой Украиной с
01.01.2023, иного соглашения в области пенсионного обеспечения между Российской
Федерацией и Республикой Украиной не подписано, в материалах дела отсутствуют
сведения об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России за истца,
основания для включения в страховой стаж истца периодов ее работы, имевших
место после 01.01.1991 на территории Республики Украины, отсутствуют.
При этом судебная
коллегия учитывает, что Ашкерова Л.И. обратилась в ОСФР по Ульяновской области по
вопросу назначения страховой пенсии 24.11.2023, то есть после денонсации
Соглашения от 13.03.1992, в связи с чем, данное Соглашение не подлежит
применению к спорным правоотношениям.
Тот факт, что истица
в 2021 году обращалась в пенсионный орган для заблаговременной подготовки
документов на страховую пенсию по старости, принят во внимание быть не может,
поскольку на тот момент истица не достигла пенсионного возраста, и вопрос о ее
праве на страховую пенсию по старости не рассматривался.
С учетом
изложенного, оснований для включения Ашкеровой Л.И. в общий страховой стаж
периода работы с 25.06.1991 по 16.10.1992 в Ч*** Т*** области на территории Республики Украины не
имеется.
При таких
обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по
делу нового решения об отказе Ашкеровой Л.И. в удовлетворении исковых требований
о признании незаконным решения ОСФР по Ульяновской области от 29.11.2023 № *** и
возложении на ОСФР по Ульяновской области обязанности включить Ашкеровой Л.И.
период работы с 25.06.1991 по 16.10.1992 в Ч*** Т*** области Украины в
индивидуальный лицевой счет.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ленинского
районного суда города Ульяновска от 29 января 2024 года отменить.
Принять по делу
новое решение.
В удовлетворении
исковых требований Ашкеровой Любови Ивановны к Отделению Фонда пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о признании
незаконным решения от 29.11.2023 № 185142/21 и возложении обязанности включить
период работы с 25.06.1991 по 16.10.1992 в Ч*** Т*** Украины в индивидуальный
лицевой счет отказать.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 29.05.2024