У Л
Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О
Й С У Д
73RS0001-01-2023-005858-62
Судья Елистратов А.М.
Дело №33а-1445/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Ульяновск
26 марта 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Максимова А.И.,
судей Васильевой
Е.В., Пулькиной Н.А.,
при секретаре
Каминской Ю.А.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной
налоговой службы по Ульяновской области на решение Ленинского районного суда
г.Ульяновска от 27 октября 2023 года по делу №2а-5419/2023, которым
постановлено:
в удовлетворении исковых требований
Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области к Бестаеву
Родиону Эдуардовичу о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени в
сумме 10 462 руб. 97 коп. отказать.
Заслушав доклад
судьи Васильевой Е.В., судебная коллегия
установила:
УФНС России по Ульяновской области обратилось
в суд с административным иском к Бестаеву Родиону Эдуардовичу, *** года
рождения, ИНН ***, о взыскании задолженности по транспортному налогу и
пени, указав, что административный ответчик состоит на налоговом учете в
качестве плательщика транспортного налога, имеет задолженность по данному
налогу за 2019 и 2020 годы и пени на недоимку по налогу за 2016 – 2020 годы.
За Бестаевым Родионом Эдуардовичем
зарегистрированы транспортные средства «ПЕЖО 406», государственный
регистрационный номер *** «СИТРОЕН С4», государственный регистрационный номер ***
У административного ответчика имеется
задолженность по транспортному налогу за 2019 и 2020 годы в сумме 9528 руб. и
пени на недоимку по транспортному налогу за 2016-2020 годы в сумме 934 руб. 97
коп.
Направленные заказной корреспонденцией
требования №46163 от 29.06.2020, №3285 от 03.02.2021, №30107 от 15.12.2021 налогоплательщиком
не исполнены.
Судебный приказ №2а-3156/2022 от 06.06.2022
отменен определением мирового судьи судебного участка №8 Ленинского судебного
района г.Ульяновска от 11.08.2022.
УФНС России по Ульяновской области просило
восстановить пропущенный срок обращения в суд с административным иском и
взыскать с административного ответчика задолженность в сумме 10 462 руб. 97
коп., из которых: транспортный налог за 2019, 2020 годы – 9528 руб., пени по
транспортному налогу за 2016 год – 376 руб. 75 коп., за 2017 год – 376 руб. 75 коп.,
за 2018 год – 123 руб. 47 коп., за 2019 год – 42 руб. 52 коп., за 2020 год – 15
руб. 48 коп.
Принятым по делу решением суда УФНС России по
Ульяновской области отказано в удовлетворении административного иска в связи с
пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и отсутствием
оснований для восстановления пропущенного срока.
В апелляционной жалобе УФНС России по
Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить или
изменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что пропуск
процессуального срока для взыскания задолженности обусловлен ненадлежащим
уведомлением налогового органа об отмене судебного приказа мировым судьей
судебного участка №8 Ленинского судебного района г.Ульяновска и несвоевременным
исправлением описки в определении об отмене судебного приказа. Ранее вынесенный
судебный приказ, а также определение о его отмене были составлены на другое
лицо - Бестаева Романа Эдуардовича, у которого отсутствовала задолженность, в
результате чего налоговый орган не мог идентифицировать ответчика. На дату
получения определения об отмене судебного приказа и после исправления в нем
описки (21.08.2023) срок для обращения с административным иском был пропущен.
Приведенные обстоятельства являются уважительными причинами пропуска
процессуального срока, что согласуется с судебной практикой, однако
необоснованно не были приняты судом во внимание.
В заседание суда апелляционной инстанции
стороны не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим
образом.
Судебная коллегия с учетом положений ст.150,
ч.2 ст.306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы настоящего дела,
административных дел №2а-3156/2022, №2а-1397/2019, №2а-2004/2020 по заявлениям
налогового органа о вынесении судебных приказов о взыскании с Бестаева Родиона
Эдуардовича транспортного налога за 2016 - 2020 годы и пени, рассмотренных
мировым судьей судебного участка №8 Ленинского судебного района г.Ульяновска,
обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом
норм материального и процессуального права, судебная коллегия приходит к выводу
о наличии оснований к отмене решения суда в связи со следующим.
В соответствии с п.4 ст.48 Налогового кодекса
Российской Федерации рассмотрение дел о взыскании задолженности за счет
имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об
административном судопроизводстве.
Административное исковое заявление о
взыскании задолженности за счет имущества физического лица может быть
предъявлено налоговым органом в порядке административного судопроизводства не
позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного
приказа.
Согласно п.5 ст.48 Налогового кодекса
Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления
о взыскании, предусмотренный пунктами 3
и 4 настоящей статьи, может быть восстановлен
судом. К заявлению о взыскании может прилагаться ходатайство налогового органа
о принятии мер предварительной защиты.
Как следует из материалов дела, УФНС России
по Ульяновской области обратилось 31.05.2022 к мировому судье судебного участка
№8 Ленинского района Ленинского судебного района г.Ульяновска с заявлением о
вынесении судебного приказа о взыскании с Бестаева Родиона Эдуардовича (ИНН ***
задолженности по транспортному налогу за 2019 и 2020 годы и пени на недоимку по
налогу за 2016 – 2020 годы.
Судебным приказом мирового судьи судебного
участка №8 Ленинского судебного района г.Ульяновска 06.06.2022 заявление УФНС
России по Ульяновской области о вынесении судебного приказа в отношении
Бестаева Родиона Эдуардовича о взыскании указанной задолженности по налогу и
пени удовлетворено.
При этом в судебном приказе допущен ряд
описок: вместо правильного номера дела «№2а-3156/2022» указано неверно
«№2а-4681»; вместо правильного наименования должника «Бестаев Родион
Эдуардович, *** года рождения, ИНН ***» указано неверно «Бестаев Роман
Эдуардович, *** года рождения, ИНН ***»; государственная пошлина взыскана с ***
который не имеет никакого отношения к рассмотренному делу.
На основании заявления УФНС России по
Ульяновской области об исправлении описок в судебном приказе мировым судьей
были вынесены два определения об исправлении описок от 04.08.2022 и от
06.08.2022 которыми внесены исправления в судебный приказ в данные должника -
указано о взыскании недоимки по налогу и пени с Бестаева Родиона Эдуардовича, ***
года рождения, ***». Описка в номере дела не исправлена.
Определением мирового судьи судебного участка
№8 Ленинского судебного района г.Ульяновска от 19.10.2022 судебный приказ от
06.06.2022 отменен.
При этом судебный приказ отменен на основании
заявления Бестаева Романа Эдуардовича. А из содержания определения об отмене
судебного приказа усматривается, что оно вынесено без учета исправлений,
внесенных в судебный приказ определениями от 04.08.2022 и от 06.08.2022 об
исправлении описок, поскольку содержит только данные о Бестаеве Романе
Эдуардовиче, *** года рождения, как о должнике.
03.08.2023 УФНС России по Ульяновской области
обратилось к мировому судье судебного участка №8 Ленинского района Ленинского
судебного района г.Ульяновска с заявлением об исправлении описки в определении
от 19.10.2022 об отмене судебного приказа, указав, что указанное определение
должно содержать данные Бестаева Родиона Эдуардовича, *** года рождения.
Определением мирового судьи судебного участка
№8 Ленинского района Ленинского судебного района г.Ульяновска от 11.08.2023
указанная описка в определении об отмене судебного приказа исправлена.
При этом в данном определении допущена описка
в дате его вынесения – вместо правильной даты «11.08.2023» указано неверно
«11.08.2022».
Названное определение об исправлении описки
направлено в УФНС России по Ульяновской области 14.08.2023 и получено адресатом
21.08.2023.
С настоящим административным иском УФНС
России по Ульяновской области обратилось в суд 05.10.2023.
Отказывая в удовлетворении административного
искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что административным
истцом пропущен шестимесячный срок для обращения в суд с административным
исковым заявлением, а уважительные причины несвоевременного обращения в суд
отсутствуют.
Вместе с тем, как неоднократно указывал
Конституционный Суд Российской Федерации в своих определениях, положения ст.95
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации устанавливают
возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены
на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников
административного судопроизводства. Вопрос о возможности восстановления
пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на
основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах
предоставленной ему законом свободы усмотрения (Определения от 27.03.2018 № 611-О
и от 17.07.2018 № 1695-О).
В соответствии с положениями ч.3 ст.123.7
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации копии
определения об отмене судебного приказа направляются взыскателю и должнику не
позднее трех дней после дня его вынесения.
В ходатайстве о восстановлении пропущенного
процессуального срока, а также апелляционной жалобе УФНС России по Ульяновской
области последовательно указано на нарушение мировым судьей сроков направления
надлежащего определения об отмене судебного приказа в адрес налогового органа.
Об указанном свидетельствует вынесение
мировым судьей судебного приказа и определения об отмене судебного приказа,
содержащих ненадлежащие сведения о должника Бестаеве Родионе Эдуардовиче, что
явилось причиной неоднократного исправления описок в названных судебных актах.
Оснований для вменения в вину налоговому
органу того, что он не обратился в кратчайшие сроки к мировому судье с
заявлением об исправлении описки в определении об отмене судебного приказа, либо
в суд с административным иском после получения определения об отмене судебного
приказа, которое имело ряд описок, не имеется.
Наличие описок в судебном приказе и
определении об отмене судебного приказа, безусловно, препятствовало
своевременно идентифицировать налогоплательщика – административного ответчика.
Данным обстоятельствам судом первой инстанции
не дано надлежащей правовой оценки.
Судом не предприняты меры, направленные на
проверку указанных обстоятельств, у мирового судьи не получены сведения о дате
направления или передачи указанного определения налоговому органу.
Без выяснения данных обстоятельств вывод о
пропуске без уважительных причин срока на обращение в районный суд с
административным исковым заявлением является преждевременным.
Кодекс
административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет
задачи административного судопроизводства, одной из которых является правильное
рассмотрение административных дел, а в статье 6 -
принципы, в том числе законности и справедливости при разрешении
административных дел.
Данные положения нашли отражение в ч.1 ст.176
Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно
которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае,
когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном
соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к
данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела
факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими
требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой
акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (п.2
и 3
постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23
«О судебном решении»).
Согласно п.39 постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации от 11.06.2020 № 5 «О применении
судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
регулирующих производство в суде апелляционной инстанции», если суд
апелляционной инстанции придет к выводу о незаконности решения об отказе в
удовлетворении административного иска, принятого судом первой инстанции в предварительном
судебном заседании (ч.5 ст.138
Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации) или в судебном заседании в связи
с пропуском срока обращения в суд, он отменяет решение суда и вправе направить
дело в суд первой инстанции для его рассмотрения по существу заявленных
требований, если суд первой инстанции не устанавливал и не исследовал
фактических обстоятельств дела (п.3 ст.309
КАС РФ).
Принимая во внимание, что судом первой
инстанции не исследовались и не устанавливались иные обстоятельства дела,
судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены решения суда и
направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции для рассмотрения
по существу заявленных требований.
При новом рассмотрении дела суду следует
установить обстоятельства, имеющие значение для дела, и разрешить спор в
соответствии с нормами материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь
ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
судебная коллегия
определила:
решение Ленинского
районного суда г.Ульяновска от 27 октября 2023 года отменить, административное
дело №2а-5419/2023 направить в Ленинский районный суд г.Ульяновска на новое
рассмотрение.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со
дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном
порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным
главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 27.03.2024.