УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
73RS0001-01-2023-002739-10
Судья Алексеева Е.В.
Дело № 33-5662/2023
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р
Е Д Е Л Е Н И Е
г. Ульяновск
19 декабря 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского
областного суда в составе:
председательствующего Герасимовой Е.Н.,
судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,
при секретаре Герасимове А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №
2-2863/2023 по апелляционной жалобе представителя Тищенко Михаила Юрьевича –
Тищенко Сергея Михайловича на решение Ленинского районного суда города
Ульяновска от 14 июля 2023 года, по которому постановлено:
исковые требования Тищенко
Михаила Юрьевича к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования
Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности включить в
льготном исчислении периоды работы в специальный стаж для назначения досрочной
страховой пенсии по старости, возложении
обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить
частично.
Возложить на Отделение Фонда Пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность
включить в специальный стаж Тищенко Михаила Юрьевича, дающий право на
назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части
1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
период его работы в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения Д***
города Ульяновска в период с 22.03.1999 по 01.04.1999 в льготном исчислении как
один год работы за один год шесть месяцев.
Возложить на Отделение Фонда Пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность
включить в специальный стаж Тищенко Михаила Юрьевича, дающий право на
назначение досрочной страховой
пенсии по старости в соответствии с
пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
период его работы в должности
заведующего эндоскопическим кабинетом государственного учреждения
здравоохранения «У***» с 30.10.2001 по 13.08.2007.
Возложить на Отделение Фонда Пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность назначить Тищенко Михаилу
Юрьевичу досрочную страховую пенсию по
старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 12.06.2022.
Взыскать с Отделения Фонда Пенсионного и
социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области в пользу
Тищенко Михаила Юрьевича расходы
по государственной пошлине в сумме 300 руб., расходы по оформлению доверенности
на представителя в сумме 2100 руб.
В удовлетворении исковых требований Тищенко
Михаилу Юрьевичу о возложении на Отделение Фонда Пенсионного и социального
страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности включить в
специальный стаж, дающий право на
назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20
части 1 статьи 30 Федерального закона от
28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период его работы в
должности заведующего эндоскопическим
кабинетом государственного учреждения здравоохранения «У***» с 30.10.2001 по
13.08.2007 в льготном исчислении как один год работы за один год шесть месяцев
отказать.
Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., представителя Тищенко М.Ю. – Тищенко С.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Тищенко М.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к
Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по
Ульяновской области (далее –
ОСФР по Ульяновской области)
о возложении обязанности включить в льготном исчислении периоды работы в
специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить
досрочную страховую пенсию по старости.
Исковые требования мотивированы тем, что Тищенко М.Ю.
обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении
страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной или иной
деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в
соответствии пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением ОСФР по
Ульяновской области от 26.09.2022 № 127748/22 Тищенко М.Ю.
отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия
требуемой продолжительности медицинского стажа. В специальный стаж для
досрочного назначения страховой пенсии по старости ему не включены:
командировка с 22.03.1999 по 01.04.1999 в период работы врачом-эндоскопистом в
эндоскопическом отделении Д*** г. Ульяновска; период
работы в качестве заведующего эндоскопическим кабинетом с 30.10.2001 по
13.08.2007 в государственном учреждении здравоохранения «У***», переименованном
на основании приказа от 06.08.2007 № 317
с 14.08.2007 в государственное учреждение здравоохранения «Ульяновский
областной клинический госпиталь ветеранов войн». В течение периода с 22.03.1999
по 01.04.1999 за Тищенко М.Ю. сохранялись место работы (должность),
среднемесячная заработная плата, из которой работодатель обязан производить отчисление страховых
взносов на страховую часть трудовой пенсии. Довод пенсионного органа о
неподтверждении документально врачебной
деятельности в государственном учреждении здравоохранения «У***» несостоятелен.
В спорный период он являлся единственным специалистом эндоскопического профиля
в учреждении, лично обеспечивая выполнение полного объема потребностей
пациентов госпиталя во всех видах лечебной и диагностической эндоскопии.
Различие между эндоскопическим отделением и кабинетом заключается в численности
врачей (эндоскопическое отделение организуется при наличии не менее 4
должностей врачей-эндоскопистов). При этом в штатных расписаниях учреждения в
указанный период предусматривалось наличие стационарных отделений
хирургического профиля, в связи с чем заведующий эндоскопическим кабинетом как
врач-эндоскопист имеет право на льготный порядок исчисления стажа, несмотря на
отсутствие койко-мест непосредственно в эндоскопическом кабинете. Кроме того,
эндоскопическое отделение предусмотрено Перечнем хирургических подразделений
стационаров лечебно-профилактических учреждений, утвержденным приказом
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.01.1999 № 28. С
выводами пенсионного органа истец не согласен, считает их неправильными, не соответствующими
требованиям закона.
Истец просил суд признать незаконным решение ОСФР
по Ульяновской области от 26.09.2022 № 127748/22 об отказе в досрочном
назначении страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность
включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии
по старости периоды: с 22.03.1999 по 01.04.1999 (10 дней, в льготном исчислении
15 дней) – командировка в период работы врачом-эндоскопистом в эндоскопическом
отделении Д*** г. Ульяновска; с 30.10.2001 по 13.08.2007 (5 лет 9 месяцев 14
дней, в льготном исчислении 8 лет 8 месяцев 6 дней) – работа в качестве
заведующего эндоскопическим кабинетом в государственном учреждении
здравоохранения «У***»; а также досрочно назначить страховую пенсию по старости
с момента обращения за ее назначением, то есть с 12.06.2022.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих
самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены
государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская областная детская
больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева»,
государственное учреждение здравоохранения «Ульяновский областной клинический
госпиталь ветеранов войн».
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял
приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Тищенко М.Ю. – Тищенко
С.М. просит решение суда изменить в части отказа в удовлетворении требований о
возложении на ОСФР по
Ульяновской области обязанности включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение
страховой пенсии по старости, период работы в должности заведующего
эндоскопическим кабинетом государственного учреждения здравоохранения «У***» с
30.10.2001 по 13.08.2007 в льготном исчислении как один год работы за один год
и шесть месяцев, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в
полном объеме.
В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам
искового заявления. Указывает, что решение суда в части, в которой отказано в
удовлетворении исковых требований, является незаконным и необоснованным. Период
работы с 30.10.2001 по 13.08.2007 подлежит включению в специальный стаж в
льготном исчислении, поскольку по своему характеру и должностным обязанностям
выполняемая работа фактически соответствовала должности врача эндоскопического
отделения, являющегося отделением хирургического профиля стационара. Отказ в
применении льготного порядка исчисления специального стажа по той причине, что
истец осуществлял работу в кабинете, а не в отделении, свидетельствует о
формальном подходе суда к вопросу защиты пенсионных прав Тищенко М.Ю. Ссылаясь
на Положение об отделе, отделении, кабинете эндоскопии, утвержденное приказом
Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации
от 31.05.1996 № 222 «О совершенствовании службы эндоскопии в учреждениях
здравоохранения Российской Федерации», отмечает, что каких-либо различий между
кабинетом и отделением, кроме численности работающих врачей, данное Положение
не устанавливает. Из должностной инструкции заведующего эндоскопического
кабинета государственного учреждения здравоохранения «Ульяновский областной
клинический госпиталь ветеранов войн» следует, что заведующий эндоскопическим
кабинетом, в числе прочего, проводит эндоскопические исследования в полном
объеме. Доводы истца о фактическом проведении им оперативных вмешательств не
отрицаются учреждением, в котором он работал, и подтверждаются иными
материалами дела. Отмечает, что в период с 30.10.2001 по 13.08.2007
эндоскопический кабинет являлся единственным эндоскопическим подразделением
учреждения здравоохранения. В эндоскопическом кабинете выполнялся весь объем
диагностических, лечебных манипуляций и хирургических эндоскопических операций
как амбулаторным так и стационарным больным, фактически эндоскопический кабинет
выполнял функции эндоскопического отделения. Из отчетов «Сведения о медицинской
организации» форма № 30 следует, что в эндоскопическом кабинете проводились
лечебные процедуры (эндоскопические операции). Фактически в оспариваемый период
Тищенко М.Ю. работал в условиях отделения хирургического профиля стационара,
поскольку деятельность эндоскопического кабинета включала в себя проведение
эндоскопических операций стационарным и амбулаторным больным. Считает, что
имеются основания для отождествления работы эндоскопического кабинета государственного
учреждения здравоохранения «У***» с работой эндоскопического отделения, как
отделения хирургического профиля стационара. Обжалуемое решение суда вынесено
по результатам неправильной оценки представленных доказательств, является
незаконным, необоснованным и влечет нарушение прав и законных интересов истца.
В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области
просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В соответствии со
статьями 167, 327 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия
определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле,
которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом
апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ
суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в
апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Выслушав пояснения явившихся участников
процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив материалы
дела, соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам и
правильность применения судом норм материального и процессуального права при
вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 8
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях» право на страховую пенсию по старости лица, достигшие возраста 65 и 60
лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных
приложением 6 к настоящему закону).
Порядок и условия сохранения права на
досрочное назначение страховой определены статьей 30 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от
28.12.2013 № 400-ФЗ).
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости
назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего
Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного
коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную
деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее
25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в
городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах,
независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи,
при наличии величины индивидуального
пенсионного коэффициента в размере не менее 23,4 (в 2022
году).
В соответствии с частью 1.1 статьи 30
Федерального закона от 28.12.2013
№ 400-ФЗ срок назначения пенсии
зависит от даты, на которую выработан требуемый
медицинский стаж.
Так, при выработке медицинского стажа
продолжительностью 30 лет в 2020 году пенсия будет назначена через 18 месяцев,
в 2021 году – через 36 месяцев, в 2022
году – через 48 месяцев, в 2023 и
последующие годы – через 60 месяцев со
дня, на который выработана требуемая
продолжительность медицинского стажа
(приложение 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от
28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств,
профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом
которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1
данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения
указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской
Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место
до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на
соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с
законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы
(деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30
Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место
до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с
применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим
при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В целях реализации
положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации
принято постановление от 16.07.2014
№ 665 «О списках работ,
производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций),
с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах
исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное
обеспечение».
В соответствии с подпунктом «н» пункта 1
данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости
лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения
в учреждениях здравоохранения, применяются:
– список должностей и учреждений, работа в
которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность
по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с
подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в
Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской
Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей,
специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая
пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых
пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов
работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в
соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской
Федерации»;
– Список должностей, работа в которых
засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с
лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный
постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об
утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую
право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране
здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за
выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», –
для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по
31.12.2001 включительно;
– Список профессий и должностей работников
здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная
работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу
лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об
утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и
санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых
по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с
применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного
постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период
с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;
– Перечень учреждений, организаций и должностей,
работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к
постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу
лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), – для
учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.
Из приведенных
нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе,
в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране
здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных
соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в
которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи
с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При исчислении периодов работы, дающей право
на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением
лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные
Правительством Российской Федерации.
При этом периоды работы (деятельности),
имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на
досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания
указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период
выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение
страховой пенсии по старости.
Как установлено судом первой инстанции и следует из
материалов дела, 12.06.2022 Тищенко М.Ю., *** года рождения, обратился в государственное учреждение –
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (в
настоящее время – ОСФР по Ульяновской области) с заявлением о досрочном
назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1
статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых
пенсиях».
Решением государственного
учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской
области от 26.09.2022 года № 127748/22
Тищенко М.Ю. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение
страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30
Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не
засчитаны периоды:
– с 22.03.1999 по
01.04.1999 – командировка с отрывом от
производства в период работы врачом-эндоскопистом в эндоскопическом отделении Д***
г. Ульяновска, поскольку в соответствии с Правилами от 11.07.2002 № 516 в стаж
работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
включаются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего
дня. Правилами определен исчерпывающий перечень периодов, кроме
непосредственной работы, подлежащих включению в стаж на соответствующих видах
работы. Периоды командировок в их числе не предусмотрены;
– с 30.10.2001 года по 13.08.2007 – работа в качестве
заведующего эндоскопическим кабинетом в государственном учреждении
здравоохранения «У***», переименованном
на основании приказа от
06.08.2007 № 317 с 14.08.2007 в государственное учреждение здравоохранения «***»,
поскольку страхователем сведения о стаже работы представлены общими условиями
без указания кода для досрочного назначения страховой пенсии по старости.
Наименование учреждения «У***» не предусмотрено Списком от 22.09.1999 № 1066 и Списком от 29.10.2002
№ 781. Согласно указанным Спискам правом на пенсию в связи с лечебной
деятельностью имеют врачи-руководители учреждений (их структурных
подразделений), осуществляющие врачебную деятельность. В соответствии с
трудовой книжкой и справкой от 16.05.2022 № 14 Тищенко М.Ю. осуществлял работы
в качестве заведующего эндоскопическим кабинетом, факт осуществления врачебной
деятельности документально не подтвержден (л.д. 14-20).
Тищенко М.Ю. зарегистрирован в качестве застрахованного лица
в системе обязательного пенсионного страхования 15.09.1999.
На дату обращения в пенсионный орган (12.06.2022) у Тищенко
М.Ю. имеется требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента, но
продолжительность стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой
пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального
закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», составляет 25 лет 11
месяцев 19 дней при требуемой – 30 лет.
Из записей трудовой книжки истца следует, что 29.10.2001 он
принят на должность заведующего эндоскопическим кабинетом в государственное
учреждение здравоохранения «У***», 30.09.2009 присвоена высшая квалификационная
категория по специальности эндоскопия, 09.01.2019 – уволен по инициативе
работника (л.д. 103).
На основании приказа
от 06.08.2007 № 317
государственное учреждение здравоохранения «У***» с 14.08.2017 переименовано в государственное учреждение
здравоохранения ***» (наименование учреждения приведено в соответствие с
наименованием учреждений, поименованных в Списках) (л.д. 61 оборот).
Полагая отказ пенсионного органа в зачете спорных периодов в
специальный стаж работы, досрочном назначении страховой пенсии по старости
незаконным, Тищенко М.Ю. обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая спор, суд исходил из того, что период нахождения
истца в командировке является периодом работы с сохранением ему средней
заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, выполнении работы в
учреждении – госпитале, предусмотренным Списками, при этом выполнение работы в
эндоскопическом кабинете, который не входит в перечень структурных
подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в
льготном исчислении, в результате чего пришел к выводу о возложении на
ответчика обязанности зачесть в специальный стаж Тищенко М.Ю., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части
1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,
период работы в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения Д*** г.
Ульяновска с 22.03.1999 по 01.04.1999 в льготном исчислении как один год работы
за один год шесть месяцев; период работы с
30.10.2001 по 13.08.2007 в должности заведующего эндоскопическим
кабинетом государственного учреждения здравоохранения «У***» в календарном
исчислении; досрочном назначении страховой пенсии по старости с 12.06.2022, распределении
судебных расходов по уплате государственной пошлины, расходов по оформлению
нотариальной доверенности.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой
инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и
требованиям действующего законодательства, сделаны на исследованных
доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, мотивы, по
которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в
решении суда и являются обоснованными.
Решение суда в части возложения на ответчика обязанности
зачесть в специальный стаж Тищенко М.Ю., дающий
право на досрочное назначение
страховой пенсии по старости в
соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 №
400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы в должности врача-эндоскописта
эндоскопического отделения Д*** г. Ульяновска с 22.03.1999 по 01.04.1999 в
льготном исчислении как один год работы за один год шесть месяцев; досрочном
назначении страховой пенсии по старости с 12.06.2022, распределении судебных
расходов по уплате государственной пошлины, расходов по оформлению нотариальной
доверенности не оспаривается, в связи с чем в силу статьи 327.1 ГПК РФ решение
суда в данной части предметом проверки суда апелляционной инстанции не
является.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц,
осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику
их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений
здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение
специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не
может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение.
При этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных
обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по
профилю и задачам деятельности структурных подразделениях лечебных учреждений.
(Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 №
1920-О).
В обоснование своих доводов сторона истца ссылается на то,
что эндоскопический кабинет, в котором Тищенко М.Ю. осуществлял лечебную
деятельность в должности заведующего эндоскопическим кабинетом государственного
учреждения здравоохранения «У***», является отделением хирургического профиля
стационара, период работы в котором подлежит включению в специальный стаж в
льготном исчислении как один год и шесть месяцев.
При этом Тищенко М.Ю. указывает, что обеспечивал выполнение
полного объема потребностей пациентов госпиталя во всех видах лечебной и
диагностической эндоскопии. Из расчетных листков усматривается выполнение
соответствующей работы в поликлинике госпиталя.
В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции не
получил доказательств того, что эндоскопический кабинет госпиталя является
отделением хирургического (эндоскопического) профиля стационара в соответствии
с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей
врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года
засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по
старости, как один год и шесть месяцев, как по действующим Правилам исчисления
периодов работы, так и по ранее установленному правовому регулированию данных
отношений.
В период с 30.10.2001 по 13.08.2007 эндоскопический
кабинет государственного учреждения
здравоохранения «У***» не являлся отделением хирургического (эндоскопического)
профиля стационара, работа в которых засчитывается в стаж лечебной деятельности
в льготном исчислении – как за один год шесть месяцев.
Из пояснений государственного учреждения здравоохранения
«Ульяновский областной клинический
госпиталь ветеранов войн» следует, что в эндоскопическом кабинете не ведутся
журналы записи оперативных вмешательств, а ведутся журналы регистрации
проведенных исследований (гастроскопий, колоноскопий, бронхоскопий и д.р). Срок
хранения журналов составляет 5 лет, после чего они уничтожаются (л.д. 132,
151).
То обстоятельство, что Тищенко М.Ю. выполнял эндоскопические
исследования и диагностические малые оперативные эндоскопические вмешательства
в условиях эндоскопического кабинета, не может само по себе являться
достаточным основанием для включения спорного периода работы в должности
заведующего эндоскопическим кабинетом в специальный стаж работы как один год
работы за один год и шесть месяцев.
Эндоскопический кабинет выделен в качестве самостоятельного
структурного подразделения, не входит в перечень отделений хирургического
профиля и работа в указанном кабинете не может быть отнесена к работе,
связанной с выполнением истцом обязанностей врача-хирурга.
Данных о проведении Тищенко М.Ю. эндоскопических и
хирургических операций, интенсивном проведении эндоскопических операций за
спорный период работы в указанной должности не установлено.
Документов, подтверждающих выполнение истцом функциональных
обязанностей оперирующего врача-специалиста в отделении хирургического профиля
стационара, характер работы в спорный период в отделении хирургического профиля,
полную занятость такой деятельностью, не представлено.
Имеющиеся в материалах дела журнал регистрации гастроскопий
за 2017 год, карта
аттестации, карта специальной оценки условий труда (л.д. 133-142), расчетные
листки подразделения – поликлиника (л.д. 159-166) не свидетельствуют об
обратном, не опровергают выводов суда и не влекут удовлетворение исковых
требований в полном объеме.
Кроме того, работодателем не подтвержден факт льготной
работы с кодом «хирургия» в течение полного рабочего дня, на работах, дающих
право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Недостоверность
представленных работодателем индивидуальных сведений в отношении работника не
установлена.
Ссылка истца на тождественность выполняемой в спорный период
работы лечебной деятельности в хирургическом отделении стационара основана на
ошибочном толковании норм материального права.
Представленные по делу доказательства оценены судом первой
инстанции по правилам статьи 67 ГПК РФ, результаты оценки доказательств
отражены в решении.
Нарушений норм материального и процессуального права,
влекущих отмену решения суда, не усматривается.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают,
сводятся к несогласию с оценкой судом доказательств по делу и субъективному
изложению фактических обстоятельств. Однако эти доводы не содержат каких-либо
подтвержденных данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности
постановленного решения, и наличии оснований для отмены или изменения решения
суда.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене
по доводам апелляционных жалоб не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14
июля 2023 года оставить без изменения, а
апелляционную жалобу представителя Тищенко Михаила Юрьевича – Тищенко Сергея
Михайловича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную
силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение
трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей
юрисдикции (г.
Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального
кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено
25.12.2023