Судебный акт
О взыскании единовремнной выплаты
Документ от 30.01.2024, опубликован на сайте 20.02.2024 под номером 111077, 2-я гражданская, о возврате единовременной выплаты на приобретение жилья, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

73RS0004-01-2023-004563-05                                                 

Судья Киреева Е.В.                                                       Дело № 33-572/2024(33-6446/2023)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                    30 января 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Богомолова С.В.,

судей Завгородней Т.Н., Федоровой Л.Г.,

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области на решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 12 октября 2023 года по гражданскому делу №2-3474/2023, по которому постановлено:

 

в удовлетворении искового заявления Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области к Хусаиновой Разиде Вазыховне о взыскании единовременной  выплаты на приобретение жилья  в размере 150 000 руб. – отказать.

 

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области Дементьевой А.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения Хусаиновой Р.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области (далее также – Министерство) обратилось в суд с иском к Хусаиновой Р.В. о взыскании единовременной  выплаты на приобретение жилья.

Требования мотивированы тем, что Хусаинова Р.В. - работник государственного учреждения здравоохранения «Центральная городская клиническая больница г. Ульяновска» (далее - ГУЗ «ЦГКБ») обратилась 06.12.2019 в Министерство с заявлением о выдаче свидетельства «О предоставлении единовременной выплаты».

16.12.2019 Министерством было выдано свидетельство «О предоставлении единовременной выплаты» № 0870 от 16.12.2019  и 27.01.2020 предоставлена выплата в размере 150 000 руб. на счет Хусаиновой Р.В. в качестве оплаты части первоначального взноса на приобретение жилья (платеёжное поручение № 7044 от 27.01.2020).

24.03.2023 в Министерство поступило письмо от ГУЗ «ЦГКБ», в котором сообщается, что получатель выплаты Хусаинова Р.В. уволена 20.03.2023 по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового Кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 16 Положения о предоставлении выплат на приобретение жилья отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области  от 30.03.2011  №12/131-П «О предоставлении выплат на приобретение жилья отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории Ульяновской области», а также пунктом 2.1.4 трехстороннего соглашения о предоставлении единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, Хусаинова Р.В. обязана возвратить выданную Министерством единовременную выплату на счет уполномоченного органа в течение 30 календарных дней со дня прекращения трудового договора в случае прекращения трудового договора, до истечения срока, определенного соглашением (5 лет), за исключением расторжения либо прекращения трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации.

Министерством в адрес Хусаиновой Р.В. направлены письма от 26.04.2023 с требованием возврата единовременной выплаты на приобретение жилья в размере 150 000 руб., которые, не получены адресатом и возвращены в адрес Министерства.

Просили суд взыскать с Хусаиновой Р.В. в пользу Министерства жилищно‑коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области единовременную выплату  в размере 150 000 руб.

Рассмотрев исковые требования по существу, суд принял вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указывает, что решение суда является незаконным, необоснованным, судом неверно установлены обстоятельства дела.

Считает неверным вывод о том, что период с 20.03.2023 (увольнение Хусаиновой Р.В. с должности *** ГУЗ «ЦГКБ») по 03.04.2023 (устройство на должность *** ГУЗ «ЦГКБ»), в связи со сложившимися жизненными обстоятельствами Хусаиновой Р.В., является формальным увольнением и не является безусловным основанием ко взысканию с нее социальной выплаты. Судом не разъяснено, какой временной отрезок после увольнения считается несущим правовые последствия увольнения. Полагает неверным вывод суда о том, что соглашением не предусмотрена обязанность непрерывного стажа работы. Считает, что суд не дал надлежащей оценки пункту 16 Положения о предоставлении выплат на приобретение жилья отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории Ульяновской области, которым установлена обязанность работника вернуть выплату в случае прекращения трудового договора. Выражает несогласие с выводом суда о том, что причины увольнения Хусаиновой Р.В. носили вынужденный характер и формальное увольнение ответчицы не является безусловным основанием ко взысканию с нее указанной социальной выплаты.

Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования,  ГУЗ «ЦГКБ», извещенного о месте и времени судебного разбирательства судом апелляционной инстанции надлежащим образом.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и судом установлено, что между Министерством строительства и архитектуры Ульяновской области (в настоящее время Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области) (уполномоченный орган), Хусаиновой Р.В. (работник) и ГУЗ «ЦГКБ» (организацией) 28.11.2019 заключено соглашение о предоставлении Хусаиновой Р.В., как работнику ГУЗ «ЦГКБ», единовременной выплаты на приобретение жилья (л.д. 17-19).

Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области выполнило свои обязательства, предусмотренные пунктом 2.3.3 соглашения,  путем перечисления Хусаиновой Р.В. в счет оплаты приобретения жилого помещения единовременной выплаты в размере 150 000 руб., что подтверждается платежным поручением от 27.01.2020 №7044 (л.д.9) и не оспаривалось ответчиком.

В свою очередь, Хусаинова Р.В. приняла на себя обязательство отработать в организации 5 лет после предоставления выплаты (подпункт 2.1.3 пункта 2.1 соглашения).

Подпунктом 2.1.4 пункта 2.1 соглашения предусмотрена обязанность работника возвратить выданную выплату на счет уполномоченного органа в течение 30 календарных дней в случае прекращения трудового договора, заключенного работником с организацией, до истечения срока, определенного подпунктом 2.1.3 пункта 2.1 настоящего соглашения, за исключением расторжения трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 1 или 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, либо прекращения указанного трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 5-7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, в течение 30 календарных дней  со дня прекращения трудового договора.

Пунктом 2.2 соглашения на организацию возложена обязанность уведомить уполномоченный орган о факте прекращения трудового договора за две недели до увольнения.

Хусаинова Р.В. осуществляла трудовую деятельность в ГУЗ «ЦГКБ» с 01.07.1991 по 20.03.2023, приказом учреждения от 20.03.2023 №44-05-02/02  трудовой договор с ней прекращен, на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника) (л.д.45).

Министерством 26.04.2023 Хусаиновой Р.В. направлены требования о возврате полученной выплаты (л.д. 20-23), которые не были исполнены ответчиком.

Полагая, что в связи с увольнением по указанному основанию до истечения пятилетнего срока, предусмотренного соглашением, Хусаинова Р.В. обязана возвратить Министерству полученную выплату, истец обратился в суд с настоящим иском.

Рассматривая спор  отказывая в удовлетворении иска, сославшись на положения статьи 40 Конституции Российской Федерации, Постановление Конституционного Суда РФ от 14.01.2020 № 2-П, Постановление Правительства Ульяновской области от 30.03.2011 № 12/131-П «О предоставлении выплат на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории Ульяновской области» (вместе с «Положением о предоставлении единовременных выплат на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории Ульяновской области»), суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для взыскания с Хусаиновой Р.В. полученной ею выплаты.

С данными выводами судебная коллегия соглашается, так как они основаны на верном толковании норм права, подлежащих применению к спорным правоотношениям, и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Согласно статье 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, причем органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, а малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Из этого вытекает обязанность государства способствовать реализации гражданами данного права, которое рассматривается международным сообществом в качестве одного из элементов права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека и статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Оказание государством помощи гражданам, не имеющим жилья или нуждающимся в улучшении жилищных условий, посредством предоставления им социальных выплат за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации отвечает провозглашенным статьей 7 (часть 1) Конституции Российской Федерации целям социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В свою очередь, Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2).

В целях стимулирования жилищного строительства в Ульяновской области, развития системы ипотечного жилищного кредитования и создания условий для повышения доступности жилых помещений для отдельных категорий граждан, а также закрепления кадров в организациях, находящихся на территории Ульяновской области, Правительством Ульяновской области принято постановление от 30.03.2011 № 12/131-П «О предоставлении выплат на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории Ульяновской области» (вместе с «Положением о предоставлении единовременных выплат на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории Ульяновской области»), пунктом 1 которого установлено, что работники областных государственных учреждений Ульяновской области и медицинские работники Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральный научно-клинический центр медицинской радиологии и онкологии» Федерального медико-биологического агентства, для которых указанные учреждения являются основным местом работы, постоянно проживающие на территории Ульяновской области, имеют право на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения, приобретаемого с привлечением средств ипотечных кредитов, на условиях и в порядке, предусмотренных настоящим постановлением.

В настоящее время Министерство жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области является исполнительным органом Ульяновской области, уполномоченным на предоставление единовременных выплат (пункт 3 постановления Правительства Ульяновской области от 30.03.2011 № 12/131-П).

Пунктом 16 Положения о предоставлении единовременных выплат на приобретение жилого помещения отдельным категориям граждан, постоянно проживающих на территории Ульяновской области (на момент предоставления спорной выплаты именовалось, как Положение о предоставлении единовременных выплат на приобретение жилого помещения работникам областных государственных учреждений и медицинским работникам Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Клиническая больница № 172 Федерального медико‑биологического агентства», постоянно проживающим на территории Ульяновской области) предусмотрено, что в случае прекращения трудового договора, заключенного работником с организацией, до истечения срока, определенного соглашением, за исключением расторжения трудового договора по инициативе работодателя по основаниям, предусмотренным пунктами 1 или 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации, либо прекращения указанного трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 5 - 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, выплата подлежит возврату работником на лицевой счет уполномоченного органа в течение 30 календарных дней со дня прекращения трудового договора. В случае отказа или уклонения работника от добровольного возврата выплаты уполномоченный орган принимает предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по ее принудительному взысканию.

Вместе с тем, как верно отмечено судом со ссылкой на руководящие позиции Конституционного Суда Российской Федерации, исходя из правовой природы указанной социальной выплаты, предоставляемой государством в лице уполномоченного органа субъекта Российской Федерации, нормы, регулирующие основания взыскания с граждан денежных средств в размере полученной ими социальной выплаты, во всяком случае не должны толковаться судами сугубо формально, без исследования и учета всех обстоятельств дела и оценки действий получателя выплаты.

Как установлено судом, Хусаинова Р.В. еще до направления ей требования о возврате выплаты вновь принята на работу на должность *** ГУЗ «ЦГКБ» с 03.04.2023, где продолжает работать и по настоящее время (л.д. 44).

Таким образом, оснований полагать, что на момент направления ответчику требования о возврате выплаты и рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции со стороны Хусаиновой Р.В. имело место нарушение подпункта 2.1.3 пункта 2.1 соглашения в части обязанности работника  отработать в организации 5 лет после предоставления выплаты.

При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, судом сделан верный вывод о том, что указанным соглашением не предусмотрена обязанность работника отработать в данной организации указанный срок именно непрерывно.

Более того, в судебном заседании Хусаинова Р.В. пояснила, что причины ее увольнения носили вынужденный характер, а именно, болезнь близкого родственника (дочери).

Министерством на момент принятия решения об истребовании указанной выплаты уважительность причин увольнения Хусаиновой Р.В. не проверялась, доказательств опровергающих довод ответчика в данной части не представлено.

Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия полагает, что как на момент истребования Министерством у Хусаиновой Р.В. предоставленной выплаты, так и на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, права Министерства нарушены не были, доказательства какого‑либо злоупотребления правом со стороны Хусаиновой Р.В. отсутствуют, что являлось основанием для отказа в иске.

При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции соглашается с решением суда.

Выводы суда мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и оснований для признания их неправильными не имеется.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования суда первой инстанции и необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов.

Обстоятельства дела исследованы судом с достаточной полнотой, всем представленным сторонами доказательствам дана надлежащая оценка. Материальный и процессуальный законы применены судом правильно.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Заволжского районного суда города Ульяновска от 12 октября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и строительства Ульяновской области – без удовлетворения.        

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение  трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Заволжский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи        

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 06.02.2024.