У Л Ь Я Н О В С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-***-2008г. Судья Костенко
А.П.
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
02 сентября 2008
года г.Ульяновск
Судебная коллегия по
гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего
Пищугиной Л.И.,
судей Шлейкиной
О.В., Кинчаровой О.Е.
рассмотрела дело по
кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного
учреждения) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области на решение
Заволжского районного суда г.Ульяновска от 01 августа 2008 года, по которому
постановлено:
Исковые требования К***
Н*** С*** удовлетворить.
Обязать Государственное
учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской
области включить К*** Н*** С*** в специальный
стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости,
периоды: с 20.11.1985 года по 01.12.1988 года, с 17.04.2006 года по 21.04.2006
года и назначить досрочную трудовую пенсию с 04.02.2008г.
Заслушав доклад судьи
Кинчаровой О.Е., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
К*** Н.С. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда
Российской Федерации (государственному учреждению) в Заволжском районе г.Ульяновска об отмене
решения комиссии УПФ (ГУ) РФ в Заволжском районе г.Ульяновска от 05 мая 2008
года об отказе в досрочном назначении пенсии по старости в связи с
осуществлением педагогической деятельности в соответствии с ст.28 Федерального закона № 173 от 17.12.2001
года «О трудовых пенсиях в РФ»,
включении в ее педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение
указанной трудовой пенсии, следующих периодов
работы:
- с 29.08.1985г. по
20.11.1985г. – в должности воспитателя в школе при учреждении ЮЛ *** г. А***,
- с 29.11.1985г. по
01.12.1988г. – в должности воспитателя,
- с 01.01.2003г. по
03.01.2003г. – в должности воспитателя ДОУ № *** «Р***»,
- с 17.04.2006г. по
21.04.2006г. – период нахождения на курсах повышения квалификации
и назначении
досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической
деятельности с даты первоначального обращения, то есть с 04.02.2008г.
Судом первой
инстанции было привлечено к участию в
деле в качестве третьего лица ФБУ ИК-*** УФСИН России по Республике ***.
В ходе судебного
разбирательства истица К*** Н.С. отказалась от иска к УПФ РФ (ГУ) в Заволжском
районе г.Ульяновска об отмене решения комиссии УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе
г.Ульяновска от 05.05.2008 года и включении в ее педагогический стаж, дающий
право на пенсию в связи с педагогической деятельностью при выслуге не менее 25
лет, периодов работы с 29.08.1985 года по 20.11.1985 года в должности
воспитателя в школе при учреждении ЮЛ *** города А***, с 01.01.2003 года
03.01.2003 года – в должности воспитателя ДОУ
№ *** «Р***», определением Заволжского районного суда г.Ульяновска от
«01» августа 2008 года данный отказ К*** Н.С. от части исковых требований был
принят, производство по делу в этой части прекращено.
Судом постановлено
указанное выше решение.
В кассационной
жалобе представитель Управления Пенсионного фонда РФ (государственного
учреждения) в Заволжском районе города Ульяновска не соглашается с решением
суда и просит его отменить, в иске К*** Н.С. отказать в полном объеме по
следующим основаниям.
Период службы истицы
в органах внутренних дел с 29.11.1985г. по 01.12.1988г. не подлежит включению в
специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости,
поскольку это не предусмотрено ни Списком профессий и должностей работников
образования, педагогическая деятельность которых дает право на пенсию за
выслугу лет, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.09.1991г. №
463, ни Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж
работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам,
осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных
учреждениях для детей, ни Правилами
исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой
пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в
государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденными
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.
В период службы
истицы в органах внутренних дел действовало постановление СМ СССР № 1397 от
17.12.1959 года.
В соответствии с п.9
ст.30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» при назначении трудовой пенсии
применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе
стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и
перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего
Федерального закона.
В связи с этим,
поскольку Постановление Правительства от 17.12.1959г. № 1397 утратило силу с 01.10.1993 года, оно не может применяться при назначении
досрочных трудовых пенсий по Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ».
В пункте 3
постановления СМ СССР от 06.09.1991 года № 463 делалась оговорка, что за теми
работниками, которые ранее (до введения в действие закона «О государственных
пенсиях в РФ» от 20.11.1990 года № 340-1) имели право на пенсию за выслугу лет,
но не предусмотрены новым Списком, сохраняется право на назначение пенсии на
условиях и в порядке, действовавшем до введения в действие Закона №340-1. Право на досрочную пенсию возникло у
истицы в тот период, в который постановление от 17.12.1959г. № 1397 уже утратило
силу, а новыми Списками включение в льготный стаж периода службы в ОВД не
предусматривается.
Право на включение
периода службы в специальный стаж могло быть у истицы только в том случае, если
бы на момент действия Списков от 17.12.1959 года № 1397 она отработала весь
требуемый для назначения пенсии педагогический стаж – 25 лет в соответствии с
теми условиями, которые устанавливались постановлением № 1397. Указанный вывод
следует из определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2002г. № 320-О.
Период нахождения на
курсах повышения квалификации не может быть засчитан в специальный стаж. Согласно
п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27,28 Закона «О трудовых
пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства от 11.07.2002г. № 516,
в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости,
засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего
дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными
правовыми актами. Включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах
повышения квалификации Правилами и ранее действовавшими нормативными актами не
предусмотрено.
Досрочная трудовая
пенсия в связи с педагогической деятельностью назначается при условии непосредственной работы с детьми,
при том в определенных должностях и учреждениях. В период нахождения на курсах
нет того неблагоприятного воздействия различного рода факторов, обусловленных
именно спецификой и характером труда педагога.
Проверив материалы
дела и обсудив доводы кассационной жалобы Управления Пенсионного фонда
Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе города
Ульяновска Ульяновской области, выслушав пояснения К*** Н.С., судебная коллегия
не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст.ст.12,
55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела,
всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы
сторон.
В соответствии с
п.п.10 п.1 ст.28 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости
назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона лицам,
не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и
муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 3 этой же
нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий,
должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая
пенсия по старости в соответствии с п.п.7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила
исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии
утверждаются Правительством РФ.
Постановлением
Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 утверждены Списки работ, профессий,
должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей
право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для
детей.
В предшествующий
период действовали Перечень и Положение о порядке исчисления стажа для
назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения,
утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №
1397, а также Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР № 463
от 06.09.1991 года и Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 года.
Как видно из
материалов дела, решением Комиссии по вопросам реализации пенсионных прав
граждан УПФ (ГУ) РФ в Заволжском районе г.Ульяновска от 05.05.2008г. К*** Н.С.
отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с
педагогической деятельностью из-за
отсутствия необходимого специального стажа.
Комиссией было
определено, что специальный стаж К*** Н.С. составляет 21 год 11 месяцев 15 дней.
При этом в специальный стаж истицы не были засчитаны период службы в органах внутренних дел с
21.11.1985г. по 01.12.1988г. и период нахождениях на курсах повышения
квалификации с 17.04.2006г. по 21.04.2006г.
Положения статьи 6
(части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части1), статей 18,19 и статьи 55
(части1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность
и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного
обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих
правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего
поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего
законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционным
Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П была
высказана позиция, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до
введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в
соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации,
действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной
категорией лиц.
Согласно ч.3
Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении
Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на
пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии
за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других
учреждениях для детей» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи
с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды
работы до 1 ноября 1999 года
засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников
народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других
учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80
Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением
Совмина РСФСР от 6 сентября 1991 года №
463.
Согласно п.3
названного Постановления Совета Министров РСФСР за данными педагогическими
работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет,
действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».
В период службы К***
Н.С. в органах милиции с 21.11.1985г. по 01.12.1988г. действовало Положение о
порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам
просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров
СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с п.п. «г» п.1 которого
учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме
работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на
пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Министерства внутренних
дел СССР и органах милиции. Пунктом 4
указанного Положения также предусмотрено, что время работы, указанной в
пунктах 1,2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по
специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения
пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в
учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту
пенсию.
Таким образом,
учитывая, что более 2/3 специального стажа К*** Н.С. проработала в учреждениях и на должностях,
которые дают ей право на льготную пенсию, истица имеет право на зачет указанного
периода службы в органах милиции в педагогический стаж. То обстоятельство, что
на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство
изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, вышедшими на
пенсию раньше, которым был засчитан
период службы в органах милиции в специальный стаж для назначения льготной
пенсии по выслуге лет, не должно нарушать ее право.
Иное толкование и
применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение
конституционного права на социальное обеспечение.
При таких
обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно было принято решение об
обязании ответчика включить в специальный стаж К*** Н.С., дающий право на назначение
досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью,
период службы в органах милиции с 20.11.1985 года по 01.12.1988 года.
Правомерно было
принято судом первой инстанции решение и в части включения в специальный стаж К***
Н.С., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с
осуществлением педагогической деятельности, период нахождения на курсах
повышения квалификации с17.04.2006 года по 21.04.2006 года.
В ходе рассмотрения
дела суд установил, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на
досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим
педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для
детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О
трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением
Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., не предусмотрено, что периоды обучения
работника на курсах повышения квалификации не засчитываются в педагогический
стаж.
Доводы, приведенные
УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска в кассационной жалобе, являются
несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда в данной части.
В силу п.4
приведенных выше Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение
трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой
постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами
или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно ст.187
Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения
квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и
средняя заработная плата.
Поэтому период
нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с
сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить
отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Кроме того, для
отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение
квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Так, статьей 11
Закона Ульяновской области «Об образовании в Ульяновской области» предусмотрена
ответственность руководителей образовательных учреждений за повышение
профессиональной квалификации работников и их обязанность по предоставлению
работникам права повышать свою квалификацию по мере необходимости, но не реже
чем один раз в пять лет.
Доводы К*** Н.С. о
том, что на курсы повышения квалификации она направлялась по распоряжению
руководителя с сохранением по месту работы заработной платы, ответчик не
оспаривает.
При таких
обстоятельствах период нахождения истицы на курсах повышения квалификации
обоснованно включен судом в стаж, дающий право на досрочное пенсионное
обеспечение.
В силу изложенного,
решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы
ответчика не подлежит.
Нарушений норм
процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения
суда, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь
ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Заволжского
районного суда г.Ульяновска от 01 августа 2008 года оставить без изменения, а
кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного
учреждения) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области - без
удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: