Печать
Закрыть окно
Судебный акт
Назначение досрочной трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью
Документ от 02.09.2008, опубликован на сайте 19.09.2008 под номером 11017, 2-я гражданская, о назнач.досроч.труд.пенсии, Оставить решение (определение) БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ, а жалобу или представление без удовлетворения

У Л Ь Я Н О В С К И Й  О Б Л А С Т Н О Й  С У Д

 

Дело № 33-***-2008г.                                       Судья Костенко А.П.

 

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 

02 сентября 2008 года                                                         г.Ульяновск

 

Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:

председательствующего Пищугиной Л.И.,

судей Шлейкиной О.В., Кинчаровой О.Е.

рассмотрела дело по кассационной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области на решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 01 августа 2008 года, по которому постановлено:

Исковые требования К*** Н*** С*** удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации  в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области включить К*** Н*** С*** в специальный  стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды: с 20.11.1985 года по 01.12.1988 года, с 17.04.2006 года по 21.04.2006 года и назначить досрочную трудовую пенсию с 04.02.2008г.

 

Заслушав доклад судьи Кинчаровой О.Е., судебная коллегия

 

у с т а н о в и л а:

 

К*** Н.С.  обратилась в суд  с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в  Заволжском районе г.Ульяновска об отмене решения комиссии УПФ (ГУ) РФ в Заволжском районе г.Ульяновска от 05 мая 2008 года об отказе в досрочном назначении пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в соответствии с  ст.28 Федерального закона № 173 от 17.12.2001 года «О трудовых пенсиях в РФ»,  включении в ее педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение  указанной трудовой пенсии, следующих периодов работы:

- с 29.08.1985г. по 20.11.1985г. – в должности воспитателя в школе при учреждении ЮЛ *** г. А***,

- с 29.11.1985г. по 01.12.1988г. – в должности воспитателя,

- с 01.01.2003г. по 03.01.2003г. – в должности воспитателя ДОУ № *** «Р***»,

- с 17.04.2006г. по 21.04.2006г. – период нахождения на курсах повышения квалификации

и назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с даты первоначального обращения, то есть с 04.02.2008г.

Судом первой инстанции  было привлечено к участию в деле в качестве третьего лица ФБУ ИК-*** УФСИН России по Республике ***.

В ходе судебного разбирательства истица К*** Н.С. отказалась от иска к УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска об отмене решения комиссии УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска от 05.05.2008 года и включении в ее педагогический стаж, дающий право на пенсию в связи с педагогической деятельностью при выслуге не менее 25 лет, периодов работы с 29.08.1985 года по 20.11.1985 года в должности воспитателя в школе при учреждении ЮЛ *** города А***, с 01.01.2003 года 03.01.2003 года – в должности воспитателя ДОУ  № *** «Р***», определением Заволжского районного суда г.Ульяновска от «01» августа 2008 года данный отказ К*** Н.С. от части исковых требований был принят, производство по делу в этой части прекращено.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Управления Пенсионного фонда РФ (государственного учреждения) в Заволжском районе города Ульяновска не соглашается с решением суда и просит его отменить, в иске К*** Н.С. отказать в полном объеме по следующим основаниям.

Период службы истицы в органах внутренних дел с 29.11.1985г. по 01.12.1988г. не подлежит включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, поскольку это не предусмотрено ни Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.09.1991г. № 463, ни Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей,  ни Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781.

В период службы истицы в органах внутренних дел действовало постановление СМ СССР № 1397 от 17.12.1959 года.

В соответствии с п.9 ст.30 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» при назначении трудовой пенсии применяется порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В связи с этим, поскольку Постановление Правительства от 17.12.1959г.  № 1397 утратило силу с 01.10.1993 года,  оно не может применяться при назначении досрочных трудовых пенсий по Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ».

В пункте 3 постановления СМ СССР от 06.09.1991 года № 463 делалась оговорка, что за теми работниками, которые ранее (до введения в действие закона «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 года № 340-1) имели право на пенсию за выслугу лет, но не предусмотрены новым Списком, сохраняется право на назначение пенсии на условиях и в порядке, действовавшем до введения в действие Закона   №340-1. Право на досрочную пенсию возникло у истицы в тот период, в который постановление от 17.12.1959г. № 1397 уже утратило силу, а новыми Списками включение в льготный стаж периода службы в ОВД не предусматривается.

Право на включение периода службы в специальный стаж могло быть у истицы только в том случае, если бы на момент действия Списков от 17.12.1959 года № 1397 она отработала весь требуемый для назначения пенсии педагогический стаж – 25 лет в соответствии с теми условиями, которые устанавливались постановлением № 1397. Указанный вывод следует из определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2002г. № 320-О.

Период нахождения на курсах повышения квалификации не может быть засчитан в специальный стаж. Согласно п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст.27,28 Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства от 11.07.2002г. № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами. Включение в специальный стаж периодов нахождения на курсах повышения квалификации Правилами и ранее действовавшими нормативными актами не предусмотрено.

Досрочная трудовая пенсия в связи с педагогической деятельностью назначается  при условии непосредственной работы с детьми, при том в определенных должностях и учреждениях. В период нахождения на курсах нет того неблагоприятного воздействия различного рода факторов, обусловленных именно спецификой и характером труда педагога.

Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области, выслушав пояснения К*** Н.С., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Согласно ст.ст.12, 55, 56 ГПК РФ суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, всесторонне и полно исследовал представленные доказательства, проверил доводы сторон.

В соответствии с п.п.10 п.1 ст.28 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Закона лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 3 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.п.7-13 пункта 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

В предшествующий период действовали Перечень и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, а также Списки, утвержденные Постановлением Совета Министров РСФСР № 463 от 06.09.1991 года и Постановлением Правительства РФ № 1067 от 22.09.1999 года.

Как видно из материалов дела, решением Комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан УПФ (ГУ) РФ в Заволжском районе г.Ульяновска от 05.05.2008г. К*** Н.С. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью из-за  отсутствия необходимого  специального стажа.

Комиссией было определено, что специальный стаж К*** Н.С. составляет 21 год 11 месяцев 15 дней. При этом в специальный стаж истицы не были засчитаны  период службы в органах внутренних дел с 21.11.1985г. по 01.12.1988г. и период нахождениях на курсах повышения квалификации с 17.04.2006г. по 21.04.2006г.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части1), статей 18,19 и статьи 55 (части1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П была высказана позиция, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

Согласно ч.3 Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, периоды работы до 1 ноября  1999 года засчитываются в соответствии со Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совмина РСФСР  от 6 сентября 1991 года № 463.

Согласно п.3 названного Постановления Совета Министров РСФСР за данными педагогическими работниками сохраняются условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет, действовавшие до введения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР».

В период службы К*** Н.С. в органах милиции с 21.11.1985г. по 01.12.1988г. действовало Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в соответствии с п.п. «г» п.1 которого учителям и другим работникам просвещения в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается служба в составе Министерства внутренних дел СССР и органах милиции. Пунктом 4  указанного Положения также предусмотрено, что время работы, указанной в пунктах 1,2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Таким образом, учитывая, что более 2/3 специального стажа К*** Н.С.  проработала в учреждениях и на должностях, которые дают ей право на льготную пенсию, истица имеет право на зачет указанного периода службы в органах милиции в педагогический стаж. То обстоятельство, что на момент рассмотрения вопроса о ее праве на досрочную пенсию законодательство изменилось, что поставило ее в неравное положение с работниками, вышедшими на пенсию раньше,  которым был засчитан период службы в органах милиции в специальный стаж для назначения льготной пенсии по выслуге лет, не должно нарушать ее право.

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции обоснованно было принято решение об обязании ответчика включить  в специальный  стаж К*** Н.С., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, период службы в органах милиции с 20.11.1985 года по 01.12.1988 года.

Правомерно было принято судом первой инстанции решение и в части включения в специальный стаж К*** Н.С., дающий право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, период нахождения на курсах повышения квалификации с17.04.2006 года по 21.04.2006 года.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002г., не предусмотрено, что периоды обучения работника на курсах повышения квалификации не засчитываются в педагогический стаж.

Доводы, приведенные УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г.Ульяновска в кассационной жалобе, являются несостоятельными и не могут повлечь отмену решения суда в данной части.

В силу п.4 приведенных выше Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно ст.187 Трудового кодекса РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.

Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.

Так, статьей 11 Закона Ульяновской области «Об образовании в Ульяновской области» предусмотрена ответственность руководителей образовательных учреждений за повышение профессиональной квалификации работников и их обязанность по предоставлению работникам права повышать свою квалификацию по мере необходимости, но не реже чем один раз в пять лет.

Доводы К*** Н.С. о том, что на курсы повышения квалификации она направлялась по распоряжению руководителя с сохранением по месту работы заработной платы, ответчик не оспаривает.

При таких обстоятельствах период нахождения истицы на курсах повышения квалификации обоснованно включен судом в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

В силу изложенного, решение суда является правильным и отмене по доводам кассационной жалобы ответчика не подлежит.

Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся основанием для отмены решения суда, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

 

о п р е д е л и л а :

 

Решение Заволжского районного суда г.Ульяновска от 01 августа 2008 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области - без удовлетворения.

 

Председательствующий:

 

Судьи: