Судебный акт
О назначении страховой пенсии по старости досрочно
Документ от 16.01.2024, опубликован на сайте 19.01.2024 под номером 110572, 2-я гражданская, о назначении пенсии со снижением пенсионного возраста, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

 

Судья Росляков В.Ю.                                                73RS0008-01-2023-000676-08

Дело № 33-238/2024 (33-6100/2023)

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

город Ульяновск                                                                                        16 января 2024 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Карабанова А.С., Шлейкина М.И.,

при секретаре Герасимове А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную и дополнительную апелляционную жалобы Ляминой Людмилы Юрьевны на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 22 сентября 2023 года по гражданскому делу № 2-1-548/2023, по которому постановлено:

 

уточненные исковые требования Ляминой Людмилы Юрьевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области об установлении факта проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986 по 30.06.1988, признании права на снижение пенсионного возраста на 3 года, возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости с 23.08.2023, оставить без удовлетворения.

 

Заслушав доклад судьи Карабанова А.С., пояснения истца Ляминой Л.Ю. и ее представителя Поташова В.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,

 

У С Т А Н О В И Л А :

 

Лямина Л.Ю. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.

В обоснование иска указано, что истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в связи с проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в чем ей было отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности проживания (работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Лямина Л.Ю. полагает, что данное решение является незаконным и необоснованным, поскольку оно принято без учета того факта, что в период с 01.09.1981 по 30.06.1988 она обучалась в И*** средней школе № ***, расположенной в ***, что дает ей право на снижение возраста выхода на пенсию по старости на 1 год, а всего, с учетом имеющегося у нее периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом, на 3 года.

С учетом изложенного, Лямина Л.Ю. просила установить факт постоянного ее проживания на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в *** в период с 26.04.1986 по 30.06.1988, признать за ней право на снижение пенсионного возраста на 3 года, обязать ответчика назначить с 23.08.2023 пенсию по старости со снижением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Суд первой инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Лямина Л.Ю. просит отменить решение суда, принять новое решение, удовлетворив исковые требования в полном объеме. В обоснование доводов жалобы приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

В дополнительной апелляционной жалобе Лямина Л.Ю. ссылается на решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 27.03.2017 по гражданскому делу №*** по иску Б*** Н.В. к ГУ-*** по У*** о признании права на назначение пенсии по старости со снижением пенсионного возраста, которым при равных условиях и обстоятельствах период обучения в в И*** средней школе № *** с 26.04.1986 по 26.06.1987 был признан фактом проживания (пребывания) на территории с льготным социально-экономическим статусом. Не соглашается с тем, что суд критически отнесся к пояснениям свидетелей, подтверждающим факт ее проживания в период с 26.04.1986 по 30.06.1988 в доме ее бабушки Г*** А.Ф. по адресу: ***, относящейся к территории с льготным социально-экономическим статусом. Отмечает, что представленный ей доказательства в совокупности позволяют сделать однозначный вывод о том, что в период учебы с 26.04.1986 по 30.06.1988 года истец проживала (пребывала) большее количество времени на загрязненной территории И*** района, ежедневно подвергаясь воздействию радиации.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Из материалов дела следует, что 24.07.2023 Лямина Л.Ю. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ о т 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации впоследствии катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Решением ОСФР по Ульяновской области от 09.08.2023 № *** Ляминой Л.Ю. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с отсутствием требуемой продолжительности проживания или работы в зоне с льготно-экономическом статусом (л.д. 28-29).

При этом ответчиком рассчитана продолжительность проживания (работы) истицы в зоне с льготным социально-экономическим статусом, которая составила 7 лет 9 месяцев 11 дней: с 21.09.1989 по 08.06.1992 (02-08-18), с 09.06.1992 по 09.02.1993 (00-08-01), с 10.02.1993 по 19.05.1993 (00-03-10), с 20.12.1993 по 31.01.1998 (04 года 01 месяц 12 дней), что дает ей право на снижение пенсионного возраста на 1 год.

Не согласившись с этим, Лямина Л.Ю. обратилась в суд с настоящим иском.

Рассмотрев по существу заявленные требования, суд, верно применив закон и дав правильную правовую оценку представленным доказательствам, обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 № 1244-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1) к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяются нормы Закона №1244-1, относятся в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Указанной категории граждан в соответствии со статьей 34 Закона №1244- 1 пенсия по старости назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

При этом согласно примечанию к статье 35 Закона № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.

Согласно статье 7 Закона Закон № 1244-1 действие данного Закона распространяется на территории, подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Указанные территории подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально- экономическим статусом.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557 город Инза Инзенского района Ульяновской области был включен в Перечень населенных пунктов, территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и отнесено к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582 город Инза с 01.02.1998 не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ №958н от 28 ноября 2014 года утвержден «Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению».

В соответствии с пунктом 100 названного перечня периоды проживания или работы в загрязненной зоне подтверждаются соответствующими документами, к числу которых относятся удостоверение установленного образца и документы, подтверждающие проживание в указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).

Из материалов дела следует, что в период с 01.09.1981 по 30.06.1988 Лямина (Куликова) Л.Ю., *** года рождения, обучалась в в И*** средней школе № ***, что подтверждается аттестатом о среднем образовании серии *** и справкой МКОУ «И***» от 28.07.2023 № 96 (л.д. 26-27).

Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции, Лямина (Куликова) Л.Ю. в спорный период была зарегистрирована по месту жительства и постоянно проживала с родителями в селе Т***, которое к зоне с льготным социально-экономическим статусом не относилось.

Таким образом, отсутствует документальное подтверждение того, что в оспариваемый период истица постоянно проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Доводы апелляционной жалобы Ляминой Л.Ю. о том, что при определении ее права на снижение пенсионного возраста на основании статьи 34 Закон № 1244-1 необходимо учитывать период ее обучения в в И*** средней школе № *** с 01.09.1981 по 30.06.1988, несостоятельны и не основаны на законе.

Как указывалось выше, право на снижение пенсионного возраста дает постоянное проживание или работа в зоне с льготным социально-экономическим статусом.

Обучение в средней школе, не являющейся школой-интернатом, не может быть приравнено к постоянной работе, поскольку ученики в школе находятся значительно меньше времени нежели рабочие, сотрудники учреждений, для которых четко установлен трудовой распорядок, предусматривающий, как правило, восьми часовой рабочий день с перерывом на обед 1 час, пятидневную рабочую неделю и очередной отпуск в течение календарного года.

Доводы апелляционной жалобы, о том, что в спорный период истица постоянно проживала в г. И*** у своей бабушки, отклоняются судебной коллегией, поскольку каких-либо доказательств указанным доводам в материалах дела не имеется.

Кроме того, к данным доводам судебная коллегия относится критически, учитывая незначительное расстояние между селом Т*** и в И*** средней школе № *** (менее 3 км).

Доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения, поскольку по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и повторяют изложенную ранее заявителем позицию, которая была предметом исследования и оценки суда и была им правомерно отвергнута. Оснований для иной оценки исследованных доказательств судебная коллегия не усматривает.

Оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для признания их ошибочными и отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

О П Р Е Д Е Л И Л А:

 

решение Инзенского районного суда Ульяновской области от 22 сентября 2023 года оставить без изменения, а апелляционную и дополнительную апелляционную жалобы Ляминой Людмилы Юрьевны – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Инзенский районный суд Ульяновской области.

 

Председательствующий

 

Судьи:       

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.01.2024