УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Росляков В.Ю. 73RS0008-01-2023-000676-08
Дело № 33-238/2024 (33-6100/2023)
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н
О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ульяновск
16
января 2024 года
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Герасимовой Е.Н.,
судей Карабанова
А.С., Шлейкина М.И.,
при секретаре Герасимове
А.В.,
рассмотрела в
открытом судебном заседании апелляционную и дополнительную апелляционную жалобы
Ляминой Людмилы Юрьевны на решение Инзенского районного суда Ульяновской
области от 22 сентября 2023 года по гражданскому делу № 2-1-548/2023, по
которому постановлено:
уточненные исковые требования
Ляминой Людмилы Юрьевны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области об установлении факта проживания на
территории зоны с льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986 по
30.06.1988, признании права на снижение пенсионного возраста на 3 года,
возложении обязанности назначить досрочную пенсию по старости с 23.08.2023,
оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад
судьи Карабанова А.С., пояснения истца Ляминой Л.Ю. и ее представителя Поташова
В.Н., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А :
Лямина Л.Ю.
обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской
области) о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по
старости.
В обоснование иска
указано, что истица обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по
старости с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста в связи с
проживанием (работой) в зоне с льготным социально-экономическим статусом, в чем
ей было отказано из-за отсутствия требуемой продолжительности проживания
(работы) в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Лямина Л.Ю.
полагает, что данное решение является незаконным и необоснованным, поскольку
оно принято без учета того факта, что в период с 01.09.1981 по 30.06.1988 она
обучалась в И*** средней школе № ***, расположенной в ***, что дает ей право на
снижение возраста выхода на пенсию по старости на 1 год, а всего, с учетом
имеющегося у нее периода проживания в зоне с льготным социально-экономическим
статусом, на 3 года.
С учетом
изложенного, Лямина Л.Ю. просила установить факт постоянного ее проживания на
территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в *** в период с
26.04.1986 по 30.06.1988, признать за ней право на снижение пенсионного
возраста на 3 года, обязать ответчика назначить с 23.08.2023 пенсию по старости
со снижением пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Закона РФ
от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся
воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Суд первой
инстанции, рассмотрев дело по существу, принял приведенное выше решение.
В апелляционной
жалобе Лямина Л.Ю. просит отменить решение суда, принять новое решение,
удовлетворив исковые требования в полном объеме. В обоснование доводов жалобы
приводит доводы, аналогичные изложенным в исковом заявлении.
В дополнительной
апелляционной жалобе Лямина Л.Ю. ссылается на решение Инзенского районного суда
Ульяновской области от 27.03.2017 по гражданскому делу №*** по иску Б*** Н.В. к
ГУ-*** по У*** о признании права на назначение пенсии по старости со снижением
пенсионного возраста, которым при равных условиях и обстоятельствах период
обучения в в И*** средней школе № *** с 26.04.1986 по 26.06.1987 был признан
фактом проживания (пребывания) на территории с льготным социально-экономическим
статусом. Не соглашается с тем, что суд критически отнесся к пояснениям
свидетелей, подтверждающим факт ее проживания в период с 26.04.1986 по
30.06.1988 в доме ее бабушки Г*** А.Ф. по адресу: ***, относящейся к территории
с льготным социально-экономическим статусом. Отмечает, что представленный ей
доказательства в совокупности позволяют сделать однозначный вывод о том, что в
период учебы с 26.04.1986 по 30.06.1988 года истец проживала (пребывала)
большее количество времени на загрязненной территории И*** района, ежедневно
подвергаясь воздействию радиации.
В соответствии со
статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в
отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом
извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Изучив
материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и
обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи
327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная
коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Из материалов дела следует,
что 24.07.2023 Лямина Л.Ю. обратилась в ОСФР по Ульяновской области с
заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии
со ст. 34 Закона РФ о т 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан,
подвергшихся воздействию радиации впоследствии катастрофы на Чернобыльской
АЭС».
Решением ОСФР по
Ульяновской области от 09.08.2023 № *** Ляминой Л.Ю. было отказано в назначении
досрочной страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от
15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в связи с отсутствием
требуемой продолжительности проживания или работы в зоне с
льготно-экономическом статусом (л.д. 28-29).
При этом ответчиком
рассчитана продолжительность проживания (работы) истицы в зоне с льготным
социально-экономическим статусом, которая составила 7 лет 9 месяцев 11
дней: с 21.09.1989 по 08.06.1992 (02-08-18), с 09.06.1992 по 09.02.1993
(00-08-01), с 10.02.1993 по 19.05.1993 (00-03-10), с 20.12.1993 по 31.01.1998
(04 года 01 месяц 12 дней), что дает ей право на снижение пенсионного возраста
на 1 год.
Не согласившись с
этим, Лямина Л.Ю. обратилась в суд с настоящим иском.
Рассмотрев по
существу заявленные требования, суд, верно применив закон и дав правильную
правовую оценку представленным доказательствам, обоснованно пришел к выводу об
отказе в удовлетворении исковых требований.
Согласно части 1
статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60
лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных
приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с
подпунктом 8 пункта 1 статьи 13 Закона от 15 мая 1991 № 1244-ФЗ «О
социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее – Закон № 1244-1) к гражданам,
подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
на которых распространяются нормы Закона №1244-1, относятся в том числе
граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с
льготным социально-экономическим статусом.
Указанной категории
граждан в соответствии со статьей 34 Закона №1244- 1 пенсия по старости
назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 1 год и
дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории
зоны проживания с льготным социально- экономическим статусом, но не более чем
на 3 года в общей сложности.
При этом согласно
примечанию к статье 35 Закона № 1244-1 первоначальная величина снижения
пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 настоящего Закона,
предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших
(работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период
от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от
времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с
этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об
изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Согласно статье 7
Закона Закон № 1244-1 действие данного Закона распространяется на территории,
подвергшиеся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской
АЭС.
Указанные территории
подразделяются на следующие зоны: зона отчуждения; зона отселения; зона
проживания с правом на отселение; зона проживания с льготным социально- экономическим
статусом.
Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 05.04.1993 № 557 город Инза Инзенского
района Ульяновской области был включен в Перечень населенных пунктов,
территории которых подвергались радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы
на Чернобыльской АЭС, и отнесено к зоне проживания с льготным
социально-экономическим статусом.
Согласно Перечню
населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному Постановлением
Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582 город Инза с 01.02.1998
не относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Приказом
Министерства труда и социальной защиты РФ №958н от 28 ноября 2014 года утвержден
«Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии,
установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с
учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения
накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному
обеспечению».
В соответствии с
пунктом 100 названного перечня периоды проживания или работы в загрязненной
зоне подтверждаются соответствующими документами, к числу которых относятся
удостоверение установленного образца и документы, подтверждающие проживание в
указанных зонах (регистрацию по месту жительства или месту пребывания).
Из материалов дела
следует, что в период с 01.09.1981 по 30.06.1988 Лямина (Куликова) Л.Ю., ***
года рождения, обучалась в в И*** средней школе № ***, что подтверждается
аттестатом о среднем образовании серии *** и справкой МКОУ «И***» от
28.07.2023 № 96 (л.д. 26-27).
Вместе с тем, как
установлено судом первой инстанции, Лямина (Куликова) Л.Ю. в спорный
период была зарегистрирована по месту жительства и постоянно проживала с
родителями в селе Т***, которое к зоне с льготным социально-экономическим
статусом не относилось.
Таким образом,
отсутствует документальное подтверждение того, что в оспариваемый период истица
постоянно проживала в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Доводы апелляционной
жалобы Ляминой Л.Ю. о том, что при определении ее права на снижение пенсионного
возраста на основании статьи 34 Закон № 1244-1 необходимо учитывать период ее
обучения в в И*** средней школе № *** с 01.09.1981 по 30.06.1988,
несостоятельны и не основаны на законе.
Как указывалось
выше, право на снижение пенсионного возраста дает постоянное проживание или
работа в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Обучение в средней
школе, не являющейся школой-интернатом, не может быть приравнено к постоянной
работе, поскольку ученики в школе находятся значительно меньше времени нежели
рабочие, сотрудники учреждений, для которых четко установлен трудовой
распорядок, предусматривающий, как правило, восьми часовой рабочий день с
перерывом на обед 1 час, пятидневную рабочую неделю и очередной отпуск в
течение календарного года.
Доводы апелляционной
жалобы, о том, что в спорный период истица постоянно проживала в г. И*** у
своей бабушки, отклоняются судебной коллегией, поскольку каких-либо
доказательств указанным доводам в материалах дела не имеется.
Кроме того, к данным
доводам судебная коллегия относится критически, учитывая незначительное
расстояние между селом Т*** и в И*** средней школе № *** (менее 3 км).
Доводы апелляционной жалобы не
свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения, поскольку по
существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой
обстоятельств дела и повторяют изложенную ранее заявителем позицию, которая
была предметом исследования и оценки суда и была им правомерно отвергнута.
Оснований для иной оценки исследованных доказательств судебная коллегия не
усматривает.
Оснований, предусмотренных статьей 330
Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для признания их
ошибочными и отмены решения суда в апелляционном порядке не установлено.
Руководствуясь
статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная
коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Инзенского
районного суда Ульяновской области от 22 сентября 2023 года оставить без
изменения, а апелляционную и дополнительную апелляционную жалобы Ляминой
Людмилы Юрьевны – без удовлетворения.
Определение суда
апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное
определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке
в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара) по правилам,
установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации через Инзенский районный суд Ульяновской области.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное
апелляционное определение изготовлено 17.01.2024