У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
73RS0003-01-2023-002041-58
Судья Санатуллова Ю.Р. Дело №
33а-444/2024 (№33а-6316/2023)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Ульяновск 30
января 2024 года
Судебная коллегия по
административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Лифановой З.А.,
судей Буделеева
В.Г., Смирновой Ю.В.
при секретаре
Чичкиной А.П.
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации города
Ульяновска на решение Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 14
августа 2023 года по делу № 2а-1932/2023, по которому постановлено:
административный иск
прокурора Железнодорожного района г.Ульяновска удовлетворить.
Признать незаконным
бездействие администрации муниципального образования «город Ульяновск»,
выразившееся в неисполнении обязанностей по надлежащему содержанию
муниципальной автомобильной дороги по *** в городе Ульяновске на участке от
дома №*** до дома №***
Обязать администрацию
муниципального образования «город Ульяновск» привести в соответствие с
эксплуатационными требованиями, предусмотренными п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017,
участок муниципальной автомобильной дороги от дома №*** до дома №*** по *** в
городе Ульяновске.
Заслушав доклад судьи Смирновой Ю.В.,
пояснения прокурора Макейкиной Е.В., полагавшей решение суда законным и
обоснованным, судебная коллегия
установила:
прокурор Железнодорожного района
г. Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с
административным исковым заявлением, уточненным в ходе судебного
разбирательства, к администрации г.Ульяновска
о признании бездействия незаконным, возложении обязанности устранить
допущенные нарушения.
В обоснование административного иска указано,
что в ходе проверки соблюдения требований законодательства о безопасности
дорожного движения, проведенной прокуратурой Железнодорожного района г.
Ульяновска, установлено, что администрацией муниципального образования «город
Ульяновск» надлежащим образом не выполняются обязанности по содержанию
муниципальных автомобильных дорог в надлежащем эксплуатационном состоянии, до
настоящего времени не произведены работы по восстановлению покрытия на
отдельных участках муниципальной улично-дорожной сети, что является
сопутствующим условием совершения дорожно-транспортных происшествий, в том
числе с участием пешеходов.
Просил признать незаконным бездействие администрации
муниципального образования «город Ульяновск», выраженное в неисполнении
обязанностей по содержанию муниципальной автомобильной дороги по проезду
Энергетиков в г.Ульяновске, обязать
администрацию муниципального образования «город Ульяновск» привести в
соответствие с эксплуатационными требованиями участок муниципальной
автомобильной дороги от дома №*** до дома №*** по *** в г.Ульяновске.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены ГИБДД
УМВД России по Ульяновской области, ЦДиТНПБДД ГИБДД УМВД России по Ульяновской
области.
Рассмотрев
заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе администрация г.Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его
отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении административного
иска. В обоснование жалобы указывает, что администрация г.Ульяновска является
бюджетным учреждением, денежные средства, находящиеся в ее распоряжении, носят
целевой характер. Бюджет муниципального образования «город Ульяновск» на 2023 г. сформирован. В
связи с дефицитом бюджета большая часть мероприятий по смете расходов
Управления дорожного хозяйства и
транспорта администрации г.Ульяновска финансированием не обеспечены.
В заседание суда
апелляционной инстанции кроме прокурора, иные лица, участвующие в деле,
не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся
участников процесса согласно ст. 150, ч. 2 ст. 306 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации.
Изучив материалы
дела, обсудив доводы апелляционной жалобы,
судебная коллегия приходит к
следующему.
Отношения,
возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением
дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом
от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в
Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации».
В соответствии с п.12 ст.3
данного Федерального закона содержание автомобильной дороги - это комплекс
работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги,
оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению
безопасности дорожного движения.
В силу п.6 указанной
статьи содержание автомобильных дорог является разновидностью
дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог
местного значения согласно п.6 ч.1 ст.13
Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о
дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации» относится к полномочиям органов
местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских
округов.
Обязанность по обеспечению соответствия
состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и
другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание
автомобильных дорог (п.2 ст.12
Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»).
Осуществление
дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения
обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч.3 ст.15
Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о
дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные
законодательные акты Российской Федерации»).
Исходя из положений ст.37
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местная
администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным
органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом
полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для
осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного
самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.16
Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ и в силу ст.38 Устава муниципального
образования «город Ульяновск» к вопросам местного значения городского округа
относится дорожная деятельность в
отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и
обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и
обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление
муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в
границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области
использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу требований п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017
«Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы.
Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения
безопасности дорожного движения. Методы контроля», покрытие проезжей части не
должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных
повреждений.
Прокуратурой Железнодорожного района
г.Ульяновска проведена проверка соблюдения требования законодательства о
безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что администрацией
г.Ульяновска ненадлежащим образом выполняются обязанности по содержанию
муниципальных автомобильных дорог в надлежащем эксплуатационном состоянии, в
частности, установлено, что участок дороги от дома №*** до дома №*** по *** в
г. Ульяновске имеет грунтовое покрытие.
Учитывая
вышеприведенные положения законодательства, суд первой инстанции обоснованно
возложил на администрацию города Ульяновска, как собственника автомобильных
дорог местного значения в границах
городского округа, обязанность по приведению
указанного выше участка муниципальной
автомобильной дороги в надлежащее состояние, отвечающее требованиям ГОСТ Р
50597-2017.
Доводы апелляционной
жалобы о недостаточности финансирования на правильность выводов суда первой
инстанции не влияют и не могут служить
основанием для освобождения административного ответчика от исполнения
предусмотренной законом обязанности.
Принятое по делу решение
является законным и обоснованным, постановлено при полной и объективной оценке
представленных доказательств, верном применении норм материального и
процессуального права.
Учитывая, что при
рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено нарушений норм
материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену решения,
оснований его отмены не имеется.
На основании
изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение
Железнодорожного районного суда города Ульяновска от 14 августа 2023 года оставить
без изменения, апелляционную жалобу администрации города Ульяновска - без
удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может
быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса
административного судопроизводства Российской Федерации, через суд первой
инстанции.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 01.02.2024.