Печать
Закрыть окно
Судебный акт
О досрочном назнчении страховой пенсии по старости
Документ от 19.12.2023, опубликован на сайте 26.12.2023 под номером 110261, 2-я гражданская, о включении периолов работы в специальный стаж для назначения досрочной пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности, РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ

УЛЬЯНОВСКИЙ  ОБЛАСТНОЙ  СУД

 

73RS0001-01-2023-002739-10

Судья Алексеева Е.В.                                                                      Дело № 33-5662/2023

 

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е   О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

г. Ульяновск                                                                                      19 декабря 2023 года

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Герасимовой Е.Н.,

судей Самылиной О.П., Шлейкина М.И.,

при секретаре Герасимове А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2863/2023 по апелляционной жалобе представителя Тищенко Михаила Юрьевича – Тищенко Сергея Михайловича на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 июля 2023 года, по которому постановлено:

исковые требования Тищенко Михаила Юрьевича к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области о возложении обязанности включить в льготном исчислении периоды работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии  по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости удовлетворить частично. 

Возложить на Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность включить в специальный стаж Тищенко Михаила Юрьевича, дающий право на назначение досрочной  страховой пенсии  по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период его работы в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения Д*** города Ульяновска в период с 22.03.1999 по 01.04.1999 в льготном исчислении как один год работы за один год шесть месяцев.

Возложить на Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанность включить в специальный стаж Тищенко Михаила Юрьевича, дающий право на назначение досрочной  страховой пенсии  по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от  28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период его работы в должности  заведующего эндоскопическим кабинетом государственного учреждения здравоохранения «У***» с 30.10.2001 по 13.08.2007.

Возложить на Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области  обязанность назначить Тищенко Михаилу Юрьевичу  досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 12.06.2022.

Взыскать с Отделения Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области  в пользу  Тищенко  Михаила Юрьевича расходы по государственной пошлине в сумме 300 руб., расходы по оформлению доверенности на представителя в сумме 2100 руб.

В удовлетворении исковых требований Тищенко Михаилу Юрьевичу о возложении на Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области обязанности включить в специальный стаж,  дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от  28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период его работы в должности  заведующего эндоскопическим кабинетом государственного учреждения здравоохранения «У***» с 30.10.2001 по 13.08.2007 в льготном исчислении как один год работы за один год шесть месяцев отказать.

Заслушав доклад судьи Самылиной О.П., представителя Тищенко М.Ю. – Тищенко С.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

 

установила:

 

Тищенко М.Ю. обратился в суд с исковым заявлением к Отделению Фонда Пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ульяновской области (далее – ОСФР по Ульяновской области) о возложении обязанности включить в льготном исчислении периоды работы в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии  по старости, возложении обязанности назначить досрочную  страховую пенсию по старости.

Исковые требования мотивированы тем, что Тищенко М.Ю. обратился в ОСФР по Ульяновской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной или иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от  28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ОСФР по Ульяновской области от 26.09.2022                  № 127748/22 Тищенко М.Ю. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемой продолжительности медицинского стажа. В специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости ему не включены: командировка с 22.03.1999 по 01.04.1999 в период работы                    врачом-эндоскопистом в эндоскопическом отделении Д***                        г. Ульяновска; период работы в качестве заведующего эндоскопическим кабинетом с 30.10.2001 по 13.08.2007 в государственном учреждении здравоохранения «У***», переименованном на основании  приказа от 06.08.2007 № 317 с 14.08.2007 в государственное учреждение здравоохранения «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн». В течение периода с 22.03.1999 по 01.04.1999 за Тищенко М.Ю. сохранялись место работы (должность), среднемесячная заработная плата, из которой работодатель  обязан производить отчисление страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии. Довод пенсионного органа о неподтверждении  документально врачебной деятельности в государственном учреждении здравоохранения «У***» несостоятелен. В спорный период он являлся единственным специалистом эндоскопического профиля в учреждении, лично обеспечивая выполнение полного объема потребностей пациентов госпиталя во всех видах лечебной и диагностической эндоскопии. Различие между эндоскопическим отделением и кабинетом заключается в численности врачей (эндоскопическое отделение организуется при наличии не менее 4 должностей врачей-эндоскопистов). При этом в штатных расписаниях учреждения в указанный период предусматривалось наличие стационарных отделений хирургического профиля, в связи с чем заведующий эндоскопическим кабинетом как врач-эндоскопист имеет право на льготный порядок исчисления стажа, несмотря на отсутствие койко-мест непосредственно в эндоскопическом кабинете. Кроме того, эндоскопическое отделение предусмотрено Перечнем хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29.01.1999 № 28. С выводами пенсионного органа истец не согласен, считает их неправильными, не соответствующими требованиям закона.

Истец просил суд признать незаконным решение  ОСФР по Ульяновской области от 26.09.2022 № 127748/22 об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложить на ответчика обязанность включить в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периоды: с 22.03.1999 по 01.04.1999 (10 дней, в льготном исчислении 15 дней) – командировка в период работы врачом-эндоскопистом в эндоскопическом отделении Д*** г. Ульяновска; с 30.10.2001 по 13.08.2007 (5 лет 9 месяцев 14 дней, в льготном исчислении 8 лет 8 месяцев 6 дней) – работа в качестве заведующего эндоскопическим кабинетом в государственном учреждении здравоохранения «У***»; а также досрочно назначить страховую пенсию по старости с момента обращения за ее назначением, то есть с 12.06.2022.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное учреждение здравоохранения «Ульяновская областная детская больница имени политического и общественного деятеля Ю.Ф. Горячева», государственное учреждение здравоохранения «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн».

Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель Тищенко М.Ю. – Тищенко С.М. просит решение суда изменить в части отказа в удовлетворении требований о возложении на ОСФР по Ульяновской области обязанности включить в специальный стаж,  дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы в должности заведующего эндоскопическим кабинетом государственного учреждения здравоохранения «У***» с 30.10.2001 по 13.08.2007 в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев, принять новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование жалобы приводит доводы, аналогичные доводам искового заявления. Указывает, что решение суда в части, в которой отказано в удовлетворении исковых требований, является незаконным и необоснованным. Период работы с 30.10.2001 по 13.08.2007 подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку по своему характеру и должностным обязанностям выполняемая работа фактически соответствовала должности врача эндоскопического отделения, являющегося отделением хирургического профиля стационара. Отказ в применении льготного порядка исчисления специального стажа по той причине, что истец осуществлял работу в кабинете, а не в отделении, свидетельствует о формальном подходе суда к вопросу защиты пенсионных прав Тищенко М.Ю. Ссылаясь на Положение об отделе, отделении, кабинете эндоскопии, утвержденное приказом Министерства здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации от 31.05.1996 № 222 «О совершенствовании службы эндоскопии в учреждениях здравоохранения Российской Федерации», отмечает, что каких-либо различий между кабинетом и отделением, кроме численности работающих врачей, данное Положение не устанавливает. Из должностной инструкции заведующего эндоскопического кабинета государственного учреждения здравоохранения «Ульяновский областной клинический госпиталь ветеранов войн» следует, что заведующий эндоскопическим кабинетом, в числе прочего, проводит эндоскопические исследования в полном объеме. Доводы истца о фактическом проведении им оперативных вмешательств не отрицаются учреждением, в котором он работал, и подтверждаются иными материалами дела. Отмечает, что в период с 30.10.2001 по 13.08.2007 эндоскопический кабинет являлся единственным эндоскопическим подразделением учреждения здравоохранения. В эндоскопическом кабинете выполнялся весь объем диагностических, лечебных манипуляций и хирургических эндоскопических операций как амбулаторным так и стационарным больным, фактически эндоскопический кабинет выполнял функции эндоскопического отделения. Из отчетов «Сведения о медицинской организации» форма № 30 следует, что в эндоскопическом кабинете проводились лечебные процедуры (эндоскопические операции). Фактически в оспариваемый период Тищенко М.Ю. работал в условиях отделения хирургического профиля стационара, поскольку деятельность эндоскопического кабинета включала в себя проведение эндоскопических операций стационарным и амбулаторным больным. Считает, что имеются основания для отождествления работы эндоскопического кабинета государственного учреждения здравоохранения «У***» с работой эндоскопического отделения, как отделения хирургического профиля стационара. Обжалуемое решение суда вынесено по результатам неправильной оценки представленных доказательств, является незаконным, необоснованным и влечет нарушение прав и законных интересов истца.

В возражениях на апелляционную жалобу ОСФР по Ульяновской области просит решение суда оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения.

В соответствии со статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, которые надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Выслушав пояснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив материалы дела, соответствие выводов суда имеющимся в материалах дела доказательствам и правильность применения судом норм материального и процессуального права при вынесении решения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013                   № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи, при наличии величины  индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 23,4                                   (в 2022 году).

В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013              № 400-ФЗ срок назначения  пенсии зависит от даты, на которую выработан требуемый  медицинский стаж.

Так, при выработке медицинского стажа продолжительностью 30 лет в 2020 году пенсия будет назначена через 18 месяцев, в 2021 году – через 36  месяцев, в 2022 году –         через 48 месяцев, в 2023 и последующие годы – через 60 месяцев  со дня, на который  выработана требуемая продолжительность медицинского стажа  (приложение 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 № 400-ФЗ).      

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014                 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

– список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

– Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

– Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и                            санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно;

– Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), – для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие,  в том числе,  в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации.

При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 12.06.2022 Тищенко М.Ю., *** года рождения,  обратился в государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области (в настоящее время – ОСФР по Ульяновской области) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением   государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Ульяновской области от 26.09.2022 года № 127748/22  Тищенко М.Ю. в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не засчитаны периоды:

  с 22.03.1999 по 01.04.1999 –  командировка с отрывом от производства в период работы врачом-эндоскопистом в эндоскопическом отделении Д*** г. Ульяновска, поскольку в соответствии с Правилами от 11.07.2002 № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включаются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня. Правилами определен исчерпывающий перечень периодов, кроме непосредственной работы, подлежащих включению в стаж на соответствующих видах работы. Периоды командировок в их числе не предусмотрены;

– с 30.10.2001 года по 13.08.2007 – работа в качестве заведующего эндоскопическим кабинетом в государственном учреждении здравоохранения «У***», переименованном  на основании  приказа от 06.08.2007 № 317 с 14.08.2007 в государственное учреждение здравоохранения «***», поскольку страхователем сведения о стаже работы представлены общими условиями без указания кода для досрочного назначения страховой пенсии по старости. Наименование учреждения «У***» не предусмотрено Списком  от 22.09.1999 № 1066 и Списком от 29.10.2002 № 781. Согласно указанным Спискам правом на пенсию в связи с лечебной деятельностью имеют врачи-руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность. В соответствии с трудовой книжкой и справкой от 16.05.2022 № 14 Тищенко М.Ю. осуществлял работы в качестве заведующего эндоскопическим кабинетом, факт осуществления врачебной деятельности документально не подтвержден (л.д. 14-20).

Тищенко М.Ю. зарегистрирован в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования 15.09.1999.

На дату обращения в пенсионный орган (12.06.2022) у Тищенко М.Ю. имеется требуемая величина индивидуального пенсионного коэффициента, но продолжительность стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», составляет 25 лет 11 месяцев 19 дней при требуемой – 30 лет.

Из записей трудовой книжки истца следует, что 29.10.2001 он принят на должность заведующего эндоскопическим кабинетом в государственное учреждение здравоохранения «У***», 30.09.2009 присвоена высшая квалификационная категория по специальности эндоскопия, 09.01.2019 – уволен по инициативе работника (л.д. 103).

На основании приказа  от 06.08.2007  № 317 государственное учреждение здравоохранения «У***» с 14.08.2017  переименовано в государственное учреждение здравоохранения ***» (наименование учреждения приведено в соответствие с наименованием учреждений, поименованных в Списках)                              (л.д. 61 оборот).

Полагая отказ пенсионного органа в зачете спорных периодов в специальный стаж работы, досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, Тищенко М.Ю. обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

Разрешая спор, суд исходил из того, что период нахождения истца в командировке является периодом работы с сохранением ему средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, выполнении работы в учреждении – госпитале, предусмотренным Списками, при этом выполнение работы в эндоскопическом кабинете, который не входит в перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в льготном исчислении, в результате чего пришел к выводу о возложении на ответчика обязанности зачесть в специальный стаж Тищенко М.Ю., дающий  право на досрочное  назначение страховой пенсии  по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения Д*** г. Ульяновска с 22.03.1999 по 01.04.1999 в льготном исчислении как один год работы за один год шесть месяцев; период работы с  30.10.2001 по 13.08.2007 в должности заведующего эндоскопическим кабинетом государственного учреждения здравоохранения «У***» в календарном исчислении; досрочном назначении страховой пенсии по старости с 12.06.2022, распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины, расходов по оформлению нотариальной доверенности.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства, сделаны на исследованных доказательствах, которым дана аргументированная правовая оценка, мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, исчерпывающим образом изложены в решении суда и являются обоснованными.

Решение суда в части возложения на ответчика обязанности зачесть в специальный стаж Тищенко М.Ю., дающий  право на досрочное  назначение страховой пенсии  по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период работы в должности врача-эндоскописта эндоскопического отделения Д*** г. Ульяновска с 22.03.1999 по 01.04.1999 в льготном исчислении как один год работы за один год шесть месяцев; досрочном назначении страховой пенсии по старости с 12.06.2022, распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины, расходов по оформлению нотариальной доверенности не оспаривается, в связи с чем в силу статьи 327.1 ГПК РФ решение суда в данной части предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.

Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение. При этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности структурных подразделениях лечебных учреждений. (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 № 1920-О).

В обоснование своих доводов сторона истца ссылается на то, что эндоскопический кабинет, в котором Тищенко М.Ю. осуществлял лечебную деятельность в должности заведующего эндоскопическим кабинетом государственного учреждения здравоохранения «У***», является отделением хирургического профиля стационара, период работы в котором подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении как один год и шесть месяцев.

При этом Тищенко М.Ю. указывает, что обеспечивал выполнение полного объема потребностей пациентов госпиталя во всех видах лечебной и диагностической эндоскопии. Из расчетных листков усматривается выполнение соответствующей работы в поликлинике госпиталя.

В ходе судебного разбирательства суд первой инстанции не получил доказательств того, что эндоскопический кабинет госпиталя является отделением хирургического (эндоскопического) профиля стационара в соответствии с Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, как один год и шесть месяцев, как по действующим Правилам исчисления периодов работы, так и по ранее установленному правовому регулированию данных отношений.

В период с 30.10.2001 по 13.08.2007 эндоскопический кабинет   государственного учреждения здравоохранения «У***» не являлся отделением хирургического (эндоскопического) профиля стационара, работа в которых засчитывается в стаж лечебной деятельности в льготном исчислении – как за один год шесть месяцев.

Из пояснений государственного учреждения здравоохранения «Ульяновский областной  клинический госпиталь ветеранов войн» следует, что в эндоскопическом кабинете не ведутся журналы записи оперативных вмешательств, а ведутся журналы регистрации проведенных исследований (гастроскопий, колоноскопий, бронхоскопий и д.р). Срок хранения журналов составляет 5 лет, после чего они уничтожаются (л.д. 132, 151).

То обстоятельство, что Тищенко М.Ю. выполнял эндоскопические исследования и диагностические малые оперативные эндоскопические вмешательства в условиях эндоскопического кабинета, не может само по себе являться достаточным основанием для включения спорного периода работы в должности заведующего эндоскопическим кабинетом в специальный стаж работы как один год работы за один год и шесть месяцев.

Эндоскопический кабинет выделен в качестве самостоятельного структурного подразделения, не входит в перечень отделений хирургического профиля и работа в указанном кабинете не может быть отнесена к работе, связанной с выполнением истцом обязанностей врача-хирурга.

Данных о проведении Тищенко М.Ю. эндоскопических и хирургических операций, интенсивном проведении эндоскопических операций за спорный период работы в указанной должности не установлено.

Документов, подтверждающих выполнение истцом функциональных обязанностей оперирующего врача-специалиста в отделении хирургического профиля стационара, характер работы в спорный период в отделении хирургического профиля, полную занятость такой деятельностью, не представлено.

Имеющиеся в материалах дела журнал регистрации гастроскопий за                      2017 год, карта аттестации, карта специальной оценки условий труда (л.д. 133-142), расчетные листки подразделения – поликлиника (л.д. 159-166) не свидетельствуют об обратном, не опровергают выводов суда и не влекут удовлетворение исковых требований в полном объеме.

Кроме того, работодателем не подтвержден факт льготной работы с кодом «хирургия» в течение полного рабочего дня, на работах, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Недостоверность представленных работодателем индивидуальных сведений в отношении работника не установлена.

Ссылка истца на тождественность выполняемой в спорный период работы лечебной деятельности в хирургическом отделении стационара основана на ошибочном толковании норм материального права.

Представленные по делу доказательства оценены судом первой инстанции по правилам статьи 67 ГПК РФ, результаты оценки доказательств отражены в решении.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, не усматривается.

Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают, сводятся к несогласию с оценкой судом доказательств по делу и субъективному изложению фактических обстоятельств. Однако эти доводы не содержат каких-либо подтвержденных данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности постановленного решения, и наличии оснований для отмены или изменения решения суда.

В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционных жалоб не подлежит.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 

определила:

 

решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 14 июля 2023 года  оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Тищенко Михаила Юрьевича – Тищенко Сергея Михайловича – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение трех месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции                         (г. Самара) по правилам, установленным главой 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации через Ленинский районный суд города Ульяновска.

 

Председательствующий

 

Судьи

 

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25.12.2023