У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33 - *** – 2008 Судья Сизова Г.М.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
02 сентября 2008 год
г.
Ульяновск
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в
составе:
председательствующего Шлотгауэр Л.Л.,
судей Аладина П.К. и Булгакова Г.М.
рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда
Российской Федерации (государственное учреждение) в Тереньгульском районе
Ульяновской области на решение Тереньгульского районного суда Ульяновской
области от 31 июля 2008 года, по которому постановлено:
Исковые требования О*** Л*** А*** к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное
учреждение) в Тереньгульском районе Ульяновской области удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное
учреждение) в Тереньгульском районе Ульяновской области зачесть О*** Л*** А***
в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии в связи с
осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения,
периоды:
- с 25 июля 1988 года по 31 октября 1999 года в должности медсестры г***
и х*** отделений Тереньгульской ЦРБ в льготном порядке как 1 год работы за 1
год 9 месяцев;
- с 31 декабря 2006 года по 16 апреля 2007 года в должности медицинской
сестры в стерилизационной в К*** ЦРБ Самарской области в календарном
исчислении.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в
Тереньгульском районе Ульяновской области назначить О*** Л*** А*** досрочную
трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране
здоровья населения с 26 декабря 2007 года.
Заслушав доклад судьи Аладина П.К., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
О*** Л.А. обратилась с иском (уточненным в ходе судебного разбирательства)
к Управлению Пенсионного Фонда РФ (государственное учреждение) в Тереньгульском
районе Ульяновской области (далее ГУ УПФ РФ), в котором просила обязать
ответчика:
- зачесть в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии
по старости в связи с осуществлением деятельности по охране здоровья населения,
период работы с 25 июля 1988 года по 31 октября 1999 года в должности медицинской
сестры г*** и х*** отделений Тереньгульской ЦРБ в льготном исчислении 1 год за
1 год 9 месяцев;
- зачесть в льготный стаж период работы с 31 декабря 2006 года по 16 апреля 2007 года в качестве медицинской сестры в стерилизационной в К***
ЦРБ Самарской области;
- назначить досрочную трудовую пенсию с 26 декабря 2007 года.
В обосновании своих требований истица
указала, что 26 декабря 2007 года она обратилась в ГУ УПФ РФ с заявлением о
назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением
деятельности по охране здоровья населения, поскольку у нее имелся требуемый для
назначения данного вида пенсии стаж работы - 25 лет в сельской местности. Ответчик
отказал в удовлетворении ее заявления в связи с отсутствием требуемого стажа.
Отказ незаконен. Так, период с 25 июля 1988 года по 31 октября 1999 года ответчиком
был исчислен как 1 год работы за 1 год 6 месяцев, однако при этом ответчик
незаконно отказал в применении еще коэффициента за работу в сельской местности 1
год за 1 год и 3 месяца. Необоснованно ответчиком был исчислен в календарном
порядке стаж ее работы в качестве медицинской сестры стерилизационной в К***
ЦРБ с 31 декабря 2006 года по 16
апреля 2007 года.
Разрешив по существу заявленные по делу требования, районный суд
постановил приведенное выше решение.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ просит отменить постановленное по делу
решение в части зачета в стаж периода с 25 июля 1988 года по 31 октября 1999
года в льготном исчислении как 1 год работы за 1 год 9 месяцев и в части
назначения пенсии с 26 декабря 2007 года.
Жалоба мотивирована тем, что суд неправильно истолковал Постановление
Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 и Постановление
Правительства РФ от 22 октября 2002 года № 781 в части применения двойной
льготы. Постановлением № 464 не было предусмотрено суммирование льгот по разным
основаниям. Такой порядок был предусмотрен Постановлением № 781, однако
указанное постановление не могло быть применено, поскольку наименование
должности истицы «медицинская сестра г*** отделения», «медицинская сестра х***
отделения» не совпадает с должностью, указанной в Перечне (приложение к
Правилам исчисления периодов работы…) «операционная медицинская сестра». Таким
образом, суд должен был руководствоваться Постановлением № 464 и применять
только одну льготу, т.е. 1 год 6 месяцев за 1 год работы.
Рассмотрев доводы жалобы, изучив материалы дела, выслушав представителя
ГУ УПФ Г*** Т.А., просившую удовлетворить жалобу по доводам, в ней изложенным, проверив
соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и правильность
применения судом норм процессуального и материального права при вынесении
решения, кассационная инстанция не находит его подлежащим отмене.
Суд кассационной инстанции проверяет
законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов,
изложенных в кассационной жалобе (п. 1 ст. 347 ГПК РФ).
При рассмотрении дела районный суд принял все необходимые меры для
всестороннего, полного и объективного выяснения действительных обстоятельств
дела, прав и обязанностей сторон.
На основании надлежащей оценки имеющихся в материалах дела
доказательств суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных
требований истицы в части применения суммирования льгот к периоду работы О***
Л.А. в должности медицинской сестры г*** и х*** отделений Тереньгульского ЦРБ с
25 июля 1988 года по 31 октября 1999 года.
Доводы кассационной жалобы этих выводов не опровергают.
В соответствии с п\п 11 п. 1 ст. 28
Федерального закона Российской Федерации от 17.12.2001 г. № 173 - ФЗ «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации» лица, осуществлявшие лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в сельской местности и поселках
городского типа, приобретают право на пенсию при наличии не менее 25 лет стажа
на соответствующих видах работ, а лица, осуществлявшие такую деятельность в
городах, сельской местности и в поселках городского типа, - при наличии не
менее 30 лет стажа.
Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное
назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных
учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства
Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 (п\п «а» п. 5),
установлено, что период работы в сельской местности исчисляется в льготном
порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца), только если она протекала в городе,
в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), если же
работа осуществлялась только в сельской местности и в поселке городского типа
(рабочем поселке), то льготный порядок исчисления таких периодов работы не
применяется.
Между тем по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица,
претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам
Федерального закона № 173-ФЗ, периоды работы до 1 января
2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных
правовых актов.
В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от
23.09.1999 г. № 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в
связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до
1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и
должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических
учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает
право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР
от 6 сентября 1991 года № 464.
В соответствии с п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от
06.09.1991 года № 464, один год работы в сельской местности или поселке
городского типа засчитывается в стаж работы в льготном исчислении как 1 год и 3
месяца, а работа среднего медицинского персонала независимо от наименования
отделения палат хирургического профиля стационара - один год работы за 1 год 6
месяцев.
Согласно Письму ПФР от 16.10.2002 года №ЛЧ-25-25/9480, льгота по
исчислению стажа на соответствующих видах работ может применяться в отношении
среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля
стационаров без подтверждения факта участия в проведении хирургических
операций.
Указанные условия действовали до 01.11.1999 г., то есть до вступления в
силу Постановления Правительства РФ от 23.09.1999 г. № 1066.
Кроме того, п. 5 Правил от 29.10.2002 г. установлен порядок льготного
суммирования стажа для лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по
охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях
здравоохранения в сельской местности или в поселке городского типа (1,3) и
одновременно работающих в структурных подразделениях учреждений здравоохранения
в должностях по перечню (1,6).
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно
пришел к выводу, что спорный период с 25 июля 1988 года по 31 октября 1999 года должен включаться в стаж в льготном исчислении, с применением
двух коэффициентов (1 год и 3 месяца за 1 год работы + 1 год и 6 месяцев за 1 год работы), поскольку
истица работала в сельской местности и занимала должности среднего медицинского
персонала в отделениях хирургического профиля стационара.
В связи с этим решение суда является законным и обоснованным, доводы
жалобы ответчика не могут служить основанием для отмены решения, так как они
основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Руководствуясь
ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Тереньгульского районного суда Ульяновской области от 31 июля
2007 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного
фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Тереньгульском районе
- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: